Государственная служба занятости населения в РФ: структура, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Основная задача социальной политики, проводимой высшими органами власти России - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке

Содержание

Введение
Глава I. Государственная политика в области занятости населения
1.1. Особенности безработицы в России и ее регулирование
1.2. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе.
1.3. Государственная служба занятости населения в России и ее функции
Глава II. Направления повышения эффективности работы органов государственной службы занятости по регулированию рынку труда
2.1. Внедрение в практику работы органов службы занятости населения бюджетного планирования, ориентированного на результат
2.2. Оценка деятельности органов службы занятости населения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

главный по РТ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

            анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

            консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

            оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников, с учетом их профессиональной подготовки, возраста, трудового стажа.

            организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

            оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

            оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

            выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

            подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

            разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

            опубликование статистических данных о состоянии рынка труда.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения[9].


Глава II. Направления повышения эффективности работы органов государственной службы занятости по регулированию рынку труда

2.1. Внедрение в практику работы органов службы занятости населения бюджетного планирования, ориентированного на результат

В настоящее время в РФ осуществляется реформа бюджетного процесса, которая является одной из важнейших предпосылок для повышения эффективности системы государственного управления в целом. Основные положения этой реформы изложены в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» и «Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.»[10]. Суть реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров, улучшении координации органов государственной власти, реализации курса на экономический рост и повышение качества жизни людей. Одним из важных элементов достижения целей реформы является перевод бюджетных процессов на нормативные методы бюджетного планирования.

При формировании проектов федерального бюджета на 2005-2007 год использованы методы бюджетного планирования, ориентированные на результаты, в рамках которого ежегодно выделяются в составе расходов федерального бюджета ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе между федеральными органами исполнительной власти и реализуемыми ими программами. При этом оценивается результативность бюджетных расходов и качество управления бюджетными средствами[11].

Оценка эффективности ведомственных Программ осуществляется по следующим направлениям:

            оценка   социально-экономической    эффективности    мероприятий программы;

            оценка бюджетной эффективности мероприятий программы.

Социально-экономический эффект мероприятий программы отражается в изменении ряда показателей в связи с трудоустройством безработных граждан.

К таким показателям отнесены: снижение потенциального уровня бедности (отражает отношение потенциального дохода граждан, трудоустроенных на постоянную работу, к потенциально возможному доходу постоянного населения); сокращение потерь валового регионального продукта (отражает отношение объема потенциального дохода граждан, трудоустроенных на постоянную и временную работу, к доле потенциально возможного дохода занятого населения в объеме валового регионального продукта); бюджетная эффективность мероприятий, которая оценивалась по объемам налоговых поступлений в бюджетную систему и индекс доходности бюджетных расходов.

В расчете показателя снижение потенциального уровня бедности применяются следующие данные:

            численность (постоянного) населения;

            численность граждан, трудоустроенных на постоянную работу;

            средняя продолжительность занятости в  течение года при  трудоустройстве на постоянную работу;

       средний размер заработной  платы  граждан, трудоустроенных  на постоянную работу;

       величина прожиточного минимума.

За 2006-2007 год в целом по России запланировано трудоустроить 6648,5 тыс. человек. При этом, если в 2002 году индекс доходности бюд­жетных расходов (соотношение налоговых поступлений в бюджетную систему, обусловленных трудоустройством граждан, и расходов на со­действие занятости) составил 7,2 (на 1 рубль затрат пришлось 7,2 руб. ор­ганов службы занятости населения субъектов РФ доходов), то 2006 году он должен составить 10,2[12].

Повышение результативности и эффективно­сти бюджетных расходов возможно осуществлять по следующим основ­ным направлениям:

             совершенствование действующего законодательства;

             совершенствование технологии работы органов службы занятости, направленное на повышение качества и эффективности предоставляемых государственных услуг;

             оптимизация организационной структуры и системы управления органов службы занятости;

             совершенствование   информационных   технологий; 

             усиление взаимодействия и координации работы службы занятости населении с территориальными федеральными и региональными органами власти и управлениями, задействованными в реализации государственной политики в области содействия занятости населения;

             координацию работы центров занятости населения;

             комплексная оценка деятельности.

2.2. Оценка деятельности органов службы занятости населения

Проблема выбора для использования в практической деятельности органов службы занятости объективных показателей оценки деятельности, характеризующих объемы, качество, эффективность работы, а также напряженность труда специалистов и вклад каждого центра занятости в формирование общего результата деятельности региональной службы занятости является чрезвычайно важной.

На основании Постановления Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», «Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.»[13], других правительственных документов проводится смещении акцептов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами». Однако использование ряда показателей, предложенных в данных документах (таких как, бюджетный эффект, сокращение глубины бедности, сокращение потерь валового регионального продукта и т.д.) для оперативной оценки деятельности территориальных центров занятости населения не представляется возможным, т.к. отсутствует отработанная система мониторинга результатов работы с клиентами (продолжительность трудоустройства, заработная плата трудоустроенных по направлению службы занятости населения в динамике и т.д.).

В одной из публикаций МОТ[14] выделяется несколько подходов измерения степени успешности посреднической степени государственной службы занятости:

             определять успех по степени охвата рынка труда (доле ищущих работу, регистрируемых в службе занятости, доле вакансий, сообщаемых в службу);

             оценивать общую статистику трудоустройства. Однако проблема заключается в том, что в государственной статистике трудоустройство на постоянной основе, кратковременное трудоустройство оцениваются равноценно;

             оценивать степень удовлетворенности клиентов. Этот подход требует сбора и обработки определенной унифицированной информации;

             определять приходящуюся на долю государственной службы занятости добавленную стоимость (налоговые поступления от ФОТ трудоустроенного и т.д.).

Оценка производится ежемесячно но двум группам центров занятости: по районным центрам занятости и городским.

При оценке эффективности работы центров занятости используются следующие показатели:

             средняя продолжительность безработицы;

             коэффициент напряженности (отношение числа ищущих работу граждан к числу вакансий, заявленных в службу занятости);

             доля безработных граждан, состоящих на учете в ЦЗМ более 18 месяцев, в общем количестве безработных граждан;

             доля граждан, трудоустроенных по направлению ЦЗМ, в общем количестве трудоустроенных граждан;

             уровень трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

             уровень трудоустройства ищущих работу граждан.

При оценке результативности расходования бюджетных средств центрами занятости используются следующие показатели:

             затраты бюджетных средств на одного трудоустроенного гражданина, обратившегося в ЦЗН с целью поиска работы.

             доля граждан, участвовавших в общественных работах без использования бюджетных средств, от общего числа участников общественных работ;

             доля временно трудоустроенных несовершеннолетних граждан (но договорам) без использования бюджетных средств от общей численности трудоустроенных несовершеннолетних граждан (по договорам);

             уровень закрепляемости граждан после окончания общественных работ;

             уровень закрепляемости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, после окончания временных работ по договорам;

             уровень закрепляемости граждан после окончания профессионального обучения по направлению службы занятости;

             доля граждан, поставленных на учет после завершения профессионального обучения по направлению службы занятости; Балл по данному показателю вычитается из общей итоговой суммы баллов по другим показателям.

При оценке нагрузки специалистов центров занятости используются следующие показатели:

             нагрузка на одного специалиста (учитываются с соответствующими «поправочными» коэффициентами численность обратившихся за содействием в трудоустройстве и за консультацией, численность трудоустроенных и прошедших перерегистрацию безработных граждан, а также получивших услуги по профориентации);

             выполнение контрольных показателей по численности участников мероприятий по содействию занятости населения.

При оценке степени охвата органами службы занятости населения рынка труда используется следующий показатель:

             доля незанятых граждан, обратившихся в ЦЗН в целях трудоустройства, от численности незанятого населения района (города).

Использование названных показателей для оценки деятельности центров занятости населения позволяет производить оценку эффективности работы службы занятости и результативности бюджетных средств. С учетом результатов работы, а также напряженности труда специалистов и реальных усилий конкретного коллектива центра занятости осуществляется стимулирование (материальное и моральное) специалистов. Все это позволяет повысить эффективность работы службы занятости в целом, следовательно и эффективность регулирования рынка труда[15].


Заключение

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а, следовательно, к снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи, женщин, пенсионеров, инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, выпускников учебных заведений.

Сегодня ощущается настоятельная необходимость в выработке новых подходов к решению проблемы безработицы. Прежде всего, речь идет о совершенствовании законодательства о занятости с точки зрения правил взаимодействия субъектов рынка труда (государства, работодателей, профсоюзов и наемных работников как плательщиков страховых взносов), изменения условий присвоения статуса безработного, усиления роли региональных администраций в регулировании положения на местных рынках труда. Если законодательство оставить без изменений, безработица превратится в мощный катализатор социального напряжения. Уже в ближайшее время количество безработных может превысить 20% численности трудоспособного населения.

Информация о работе Государственная служба занятости населения в РФ: структура, функции