Государственная политика в области градостроительства и районной планировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:06, лекция

Описание работы

1. Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Правовое регулирование и нормативная база градостроительства и районной планировки.
2. Схема комплексной территориальной организации региона (на примере Минской области).
3. Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы: итоги развития.
4. Правила застройки. Понятие генерального плана и детального плана застройки.

Работа содержит 1 файл

Lect3.docx

— 385.78 Кб (Скачать)

    __________________________________________________________ 

    Рейтинг городов Беларуси. В 2008 году белорусскими учеными-экономистами был выполнен проект по формированию первого в Беларуси рейтинга городов.

      

    Источник: Валетка У.У. і інш. Рэйтынг гарадоў  Беларусі: умовы развіцця чалавечага капіталу. Мн., 2009; Акуліч У.А. Рэйтынг  гарадоў Беларусі 2008: умовы развіцця чалавечага капіталу // Бюллетень "Новости  НИСЭПИ" №1. 2009. C. 64-66. Рецензия на - http://ekonomika.by/Akulich2  

    Методология. Для построения рейтинга белорусских  городов были выбраны следующие  показатели:

  • Темп роста населения за 1989-2006 гг., % (уд. вес. показателя – 0,175)
  • Миграционный прирост за 2005-2006 гг., % (0,175)
  • Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. (0,225)
  • Доля занятых на малых предприятиях к общей численности занятых, % (0,2)
  • Доля экономически активного населения ко всему населению, % (0,1)
  • Сумма экологических платежей за вредные выбросы, тыс. руб. (0,05)
  • Транспортная доступность, км. (0,075)

    _________________________________________________________ 

       Города-спутники. На фоне сокращения населения по всей территории Беларуси продолжает увеличиваться число жителей Минска. За последние 10 лет Минск вырос на 156 тыс. человек, или 9% (по последней переписи 1 млн. 837 тысяч.)

    Есть  разные точки зрения на это, что большая  часть трудового потенциала Беларуси концентрируется в одном городе. Одни видят в этом преимущества и  приводят аналогичный пример – Ирландию, другие считают, что это не нормально, и что нужно предпринимать  меры для преломления этой тенденции.

    На  официальном уровне, пока придерживаются второй точки зрения, что нужно не допустить дальнейшего роста Минска и остановить его рост на отметке 2 млн. жителей. Поэтому, как одно из возможных решений, предложено создание вокруг Минска городов спутников. В частности, вокруг Минска планируется создать 9 городов-спутников, чтобы не допустить рост Минска свыше 2 млн. человек.

    В качестве спутников Минска на первом этапе могут стать девять населенных пунктов: как промышленные – Дзержинск, Жодино, Фаниполь, агропромышленные –  Смолевичи, Столбцы, Узда, Руденск, туристско-рекреационные  – Заславль, Логойск.

    По  Смолевичам и Заславлю уже сделаны градоэкономические обоснования, определены стройплощадки, где разместятся новые микрорайоны. Планируется, то в Смолевичах население вырастет с нынешних 15 тыс. до 60 тыс. человек, а в Заславле с нынешних 14 тыс. – до 35 тыс. человек.

    _____________________________________________________________ 

    Для отличника. Административно-территориальная реформа в Беларуси. В Беларуси не планируется проведение административно-территориальной реформы по разукрупнению областей и районов. Тем не менее, группа ученых-экономистов в Институте экономики НАН Беларуси давно разработала проект такой административно-территориальной реформы.

    Этот  вариант реформы административно-территориального деления основывается на идее увеличения общего количества административно-территориальных единиц и уменьшения их размеров. Вместо 6 нынешних областей и города республиканского подчинения Минска создание 15 новых областей (округов), со средним радиусом доступности от 43 до 80 км. Их центрами станут Минск, Брест, Барановичи, Пинск, Витебск, Полоцк, Гомель, Мозырь, Гродно Лида, Борисов, Молодечно, Слуцк, Могилев, Бобруйск».

    По  мнению авторитетных ученых НАН Беларуси, «базовой административно-территориальной  единицей должен стать новый район  радиусом доступности 14-17,5 км и общим  количеством от 250 до 275 единиц. Их центрами могут быть все нынешние районные центры, города областного и районного  подчинения, поселки городского типа, а также наиболее крупные сельские поселения».

       Источник цитирования: Философия и идеология жизнедеятельности Беларуси: теоретические основы антикризисной модели и механизмы ее реализации. Под ред. Академика П.Г. Никитенко. Минск: Белорусская наука. 2009. 620 с.

    Как Вы относитесь к данному проекту  реформы административно-территориального деления Беларуси? Ответ можно  выслать лектору. 
 

    4. Правила застройки.  Понятие генерального  плана и детального  плана застройки. 

    Впервые правила застройки (zoning, zoning regulation/code/ordinance) были приняты в 1916 г. в Нью-Йорке, в 1920-е годы распространились по городам  США, а затем, с различными местными особенностями, и по многим странам. Основные цели их введения – исключить  такое соседство видов использования  земельных участков и параметров застройки, которое может приводить  к снижению качества среды (например, при соседстве жилья с промышленными  предприятиями, кварталов высотного  строительства с малоэтажным  жильем и пр.), а также минимизировать процедуры, с помощью которых  застройщик имеет возможность узнать как допускается использовать тот  или иной земельный участок.

    Выбор   земельных  участков  для   строительства  объектов осуществляется в  соответствии с утвержденными  генеральными планами городовпроектами  детальной  планировки  и проектами  планировки промышленной зоны (района), в которых определены объекты и места их размещения. 

    
    Генеральный план является основой для разработки детальных планов, комплексных схем развития городского пассажирского транспорта, сети городских улиц и дорог, специализированных схем развития систем инженерного оборудования, комплексных схем мероприятий по охране окружающей среды, схем и планов землеустройства, проекта перспективной черты города, иных отраслевых схем и проектов.
 

    Приступать  к  строительству  на предоставленных  земельных участках  до  установления  органами  архитектуры исполкомов Советов народных депутатов  границ этих участков  в натуре (на  местности) и выдачи этими органами     разрешений  на производство строительно-монтажных  работ запрещается. 

    
    Проект  детальной планировки (сокращенно – детальный план) – градостроительный проект, разрабатываемый на часть города, жилые, производственные, рекреационно-ландшафтные и другие функциональные зоны, территории предполагаемой инвестиционной деятельности, утвержденный соответствующими районными и городскими исполкомами.

    Проект  детальной планировки (детальный план) устанавливает градостроительные требования к использованию и застройке отдельных участков территорий, их озеленению и благоустройству на основе решений, определенных в генеральном плане. Детальный план является документом тактического планирования инвестиционных процессов на отдельных территориях города, и его пригородной зоны. 

    Источник: Правила застройки городов и  пригородных зон Минской области / Решение Минского областного исполнительного  комитета  23.12.1996 №14-8 // http://www.pravoby.info/mestn09/part22/akt22584.htm

 

    Проект  детальной планировки (детальный план) является основанием для оформления органами архитектуры и градостроительства разрешительных документов на выполнение проектной документации на строительство, проектирование транспортных магистралей и узлов, инженерных сетей и сооружений, а также основным документом, определяющим систему градостроительных регламентов при регистрации прав на недвижимое имущество и изменении форм собственности.

    Решение о разработке или корректировке  градостроительных проектов принимает  местный Совет депутатов, или  по его поручению, местный исполнительный комитет. Разработка градостроительных  проектов может выполняться и в соответствии с решением облисполкома по представлению органа архитектуры и градостроительства облисполкома, а также в соответствии с решением республиканского органа управления архитектурной и градостроительной деятельностью.

    Порядок предоставления земельных участков для строительства:

    1. Вынос границ земельных участков  обеспечивается землеустроительной  службой и юридическими и физическими  лицами, имеющими лицензии на  выполнение таких работ.

    2. Документом, удостоверяющим право  пользования (владения) земельным  участком, является государственный  акт.

    3. Право пользования (владения) земельным  участком, предоставленным для строительства,  может быть прекращено по решению  соответствующего Совета депутатов. 

    Застройщики имеют право приступить к строительству  на земельных участках только после:

    – установления границ участка;

    – получения документа, удостоверяющего  право пользования (владения) земельным участком;

    – получения разрешения на производство строительно-монтажных работ в  органе государственного строительного  надзора. 

    Субъекты  архитектурной, градостроительной  и землеустроительной деятельности, выступающие в роли застройщиков (заказчиков, инвесторов), разработчиков  проектной документации, собственников, владельцев и пользователей объектами  недвижимого имущества, обязаны:

    при осуществлении проектно-изыскательских работ:

    - соблюдать решения и требования  функционального зонирования, регламентов  использования и застройки территорий, установленных утвержденной градостроительной  документацией;

    - соблюдать требования архитектурно-планировочного  задания, технических условий,  нормативно-технической документации, решений исполнительных органов  управления, органов государственной  экспертизы, архитектурно-градостроительного  совета; 

    при осуществлении строительно-монтажных  работ:

    - приступать к выполнению работ  только после получения разрешения  на право производства работ;

    - обеспечивать производство работ  в соответствии с согласованной  и утвержденной в установленном  порядке проектной документацией,  решениями исполнительных органов  управления;

    - осуществлять строительство только  объектов, указанных в разрешительных  документах и утвержденном проекте;

    - выполнять указания органов архитектуры  и градостроительства, государственного  строительного и других органов  государственного надзора и контроля, даваемые в пределах их компетенции,  а также лиц, осуществляющих  авторский и технический надзор;

    - обеспечивать сохранение зеленых  насаждений согласно проектам  благоустройства и производства  строительно-монтажных работ;

    - строго соблюдать установленные  проектом красные линии улиц, линии и границы застройки,  устранять своими силами и  за свой счет допущенные нарушения  в сроки, устанавливаемые исполнительными  органами управления;

    - оборудовать строительные площадки  информационными стендами со  схемами и видом производимой  застройки, краткой аннотацией  строящегося объекта, наименованиями  и номерами телефонов застройщика  (заказчика, инвестора), подрядных  организаций, ведущих работы;

    при эксплуатации объектов строительства:

    - обеспечивать и поддерживать  их техническое и эстетическое  состояние в соответствии с  санитарно-гигиеническими и противопожарными  требованиями, законными интересами  смежных землепользователей, а также  требованиями органов управления архитектурной и градостроительной деятельностью; 

    с целью охраны историко-культурного  наследия:

    - вести производство работ с  соблюдением мер, обеспечивающих  сохранность памятников истории  и культуры, находящихся в зоне  строительства, согласно требованиям  органов охраны памятников историко-культурного  наследия;

Информация о работе Государственная политика в области градостроительства и районной планировки