Государственная собственность в нефтяной отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

ХХ в. насыщен многими событиями, которые будоражили и потря­сали земную цивилизацию. Шла борьба за передел мира, за сферы экономического и политического влияния, за источники минерального сырья. Среди этого, клокочущего страстями, человеческого общества выделяется одна доминанта: стремление обладать ресурсами „черного золота", столь необходимого для прогрессивного развития промыш­ленности

Содержание

Введение

Нефть и ее основные характеристики
2. Нефтяная промышленность.

Проблемы нефтедобывающей отрасли.
Развитие добычи нефти.
Причины упадка нефтедобывающей промышленности.
6. Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности.

7. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы.

Экспорт нефти.
Последствия интенсивной добычи.
Общая закономерность конкурентного рынка.
Заключение.
12. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Моя Презентация.ppt

— 426.50 Кб (Скачать)

4.  Развитие добычи  нефти. 

 Добыча  нефти ведется  человечеством с  древних времен. Сначала применялись примитивные способы: сбор нефти с поверхности водоемов, обработка песчаника или известняка, пропитанного нефтью, при помощи колодцев. Первый способ применялся еще в 1 веке в Мидии и Сирии, второй - в 15 веке в Италии. Но началом развития нефтяной промышленности принято считать время появления механического бурения скважин на нефть в 1859 году в США, и сейчас практически вся добываемая в мире нефть извлекается посредством буровых скважин. За сотню с лишним лет развития истощились одни месторождения, были открыты другие, повысилась эффективность добычи нефти, увеличилась нефтеотдача, т.е. полнота извлечения нефти из пласта. Но изменилась структура добычи топлива. Долгое время находившуюся на первом месте нефтяную промышленность обгоняла перспективная газовая. (Сейчас на уголь приходиться только 15% тонн условного топлива, газ - 45% , нефть - 40%). У сходящей с лидирующих позиций нефтяной промышленности возникли проблемы.

 В  России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 г. и в 1866 г. одна из них дала нефтяной фонтан с дебитом более 190 т в сутки. Тогда добыча нефти велась в основном монополиями, зависевшими от иностранного капитала. В начале 20 века Россия занимала первое место по добычи нефти. В 1901 - 1913 г.г. страна добывала приблизительно 11 млн. тонн нефти. Сильный спад произошел во время Гражданской войны. К 1928 году добыча нефти была снова доведена до 11,6 млн. тонн. В первые годы советской власти основными районами нефтедобычи были Бакинский и Северного Кавказа (Грозный, Майкоп). Также велась добыча на Западной Украине в Голиции. Закавказье и Северный Кавказ давали в 1940 г. около 87% нефти в Советском Союзе. Однако вскоре истощающиеся запасы старейших районов перестали удовлетворять запросы развивающейся промышленности.

 Назрела необходимость  в поисках нефти на других  территориях страны. Были открыты  и введены в строй месторождения  Пермской и Куйбышевской областей, Башкирии, что обусловило создание  крупнейшей Волго-Уральской базы. Обнаружены новые месторождения  в Средней Азии Казахстане, добыча  нефти достигла 31,1 млн. тонн. Война 1941 - 1945 г.г. нанесла сильный ущерб  районам Северного Кавказа, что  существенно сократило объем  добываемой нефти. Однако в послевоенный  период с параллельным восстановлением  нефтедобывающих комплексов Грозного  и Майкопа были введены в  разработку крупнейшие месторождения  Волго-Уральской нефтяной базы. И  в 1960 году она уже давала около 71% нефти страны. Применялись и  технические новшества (поддержание  пластового давления), что позволило  значительно увеличить добычу. В 50 годах добывали 38 млн. тонн, в 60-ых  же цифра возросла на порядок - 148 млн. тонн. Конец 60-ых годов ознаменовался  оснащением отрасли новейшими  техническими изобретениями и  усовершенствованием технологий. За  период с 1961 по 1972 годы было добыто  свыше 3,3 млр. тонн нефти.

5.  Причины упадка  нефтедобывающей  промышленности. 

За время развития  совершенствовались технические  способы добычи. Однако этот процесс  был значительно замедлен из-за  экстенсивного пути, по которому  пошла советская нефтяная промышленность, когда увеличение объемов добычи  достигалась в основном не  автоматизацией производства и  внедрения современных эффективных  методов, а разработкой новых  месторождений. Такое развитие обусловило  старение технологий, что стало  одной из причин настоящего  спада. С конца 80-ых годов мы  наблюдаем спад (за 1988 - 1991 годы объем  добычи сократился более чем  на 20%), главные причины которого  заключаются в следующем:

крупные и  высокодебитные месторождения эксплуатируемого  фонда, составляющие основу ресурсной  базы, в значительной степени  выработаны;

резко ухудшились  по своим кондициям и вновь  приращиваемые запасы. За последнее  время практически не открыто  ни одного крупного высокопродуктивного  месторождения;

сократилось  финансирование геологоразведочных  работ. Так в Западной Сибири, где степень освоения прогнозных  ресурсов составляет около 35 процентов, финансирование геологических работ  начиная с 1989 года сократилось  на 30 процентов. На столько же  уменьшились объемы разведочного  бурения;

остро не хватает  высокопроизводительной техники  и оборудования для добычи  и бурения. Основная часть технических  средств имеет износ более 50 процентов, только 14 процентов машин и оборудования  соответствует мировым стандартам, 70 процентов парка буровых установок  морально устарело и требует  замены. С распадом СССР усугубилось  положение с поставками нефтепромыслового  оборудования из стран СНГ.

низкие внутренние  цены на нефть не обеспечивают  самофинансирования нефтедобывающих  предприятий (эта ситуация сохраняется  и сегодня после серии повышений  цен на нефть). В итоге произошло  серьезное ухудшение материально - технического и финансового  обеспечения отрасли;

нехватка эффективного  и экологичного оборудования  с особой остротой создает  в отрасли проблему загрязнения  окружающей среды (авария в Коми). На решение этой проблемы отвлекаются  значительные материальные и  финансовые ресурсы, которые не  участвуют непосредственно в  увеличении добычи нефти;

  • не определен единообразный собственник месторождений нефти и газа, с которым следует иметь дело отечественным и зарубежным организациям, а также частным лицам;
  • задолженность республик за поставленную нефть и нарастающий кризис неплатежей.

6.  Особенности размещения  нефтеперерабатывающей  промышленности.  

 Размещение  предприятий  нефтеперерабатывающей  промышленности зависит от размеров  потребления нефтепродуктов в  разных районах, техники переработки  и транспортировки нефти, территориальных  со­отношений между ресурсами  и местами потребления жидкого  топлива.

 Добытая из  недр земли нефть содержит  большое количество песка, солей  и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала пос­тупает  на нефтеочистительные заводы, которые  строят обычно в ра­йонах ее  добычи. Затем очищенная нефть  поступает на нефтеперера­батывающие  заводы,  которые строятся в  районах потребления неф­тепродуктов.

 Нефтеперерабатывающая  промышленность  вырабатывает  нефтепро­дукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные мас­ла), которые непосредственно используются потребителями. Техни­ческий прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтепе­рерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

 Между тем  приближение нефтеперерабатывающей  промышленности  к местам потребления  нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связан­ных с ее транспортировкой и хранением:

 транспортировка  нефти  всегда экономичнее перевозки  ее много­численных производных;

 для транспортировки  нефти могут быть широко использованы  тру­бопроводы которые,  помимо  сырой нефти,  осуществляют  перекачку  светлых продуктов;

 хранение  сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель  получает  возможность  одновременно  использовать  сырую нефть, поступающую из разных районов.

 Размещение  переработки  нефти приобретает  повсеместный харак­тер. В то  же время экономический фактор  становится лимитирующим.

 Нефтепереработка  в  разных районах страны находится  в зависимости не только от  качества исходной сырой нефти,  но и от того, какие  виды  топлива в местных условиях  оказываются наиболее эф­фективными.

 Нефтеперерабатывающие  заводы  разместились  на трассах нефтеп­роводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов до­бычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредото­чена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на вос­ток (Ачинск).

Распределение  нефтепереработки  по экономическим  районам России  в %. 

Экономические  районы 

Нефтепереработка  т. 

Север 

1,9  

Северо-Запад 

--- 

ЦЭР 

16,6  

Волго-Вятский  

7,7  

Поволжье  

 17,5  

Северный  Кавказ  

 7,1  

Урал  

 24,3  

Западная  Сибирь  

 9,9  

Восточная  Сибирь  

11,1 

7.  Транспорт нефти.  Магистральные нефтепроводы.  

 В настоящее  время география нефтеперерабатывающей  промышлен­ности не всегда совпадает  с районами ее переработки. Поэтому за­дачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети неф­тепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

 На  железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны цент­ральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

 Транспортировка  нефти водным путем обходится дешевле и эконо­мичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при пе­ревозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.

 Трубопроводы  - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способ­ность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.

 Трубопроводный  транспорт является  важной подотраслью  нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутрере­гиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтеп­роводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конк­ретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заво­дами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образу­ют технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа ­Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихо­рецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.

В свое  время  создание  нефтяной  базы между  Волгой и Уралом намного улучшило  снабжение нефтью центральных  и восточных  райо­нов страны.  Занимая выгодное транспортно-географическое  положе­ние,  Волго-Уральский район вызвал появление целой  системы  ма­гистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:

1,  восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (неф­тепродукты);

2,  запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вент­спилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск ­Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород - Ярославль - Кириши (Северо - Запад);

Информация о работе Государственная собственность в нефтяной отрасли