Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа
Основная задача социальной политики, проводимой высшими органами власти России - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке
Введение
Глава I. Государственная политика в области занятости населения
1.1. Особенности безработицы в России и ее регулирование
1.2. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе.
1.3. Государственная служба занятости населения в России и ее функции
Глава II. Направления повышения эффективности работы органов государственной службы занятости по регулированию рынку труда
2.1. Внедрение в практику работы органов службы занятости населения бюджетного планирования, ориентированного на результат
2.2. Оценка деятельности органов службы занятости населения
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
кафедра управления персоналом
Контрольная работа
Дисциплина: «Рынок труда»
тема: «Государственная служба занятости населения: в РФ: структура, функции»
Выполнила: студентка 603 гр.,
Проверила: Москвина О.В., доцент.
Новосибирск, 2008
Оглавление
Введение
Глава I. Государственная политика в области занятости населения
1.1. Особенности безработицы в России и ее регулирование
1.2. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе.
1.3. Государственная служба занятости населения в России и ее функции
Глава II. Направления повышения эффективности работы органов государственной службы занятости по регулированию рынку труда
2.1. Внедрение в практику работы органов службы занятости населения бюджетного планирования, ориентированного на результат
2.2. Оценка деятельности органов службы занятости населения
Заключение
Список использованной литературы
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально - экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
Показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.
Основная задача социальной политики, проводимой высшими органами власти России - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой мы сейчас и рассмотрим.
1.1. Особенности безработицы в России и ее регулирование
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно - техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда[1].
Главная особенность безработицы в России связана с тем, что ее уровень оказался совершенно несопоставимым с размерами спада производства: при сокращении последнего за пять лет на 40% и более количество занятых в экономике уменьшилось на 1 млн. чел., т. е. на 1,5%. Уровень же безработицы официально оценивается приблизительно в 9 – 10%. Еще одна особенность – несравненно большие размеры скрытой безработицы и неформальной занятости; последняя стала оборотной стороной безработицы[2].
В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах Занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.
Таким образом, в Российской Федерации выделяется два среза безработицы: собственно безработица, определяемая органами статистики, и та ее часть, которая регистрируется органами государственной службы занятости. Общее число безработных в настоящее время приблизительно 8 млн. чел. (из них около 2 млн. чел. зарегистрированы в службе занятости). Это так называемая явная безработица. Однако дело не только в размерах безработицы.
Положение безработного сегодня для большего числа граждан, нуждающихся в работе, становится неприемлемой формой существования.
Ни государство в лице службы занятости, ни семья не могут материально поддержать человека в период поиска работы. В результате людям, нуждающимся в работе, приходится в массовом порядке обращаться к неформальным формам самозанятости. Они либо организуют собственное нелегальное дело, либо эпизодически подрабатывают у официального работодателя на теневых условиях. Людям нужна работа как стабильный источник дохода. Ее режим, характер, условия трудовой деятельности часто значения не имеют[3].
Нецивилизованное использование рабочей силы в неконтролируемой экономике ведет к профессиональной деградации граждан, ухудшению физического и морального здоровья.
Что касается скрытой безработицы, то количество работников, которые числятся на предприятиях, но фактически не работают, составляет сегодня, по расчетам Института труда Министерства труда РФ, более 6 млн. чел. Это примерно 12% занятых на крупных и средних предприятиях. Скрытую безработицу следует рассматривать как в принципе ненормальное явление.
Проблема безработицы в России нашла отражение в целом комплексе законов, указов и постановлений высших законодательных и исполнительных органов власти. Первый закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» был принят 19 апреля 1991г. Существенные изменения и дополнения в решение проблемы были внесены Законом РФ «О занятости населения в РФ» от 20 апреля 1996 г. Созданы Федеральная государственная служба занятости населения РФ и Государственный фонд занятости населения РФ. Разработана классификация статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусе в занятости.
Ежегодно Правительство РФ принимает Федеральные программы содействия занятости населения. Разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 – 2000 гг.
В России государство гарантирует безработным:
выплату пособия;
возмещение затрат, в связи с переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
зачет в общий трудовой стаж времени получения пособия по безработице.
Пособие по безработице выплачивается в течение 12 месяцев, а для лиц предпенсионного возраста – в течение 24 календарных месяцев. Размер пособия: первые три месяца – 75% среднего заработка; с четвертого по седьмой месяцы – 60% заработка; с восьмого месяца - 45% заработка. Но во всех случаях размер пособия не должен превышать среднего заработка, сложившегося в данном регионе[4].
Существенно изменилось отношение российского общества к безработице. В 1990 - 1992 гг. среди политиков и ученых преобладало мнение, что безработица положительно влияет на эффективность труда тех, кто пока занят, и что в целом безработица - это благо. Ныне, когда миллионы российских граждан на личном опыте узнали, что такое безработица, все более стала утверждаться мысль, что в социально ориентированной рыночной экономике безработица не допустима, что ее рост может привести к социальному взрыву.
Предотвращение ускоренного роста безработицы и последующее сокращение ее становятся важнейшей задачей социальной политики.
1.2. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе.
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению[5].
Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.
Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.
Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов.
Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства ГФЗН используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию[6].
1.3. Государственная служба занятости населения в России и ее функции
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости[7].
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.
Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие[8].
Информация о работе Государственная служба занятости населения в РФ: структура, функции