Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:06, лекция
1. Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Правовое регулирование и нормативная база градостроительства и районной планировки.
2. Схема комплексной территориальной организации региона (на примере Минской области).
3. Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы: итоги развития.
4. Правила застройки. Понятие генерального плана и детального плана застройки.
Лекция 3. Государственная
политика в области
градостроительства
и районной планировки (2
ч).
3. Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы: итоги развития.
4. Правила
застройки. Понятие генерального плана
и детального плана застройки.
1.
Основные направления
государственной градостроительной
политики Республики
Беларусь на 2011-2015 годы
В
2011 году Указом Президента Республики
Беларусь № 385 были утверждены Основные
направления государственной
Эти основные направления были разработаны в соответствии с законом от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
В
документе конкретизированы и систематизированы
подходы к новой
Приоритетными
определены пять направлений, связанных
с развитием регионов и поселений,
транспортной инфраструктуры и улучшением
архитектурного облика застройки. В
них отражены основные моменты градостроительной
деятельности в сложившихся экономических
условиях, на которые необходимо обращать
внимание при разработке проектной
документации. Речь идет о строительстве
современного комфортного жилья
путем внедрения разнотипных
жилых комплексов, максимальной доступности
социальных объектов, об упорядочении
доминантных и высотных объектов,
о совершенствовании
Улучшение
эстетических качеств массового
жилищного строительства
В
малых и средних городах
Кроме того, в целях придания массовой застройке индивидуальности предусматривается модернизация крупных домостроительных комбинатов с использованием новых технологий в индустриальном домостроении.
Данный
документ позволил в значительной мере
расширить правовую базу в сфере градостроительства,
определить приоритетные
направления работы
в области градостроительства
и территориального
планирования на ближайшие годы, а также
активизировать деятельность органов
государственного управления, местных
исполнительных и распорядительных органов
в решении стратегических и практических
вопросов комплексного развития населенных
пунктов и административно-
2. Схема
комплексной территориальной
организации региона (на
примере Минской области).
В
2011 г. была также разработана схема
комплексной территориальной
Данная схема определяет стратегические направления устойчивого территориального развития региона в части рационального использования и обустройства территории с учетом ресурсных возможностей, намечаемых параметров социально-экономического развития, существующих и возможных в будущем экологических ограничений.
Данная схема разработана на период до 2030 года. В ней отражены перспективы системы городских и сельских населенных пунктов, регионального транспорта, инженерно-технических сетей и сооружений, объектов социальной сферы, отдыха и туризма. Немалое внимание уделено охране окружающей среды, памятников историко-культурного наследия, градостроительным мероприятиям по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
К 2030 году прогнозируется рост численности населения по Минской области на 76 тыс., по Минску – на 248 тыс. человек, причем численность сельских жителей вырастет незначительно (на 4,5 тыс.). Прирост прогнозируется в 17 из 22 районов, наиболее значительный – в Узденском (на 17,2%), Смолевичском (на 16,7%), Минском (на 11,7%) районах, что обусловлено созданием в них городов-спутников. К примеру, в Смолевичах станет почти в 2 раза больше жителей, в Руденске – на 37,5%, в Логойске – на 29,2%. Наибольшее сокращение населения ожидается в Березинском районе (на 3,7%). Сельчан станет меньше в 14 районах, а в Минском районе их число возрастет на 10,8%.
Для повышения уровня промышленного потенциала зарезервированы промышленные площадки, где возможна реализация перспективных инвестиционных проектов. Важнейшими направлениями развития промышленности должна стать диверсификация отраслей и производств, наращивание объемов выпуска промышленной продукции. Центрами инновационного развития в Минской области по-прежнему будут Минск, Молодечно, Слуцк, Борисов, Солигорск, Жодино (примеч. то есть наиболее крупные города. То есть наличие, например, многонаселенного Минска способствует, как считается, инновационному развитию. – В.А.). Города Дзержинск, Заславль и Радошковичи станут центрами кластеров по производству строительных материалов и услуг, Мядель, Логойск, Несвиж – центрами кластеров туристических услуг и природоохранной деятельности. В Смолевичах будет создан технопарк. Основными центрами размещения научных учреждений и баз подготовки кадров станут наряду с Минском Борисов, Солигорск, Молодечно, Слуцк, Жодино.
Сеть сельских поселений будет развиваться с опорой на созданные агрогородки. Прогнозируется сокращение мелких населенных пунктов. В проектном периоде преимущественное развитие должны получить Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк, Солигорск, в пристоличной зоне – Заславль, Дзержинск, Логойск, Руденск, Смолевичи, Узда, Фаниполь.
Намечается
дальнейшее развитие транспортных коммуникаций.
Это и трансформация радиальной
структуры автомобильных дорог
в радиально-кольцевую
Железнодорожный транспорт рассматривается в перспективе как скоростной пассажирский транспорт, обслуживающий Минск и прилегающие районы. Предусматривается дальнейшее развития Национального аэропорта Минск, зарезервирована территория для прокладки линии скоростного трамвая.
В проекте определены направления развития системы электроснабжения, газификации, сетей теплоснабжения, электросвязи, системы коммунального хозяйства, водоснабжения, канализации, санитарной очистки территорий, социальной инфраструктуры.
К
2030 году на территории Минщины планируется
функционирование 53 рекреационных
зон общей площадью около 490 тыс.га,
получат развитие пять туристических
зон - Минская, Борисовская, Логойская,
Нарочанская и Слуцкая.
Для
отличника. Разработать Повестку-21 для
одного из административных районов Республики
Беларусь (под повесткой понимается –
программа устойчивого развития какого-то
отдельного региона – района, сельсовета,
или отдельного населенного пункта –
малого города, деревни). Хорошее выполнение
этой темы может претендовать на представление
ее в качестве НИРС или семестрового проекта.
В Беларуси недавно завершилась
реализация Государственной комплексной
программы развития регионов, малых
и средних городских поселений
на 2007-2010 годы. Главная цель этой программы
была – обеспечить рост благосостояния
населения на основе рационального
распределения производительных сил,
повышения уровня развития, эффективности
и конкурентоспособности
В данной программе были выделены факторы, влияющих на развитие регионов:
Были отмечены следующие проблемы малых и средних городов: недостаточный уровень развития экономической и социальной инфраструктуры убыточность предприятий; сложная демографическая ситуация; дефицит рабочих мест; низкая техническая оснащенность.
В
итоге, в малых и средних городах
Беларуси было определено 346 проблемных
предприятий и организаций. Для этих субъектов
хозяйствования в целях привлечения инвестиционных
ресурсов был установлен специальный
режим налогообложения: они уплачивают
налог на прибыль в размере 50% от ставки,
установленной законодательством, освобождаются
от уплаты ряда оборотных налогов. Остающиеся
в их распоряжении средства направляются
на техперевооружение и модернизацию
действующих производств.
Президент Республики Беларусь заявлял, что «Программа развития малых и средних городов – это продолжение программы возрождения белорусского села, поскольку в таких городах в большей степени сосредоточена переработка продукции, выращиваемой селом. Одной из главных задач является занятость местного населения. Государство и раньше, до принятия этой программы, пыталось решить данную проблему, но все делалось хаотично. Создание в малых городах предприятий, подобных консервному заводу в Турове, – это решение проблемы занятости местного населения.
Надо думать о второй волне после агрогородков – о крупных деревнях, которые мы приведем в порядок и постепенно будем добавлять. Пусть в хозяйстве будет 2-3 перспективные деревушки, где мы, может, не построим клуб и школу, но должны создавать нормальные условия для жизни, инфраструктуру. Необходимо думать и о том, как развивать в агрогородках подсобные промыслы».
__________________________
Для отличника. Специфика распределения финансирования в рамках подготовки к проведению ежегодных фестивалей «Дожинки»: в стране выделяется – один город, и еще по одному – в каждой области, на которые направляются основные средства по их благоустройству.
Например, Br400 млрд. уже затрачено на подготовку Молодечно к фестивалю-ярмарке тружеников села «Дажынкi-2011». К этому времени будет готов амфитеатр на 2 тыс. мест, который по своей технической оснащенности сможет сравниться с витебским амфитеатром. Спортивно-зрелищный комплекс обойдется в сумму около Br145 млрд. Он включает в себя помимо ледовой арены спортзал, бассейн, аквапарк, боулинг. По заявлениям властей, это спортивное сооружение должно быть самоокупаемым. Хотя все равно не совсем понятно, почему оно возводится за средства госбюджета.
Выскажите свое мнение по функционированию в Беларуси подобной схемы распределения финансовых ресурсов на развитие городов и пришлите ответ лектору.
Информация о работе Государственная политика в области градостроительства и районной планировки