В Украине в 1994 году услуги
по профориентации и консультации
по трудоустройству получили
более 1 млн.человек. За счёт
финансирования из средств ФСЗ
предотвращено увольнение 500 тыс.
работающих.
В общенациональном масштабе современное
государство с целью уменьшения армии
безработных пытается регулировать заработную
плату на таком уровне, чтобы темпы ее
роста были ниже от роста производительности
труда. Для этого осуществляется “политика
доходов”, активная кредитно-денежная
политика и т.д. Такую тактику применяют
частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы
уровень продуктивности труда опережал
рост оплаты рабочей силы. Наибольших
успехов в этом деле достигли США. С 1974
г. до середины 80-х годов было образовано
23 млн. дополнительных рабочих мест и принято
на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно,
что за это время 500 самых могущественных
корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих
мест, а мелкие фирмы образовали
7 млн. таких мест.
Конкретные результаты в осуществлении
политики трудоустройства может дать
сокращение рабочего дня. За последние
100 лет в большинстве развитых стран
Запада продолжительность рабочего
дня сократилась вдвое. Исключением
из этого правила стала только
Япония. Японец сегодня работает
в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов
больше, чем в США, на 450 часов больше, чем
в
Германии, на 400 часов больше, чем
во Франции. Сокращение продолжительности
рабочего дня с целью увеличения
занятости происходило в Швеции
в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983
гг. и некоторых других странах.
В Украине законодательная основа
программ защиты населения при
переходе к рыночной экономике
заложена в Законе о занятости.
В этом законе предусмотрен
комплекс мер, направленных на
сохранение высокого уровня занятости,
усовершенствования его структуры и поддержки
рынка (с этой целью будет постепенно формироваться
жилищный рынок, усовершенствоваться
инфраструктура рынка труда, будет усиливаться
мобильность рабочей силы и др.), смена
структуры рабочих мест за счет высвобождения
части работников из неперспективных
в перспективные отрасли и увеличение
занятости в сфере нематериального воспроизводства,
повышение общеобразовательного, квалификационного
уровня рабочей силы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поддержка экономических, политических
и социальных условий есть базис для стабильности
общества. Любые изменения в одной из этих
сфер сразу же отражается на других. Как
мы знаем из истории, игнорирование этих
связей ведёт к социальной дестабилизации.
С другой стороны, изменения в этой структуре
необходимы для успешного развития общества.
Улучшение жизненных условий населения
– вот чаще всего цель реформ. Но в Украине
жизненные условия различных групп изменились
к худшему. В свете этих перемен потребность
в социальной поддержке населению резко
возросла, и продолжает расти по сей день.
Общий анализ показал, что службы
социальной помощи являются неотъемлемой
частью социальной политики современного
Украинского государства. Их необходимость
– вопрос, не требующий обсуждения,
их эффективность – проблема современной
Украины. Налицо такие недостатки социальных
служб в Украины, как:
. зацикливание работы только
на «социально незащищённых слоях
населения», тогда как другие
обширные группы людей остаются
без внимания;
. отсутствие единой социальной политики;
. низкая (скорее недостаточная) квалификация
социальных работников;
. скудный набор социальных услуг;
развитие социального неравенства.
Крайняя степень неравенства
способна привести к нестабильности
в обществе, социальным взрывам,
разрушению производительных сил. Поэтому
в цивилизованных обществах политические
структуры ведут политику по смягчению
социального неравенства, созданию условий
для удовлетворения хотя бы минимальных
материальных и духовных потребностей
людей, что достигается путем налоговой
политики, расширением и углублением социальной
работы по защите наиболее ущемленных
слоев населения.
В условиях кризисного состояния
Украинского общества ни теоретически,
ни тем более практически нельзя
ставить задачу ликвидации неравенства.
Речь должна идти о предотвращении его
крайностей, т.е. не допущений глобальной
поляризации социальных групп, слоев и
классов с целью избежать социального
взрыва и обеспечить стабильность в обществе.
Политики понимают взрывоопасность
такой ситуации. Предпринимаются определенные
шаги для ее предотвращения. Но эти шаги
часто непоследовательны, а принимаемые
меры являются далеко не полными и, самое
главное, плохо реализуются.
Нет сомнения в том, что сравнительный
анализ содержания социальной
политики разных государств позволяет
значительно обогатить теорию и практику
этой деятельности. В то же время при освоении
зарубежного опыта в сфере социальной
поддержки населения необходимо в полной
мере учитывать исторические условия
и национальные особенности Украины. Надо
иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране
(и имеющую место в прошлом) систему социального
обеспечения населения, а также, естественно,
особенности культуры, менталитета, образа
жизни украинского общества, разумно дополняя
ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической
ситуации. На предстоящий обозримый период
целесообразно сохранение преимущественно
государственной помощи в сфере здравоохранения,
распределения жилья и т.д. в первую очередь
для неимущих и обеспеченных слоев населения.
Известно, что в разных странах,
сложилась разная система оказания
социальной помощи "слабым" слоям
населения. Если, к примеру, в
США делается акцент на частный
сектор, общественные организации,
благотворительность, то в большинстве
европейских стран главную роль
в решении этих проблем решает государство.
Что касается Украины, то здесь
следует отдавать предпочтение
государству не только потому,
что частный сектор, коммерческие
и другие негосударственные структуры
до последнего времени были
слабы и не развиты
(сейчас о них этого не скажешь),
но и потому, что они в значительной
своей части недостаточно цивилизованны,
криминальны.
При
научном подходе и трезвом
контроле за ситуацией, выполнении всех
рекомендаций теоретиков и практиков
социальной работы, стабильном финансировании
в Украины так же может быть достигнут
высокий уровень социальной помощи населению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Макконнел
К., Брю С. “Экономикс” Республика, 1992
г.
- Мир в цифрах.
СНГ Стат. - М., 1997.
- Орлов А. “Угрозы
в социальной сфере, их диагностика и возможности
их упреждения” Вопросы экономики, №
1, 1995 г.
- Павленок
П.Д. Теория и методика социальной работы.
- К., 1995.
- Павленок
П.Д. Основы социальной работы. -К.: ИНФРА-М,
1998.
- Страны мира.
Краткий политико-экономический справочник.
- М.: Интеркнига,1996.
- Украина и
страны мира. - К.: ВЦ Госкомстата Украины,
1997.