3.
Кооперативная собственность. В
основе этой формы лежит объединение
индивидуальных собственников. Но
это не арифметическая сумма
индивидуальных собственников, а
их функционирующее единство. Каждый
в кооперативе участвует своим
трудом и имуществом, имеет равные
права в управлении и распределении
дохода. Кооперативная собственность
может быть долевой, где определены
доли каждого участника в имуществе
кооператива, или бездолевой, т. е.
без выделения и персонификации долей
имущества каждого участника.
В
небольших по размерам кооперативах
не создаются особые органы управления.
В крупных кооперативах создаются
специальные органы управления и
выделяются специальные люди для
управления делами кооператива. В этом
случае количественный рост порождает
качественные особенности, поскольку
участники кооператива делегируют
особым органам и модулям одно
из важнейших прав собственности
— управление и даже частично функции
распоряжения. Поэтому необходимо заметить,
что противоречия между функциями
и субъектами распоряжения и управления
возможны в кооперативной форме,
поскольку происходит делегирование
функции управления особым органом
и участником. По содержанию к кооперативной
собственности очень близки предприятия,
получившие названия "рабочей собственности",
которая образуется в результате
выкупа работниками предприятий
у частных собственников.
4.
Государственная собственность.
От предыдущих форм она отличается
тем, что абсолютные права собственности
находятся не у отдельных частных
лиц и их объединений, а у
государственного института публичной,
политической и экономической
власти. Государство является верховным
распорядителем имущества (условиями
производства). Управляют производством
назначенные государством руководители
(менеджеры). Особенность собственности
государственных предприятий состоит
в том, что их имущество не
делится на доли и не персонифицируется
в отдельных участниках экономического
процесса, и в том смысле она унитарна.
Собственность
на основные факторы (средства) производства
получает здесь высшую форму анонимности,
поскольку субъектом распоряжения
имуществом предприятий выступают
федеральные государственные органы.
Развитие
процессов обобществления в индустриальном
производстве ведет к нарастанию
процесса анонимности собственности
и в специальных органах разного
уровня. Параллельно происходит нарастающая
социализация экономики. Поэтому некоторые
черты государственной собственности
как объективно необходимой формы
обретают свою актуальность в уже
обозримой перспективе. В области
экологии и иных национально значимых
сферах они приобретают практическую
значимость и институциональный
механизм реализации экологических, социальных
и иных программ.
Государственная
собственность реализуется еще
в одном направлении. Обладая
экономической (и политической) властью,
она директивно присваивает часть
доходов субъектов экономического
процесса (через налоги, акцизы, пошлины
и т. д.) и перераспределяет их.
5.
Муниципальная собственность. Наряду
с государственной муниципальная
собственность является разновидностью
публичной собственности. Верховным
распорядителем имущества муниципальных
предприятий являются органы
местной власти (городские, районные
и др.). Управление муниципальными
предприятиями осуществляется либо
непосредственно муниципальными
органами, либо через назначенных
руководителей (или менеджеров).
Созданный доход может распределяться
муниципальными органами, руководителями
самостоятельно или с участием
трудовых коллективов.
6.
Смешанные формы. Современная
экономика характеризуется динамизмом,
многообразием изменений экономических
отношений, форм и институтов.
Применительно к собственности
происходит диффузия разных форм
и отношений собственности, в
результате чего усложняется
внутреннее содержание отдельных
форм. Внутри отдельных форм соединяются
черты разных форм собственности.
Например, внутри государственных
предприятий могут образоваться
структуры частнопредпринимательского
и кооперативного характера, и
в рамках государственных предприятий
образуются черты различных форм
собственности. В переходной экономике
России этот процесс затронул
все сферы. Например, различные
медицинские центры в государственных
медицинских учреждениях функционируют
на частных или кооперативных
началах. Аналогичные структуры
имеются и в государственных
высших учебных заведениях. Или,
например, колхозы и совхозы преобразованы
в акционерные общества, но продолжают
функционировать на кооперативных
началах, вновь объединив выделенные
работникам паи.
Особым
направлением образования смешанных
форм собственности является социализация
отдельных форм: участие работников
в управлении производством и
распределением дохода; участие государственных
и частных предприятий в обеспечении
работников жильем, медицинским обслуживанием
изменяет социальную сферу различных
форм собственности.
Не
следует отождествлять смешанные
формы собственности со смешанной
экономикой. Форма собственности
— это характеристика сложной
внутренней структуры отдельной
формы собственности. Здесь в
рамках отдельной формы сочетаются
различные типы главных правомочий
по труду, управлению, доходу.
7.
Комбинированные формы. Выше был
рассмотрен процесс усложнения
внутреннего содержания отдельных
форм собственности. Современная
экономика в поисках эффективного
функционирования и реализации
проектов приходит к объединению
различных форм собственности
при сохранении каждой из них
своего особого содержания. В
результате образуются комбинированные
формы. К ним могут быть отнесены
современные предприятия, холдинги,
финансово-промышленные группы, концерны,
тресты и другие формы с
равными правомочиями по управлению,
распределению доходов и распоряжению
имуществом. В финансово-промышленных
группах и иных объединениях
могут участвовать частные, государственные
и иные формы без утраты
своего базового качества.
Образуя
комбинированные формы, каждый участник,
представляющий ту или иную форму
собственности, делегирует такой объем
своих полномочий, который не ведет
к утрате базового качества каждой
из форм собственности. Если же происходит
утрата базового качества, то происходит
преобразование форм собственности.
Детальный
анализ смешанных и комбинированных
форм предполагает определение того
круга правомочий, который перераспределяется
и дополнительно приобретается
в результате происходящих изменений
во внутреннем содержании каждой формы
или при образовании на их основе
комбинированных объединений. Комбинированными
могут быть не только формы собственности,
но и отношения собственности, не
обязательно предполагающие конкретные
формы юридических лиц, предпринимательских
и институциональных структур. Государство,
например, обладает верховными правомочиями
собственности на природные ресурсы.
Лишь его страны могут иметь право
на их разработки и определять условия
раздела продукции и дохода между
государством и предпринимательскими
структурами. Субъекты федерации также
обладают некоторыми правами, причем весьма
существенными. И, наконец, фирмы, ведущие
разработку недр, имеют свои правомочия.
Сами фирмы могут быть представлены отечественными,
зарубежными или совместными предприятиями.
Каждый из выделенных уровней наделен
своим кругом полномочий. В совокупности
они образуют комбинированные отношения
собственности по разработке природных
ресурсов.
2.
Государственная собственность:
понятие, виды, уровни
Государственная
собственность как экономическая
категория означает принадлежность
имущества народу в лице избранных
им представительных органов государственной
власти. С этой точки зрения право
государственной собственности
в объективном смысле представляет
собой совокупность правовых норм,
закрепляющих и охраняющих принадлежность
материальных благ народу (населению
соответствующей территории) в лице
избранного им представительного органа
государственной власти, а также
устанавливающих порядок приобретения,
использования и отчуждения государственного
имущества.
Особенностью
института государственной собственности
является то, что как совокупность
указанных правовых норм, институт
права государственной собственности
охватывает нормы конституционного,
гражданского права, и нормы других
правовых отраслей, также регулирующих
рассматриваемые отношения: государственного,
административного, финансового, земельного
и пр., т. е. представляет собой комплексный
правовой институт. По содержанию в
нем преобладают гражданско-правовые
нормы, а определяющую роль играют конституционные
(государственно-правовые) нормы.
2.1
Сущность государственной
собственности.
Там,
где есть экономическая деятельность,
там всегда присутствует проблема собственности.
Отношения собственности пронизывают
всю систему экономических отношений
и сопровождают человека с момента
его рождения до ухода в иной мир.
Везде и всюду мы постоянно
наталкиваемся на один общий коренной
вопрос: кому принадлежит экономическая
власть, кто присваивает материальные
условия существования людей, является
хозяином земли, фабрики, духовного
богатства? Суды перегружены разбором
отношений между супругами по
разделу имущества, сосед судится
с соседом из-за клочка земли, отец
с сыном и брат с братом по поводу
наследства. Социальная сущность этих
отношений и есть выражение присущих
данному обществу экономических
отношений собственности. Сегодня
все мы готовы судиться с государством,
которое присвоило и растранжирило
наши трудовые сбережения, не выплачивает
нам заработанные деньги, пенсии. В
этом плане цивилизация не далеко
ушла от мира животных, где каждый защищает
среду своего обитания, претендует
на тот или иной "кусок" или
территорию.
Рассмотрение
системы отношений собственности
позволяет ответить на вопрос, в
чьих интересах осуществляется экономическая
деятельность. Если приоритет отдается
индивидуальному интересу, то можно
говорить о системе отношений
индивидуального частного отношения.
Если присвоение осуществляется в интересах
какого-либо коллектива, то речь идет о
коллективной собственности. Присвоение
может вестись определенной социальной
группой людей. Здесь на лицо уже
классовый интерес.
Характерной
чертой марксистской трактовки собственности
и было подчеркивание экономического
содержания над ее юридической формой.
Западные
экономисты и юристы чаще видят в
собственности отношения человека
к вещи. В Римском праве собственность
рассматривалась как право владения,
пользования и распоряжения имуществом
без проведения разграничения собственности
на предметы личного потребления
и на средства производства. И это
естественно, экономическая деятельность
в широком понимании этого
процесса сформировалась значительно
позже.
Собственность
как экономическая категория
есть отношение между людьми по поводу
материальной основы хозяйственной
деятельности, т.е. средств производства.
В этом плане собственность тесно связана
с экономической властью, с управлением
производством, с повседневными отношениями
между людьми. Поскольку конечной целью
всякой хозяйственной деятельности является
достижение определенного эффекта при
производстве и реализации товаров и услуг,
распорядителем этого эффекта и его владельцем
является собственник материальных факторов
производства, т.е. земли и капитала. Поэтому
отношения собственности составляют основу
социально-экономических отношений между
людьми, определяют характер этих отношений,
поведение людей.
Экономические
отношения собственности не только
характеризуют социальную сторону
экономической жизни, но и определяют
формы ее организации. Мы говорим, что
основу рыночной экономики составляет
частная собственность. Но рыночная
экономика возникает лишь при
условии, когда участники экономической
жизни общества признают друг в друге
обособленных равноправных собственников.
Это равенство реализуется через
обмен, где каждый участник и собственник
экономического блага взаимодействуют
с другими на эквивалентно-возмездной
основе и личной независимости.
Наличие
той или иной экономической формы
присвоения не является случайным, а
обусловливается уровнем развития
материальной базы производства. В
современных условиях бесконтрольное
использование могучих средств труда
(атомные электростанции, танкерный флот
и т.д.) на уровне индивида или коллектива
ставит под угрозу существование человека
и всего живого на земле. Поэтому стало
объективно необходимым создание механизмов,
обеспечивающих сочетание частных интересов
личности или коллектива с интересами
общества как целого. Создание такого
рода механизмов означает становление
общественных форм присвоения национального
богатства.