Государственная политика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Преобразование централизованно управляемой экономики в рыночную:
необходимость, цель и средства к достижению
Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год. Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью - каждые 7,5 лет. За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3,6 раза. За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Преобразование централизованно управляемой экономики в рыночную:
необходимость, цель и средства к достижению……………………………….3
2. Система имущественно-хозяйственной ответственности………………….11
3. Общие положения китайской внешней политики………………………….12
4. Приоритеты региональной политики………………………………………13
5. Открытая политика Китая…………………………………………………..14
6. Китай как звено международной экономики………………………………17
7. Интересные факты о компании "Nokia"……………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

2) Групповая, когда  в качестве арендатора выступает  группа из двух и более (обычно 5—10) человек. Из своего состава они выбирают директора

(управляющего), представляющего  юридическое лицо предприятия. Но решения принимаются всеми членами группы арендаторов. Совместно несут они и риск.

3) Коллективная, когда  арендатором становится весь  коллектив предприятия, который выбирает арендный комитет и директора (управляющего). Последний является представителем предприятия как юридического лица. Крупные хозяйственные решения принимаются коллективом сообща, на всех ложится и риск. При такой форме каждый работник выступает одновременно в двух лицах: трудящегося и арендатора. Способствуя повышению заинтересованности, это имеете с тем порождает такие сложные проблемы, как распределение прав и выгод внутри предприятия, увольнение нарушающих дисциплину работников- арендаторов, а также — в случае убытков — нежелание отдельных работников возмещать их.

4) Аренда, при которой арендатором выступает предприятие. Обычно крепкое в финансовом отношении и с точки зрения управления предприятие берет в аренду другое, низкоэффективное и плохо управляемое.

Практика убеждает в  эффективности аренды как формы  хозяйствования. Так,

например, проведенное  в 1986 г. в Пекине выборочное обследование 1552

мелких торговых предприятий  показало, что те из них, что были убыточными

(227 торговых точек  с общей суммой убытков 426 тыс.  юаней), после перехода на аренду стали рентабельными. Прибыль 1552 предприятий по сравнению с тем же периодом 1985 г. возросла на 106,2%. Другой пример. Согласно обследованию 100 арендных предприятий торговли, проведенному в Шэньяне в 1986 г., все из 42, бывших до аренды убыточными, стали рентабельными.

Прибыль, полученная этими 100 предприятиями в июне-декабре 1986 г. на 96% превышала соответствующий показатель за аналогичный период 1985 г.

В целом, по статистике, предоставленной  в Государственном комитете КНР  по реформе экономической системы, переходящие на аренду предприятия добиваются успеха в 95% случаях.

2. Система имущественно-хозяйственной ответственности

Это особая форма хозяйствования, появившаяся в Китае в процессе реформы.

Суть ее такова.

Прежде всего проводится оценка имущества предприятия, определяется нижний предел его цены, с которым выходят на конкурс. Одержавший верх в конкурсе становится на весь срок действия контракта директором (управляющим) и представителем юридического лица предприятия. Важная особенность этой системы состоит в том, что доход руководителя предприятия зависит от выполнения сразу двух показателей - норматива отчисления прибыли государству и норматива прироста стоимости имущества. Этим определяется структура его дохода, которая включает следующие компоненты.

     1. Основной  доход. В течение всего срока контракта хозяйственный

руководитель при условии  выполнения задания по прибыли на данный  год получает годовой доход в размере, соответствующем двукратной величине основной заработной платы директора завода средней категории. Если же это задание оказывается невыполненным, то каждый процент недовыполнения влечет сокращение годового дохода на 10%.

     2. Доход  за превышение. Если после завершения  срока контракта оказывается,  что общая сумма полученной  за ряд лет прибыли превышает ее совокупное задание за эти же годы, то за каждый процент превышения до 50% включительно начисляется 5% от величины основной заработной платы, а свыше 50% - по 3%.

     3. Доход  за прирост. За каждый процент  прироста стоимости имущества  в пределах до 30% начисляется 15-20% от годовой величины основной заработной платы; за каждый процент прироста между 30 и 50% начисляется 10-15%; в части прироста свыше 50% начисление идет по 5- 10% за каждый его процент. Система имущественной-хозяйственной ответственности, вбирая в себя ряд характерных черт подряда и аренды, обладает вместе с тем достаточным своеобразием, чтобы рассматриваться в качестве самостоятельной формы. Она принадлежит пока еще к разряду экспериментальных, и относительно нее Госсоветом КНР не принято какого-либо официального документа. В настоящее время этой формой хозяйствования охвачено чуть более 100 предприятий  в 30 городах Китая.

3. Общие положения китайской внешней политики

В 90-е годы начался  новый этап осуществления в КНР  «открытой» экономической политики. Ее составной частью является «территориальная открытость» — развитие районов с особо льготным режимом для иностранных инвестиций. Одним их первых шагов китайского руководства, направленных на стимулирование притока иностранных вложений после политического кризиса июня 1989 г., стало создание в апреле 1990 г. зоны развития Пудун близ Шанхая. В 1991 г. был утвержден план организации «зон высоких технологий» (ЗВТ). Особенно бурно процесс территориальной открытости пошел 1992 г.; на различных уровнях – от общегосударственного до уездного – было санкционировано создание около 2 тыс. новых преференциональных зон. Преференциальный режим был введен в бассейне р. Янцзы. Возникли новые формы «открытости»: зоны свободной торговли, приграничные «открытые» зоны. В комплексе с прежними преференциальными образованиями они составляют ныне многоярусную,

диверсифицированную структуру.

 

4. Приоритеты региональной политики

Линия на первоначальное создание льготного инвестиционного  климата в приморских районах с последующим распространением его вглубь материка является одной из составляющих всей политики размещения производительных сил Китая.

Территориальная политика периода реформ, проводимых с конца 70-х годов, предполагает перенесение «экономического центра тяжести» с Востока на Запад страны. Форпостом технологической модернизации и структурной перестройки должен стать наиболее развитый приморский пояс (провинция Ляодун, Хэйбэй, Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун, Гуанси-Чжуанский автономный округ, а также города центрального подчинения – Пекин, Шанхай и Тяньцзинь).

Ближайшим тылом побережья  является «развивающийся» центральный  пояс (провинции Шаньси, Цзилинь, Хэйлунцзян, Аньхой, Цзянси, Хэнань, Хубэй, Хуань, и АР Внутренняя Монголия). Здесь можно опереться на богатые природные ресурсы, потенциал отдельных индустриальных районов, сравнительно развитую транспортную сеть. В дальнейшем предполагается постепенно освоить «окраинный» западный пояс (провинции Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань и т.д.), ныне слаборазвитый в индустриальном отношении. Так что импульсы ускоренного роста  с побережья будут распространяться на внутренние районы. Активизация внешних факторов призвана выступать в качестве важной, но не единственной основы ускоренного роста. Инструментом активного государственного воздействия на развитие зон является массированные капиталовложения, главным образом – в создание инфраструктуры. На иностранные источники приходится только 20% капиталовложений в преференциальных зонах побережья, тогда как инвестиции центральных и местных властей, банковские кредиты – около 70%. Большое значение придается ускоренному внедрению в специальных экономических зонах (СЭЗ) новых методов хозяйствования. Местные органы власти получили дополнительные законодательные полномочия для проведения широких экспериментов. Наиболее удачные находки в дальнейшем распространяются сначала по всей приморской полосе, а затем – и в «глубинке».

5. Открытая политика Китая

Развитие Китая на протяжении последних без малого пятнадцати лет

неразрывно связано с курсом на открытие экономики внешнему миру. Движение в этом направлении то ускорялось, то притормаживалось, но отката назад не было. Правда, последний период в жизни страны (начиная со второй половины 1988 г.) совпал с острым политическим кризисом, пик которого пришелся на весну—лето 1989 г., что повлекло за собой перегруппировку сил. Поиск новых путей, прежде всего в тактике реформ.

Была провозглашена  политика "урегулирования" экономики. Приоритетными целями были объявлены достижение баланса между совокупным спросом и предложением, преодоление "перегрева" экономики, диспропорций между основными отраслями, снижение инфляции. "Урегулирование" никоим образом не отменило открытую внешнеэкономическую политику, хотя и не могло не отразиться на ней. Его влияние можно расценить в целом как положительное, стабилизирующее.

Заслуживают внимания в  этой связи действия китайского руководства  по рационализации импорта, увеличению эффективности экспорта, усилению

контроля за внешнеторговыми  операциями, банковской деятельностью, по

сокращению числа экспортно-импортных  компаний. С учетом наступающего "пика" выплат по внешнему долгу инвестиционная и импортная политика велась осторожно. Ограничивался валютный кредит, поощрялось в целях экономии капитала создание полностью иностранных предприятий, несколько раз снижался валютный курс юаня ради стимулирования экспорта и сдерживания импорта. В результате впервые за десятилетие в 1990—1991 гг. удалось достигнуть положительного торгового баланса (около 8 млрд. долл.). Инвалютные резервы КНР выросли к началу 1992 г. до 42,7 млрд. долл. при сумме внешней задолженности около 53 млрд. долл.

Однако ситуация в  этой области отнюдь не безоблачна. Негативную роль сыграли санкции западных стран, принятые после печально известных событий на площади Тяньаньмэнь. Из-за этого в 1989—1990 гг. впервые за годы реформ сократился общий объем иностранных инвестиций — как в форме кредитов (были заморожены программы льготных займов по государственной линии, кредитов МВФ, Мирового Банка, Азиатского Банка Развития), так и капиталовложений.

Ниже желаемой отметки  упал импорт, снизились темпы роста  экспорта. Ощутимо пострадал туризм: в 1989 г. число туристов, приезжающих в Китай, снизилось почти на четверть, и страна не досчиталась 14% валютных поступлений. Можно задать вопрос: почему санкции Запада против Китая с самого начала имели по сути предупредительный характер и были отменены спустя два года (фактически с начала 1991 г.)? Чем объяснить столь либеральное отношение ведущей "семерки" Запада к коммунистическому Китаю? Почему несмотря на нарушение Китаем ряда важных демократических свобод и прав человека, американская администрация каждый год продлевает режим наибольшего благоприятствования в торговле с ним?

Думается, с одной стороны, это объясняется интересами геополитическими, а с другой — чисто экономическими. Западный бизнес слишком глубоко внедрился в Китай, чтобы безболезненно для себя порвать с ним связи. Немалую роль здесь играет и Гонконг — главный китайский торговый партнер и инвестор, который в 1997 г. должен воссоединиться с КНР. Немаловажным фактором успехов Китая является наличие большого числа хуацяо— китайцев диаспоры, среди которых много состоятельных людей. Около 2/3 привлеченного в страну капитала вложено ими.

Все эти обстоятельства, безусловно, способствуют экономическим связям со странами Запада. Но важную роль играет и сугубо прагматическая политика частичных уступок Западу при весьма твердом соблюдении Китаем своего основного стратегического курса.

Совершенствуется законодательство в области внешнеэкономических связей. За период реформ появилось около 200 соответствующих законодательных актов. Так, еще в 1990 г. были приняты поправки к Закону о совместных предприятиях, запрещающие их национализацию, снимающие ограничения срока их деятельности, позволяющие иностранным гражданам занимать должность председателя правления СП. В 1991 г. в соответствии с новым законом о подоходном налоге, взимаемом с СП, установлена единая налоговая ставка для всех совместных и иностранных предприятий. При этом проводится политика поощрения совместных предприятий в производственной сфере (туда направляется подавляющее большинство зарубежных капиталов), а также в открытых экономических районах. Иностранным гражданам предоставлены права длительной (50—90 лет) аренды земли и приобретения недвижимости.

Ряд экономических мер  способствовал разрешению торговых противоречий, вызванных прежде всего дисбалансом в торговле с США. Среди них отмена экспортных субсидий и регулирующего налога на импорт, а также снижение импортных таможенных тарифов. Внесены изменения в систему выдачи экспортных лицензий, введены новые -правила "происхождения экспортных товаров" с целью пресечения нелегального экспорта китайской -продукции (прежде всего текстиля) в США через третьи страны. Китай подтвердил, что будет соблюдать экспортные квоты текстиля в США. Китайский импорт, последний год превзошел его (соответственно 20 и 16%).

Усилия по либерализации  внешней торговли направлены, помимо прочего, на восстановление полноправного участия Китая в ГАТТ, что должно обеспечить ему режим наибольшего благоприятствования в торговле со странами - участницами этого соглашения.

Притоку западных инвестиций и кредитов способствовали также  готовность Китая выплачивать свой долг и наличие для этого валютных резервов, накопленных благодаря все той же открытой политике. В целом можно сказать, что в результате быстрого развития внешнеэкономических связей негативные последствия июньских событий 1989 г. были в основном преодолены. Политика открытости и реформа в Китае идут рука об руку. В этой области накоплен большой, во многих отношениях позитивный опыт. Было бы непростительно игнорировать его в процессе нашего строительства социальной рыночной экономики. Речь, понятно, идет не о бездумном копировании, а о критическом использовании некоторых хорошо зарекомендовавших себя элементов преобразований, об умении находить и последовательно осуществлять соответствующие требованиям времени политические и экономические решения.

6. Китай как звено международной экономики

Информация о работе Государственная политика Китая