Государственная политика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Преобразование централизованно управляемой экономики в рыночную:
необходимость, цель и средства к достижению
Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год. Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью - каждые 7,5 лет. За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3,6 раза. За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Преобразование централизованно управляемой экономики в рыночную:
необходимость, цель и средства к достижению……………………………….3
2. Система имущественно-хозяйственной ответственности………………….11
3. Общие положения китайской внешней политики………………………….12
4. Приоритеты региональной политики………………………………………13
5. Открытая политика Китая…………………………………………………..14
6. Китай как звено международной экономики………………………………17
7. Интересные факты о компании "Nokia"……………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Преобразование централизованно  управляемой экономики в рыночную:

необходимость, цель и средства к  достижению……………………………….3

2. Система имущественно-хозяйственной ответственности………………….11

3. Общие положения китайской внешней политики………………………….12

4. Приоритеты региональной политики………………………………………13

5. Открытая политика Китая…………………………………………………..14

6. Китай как звено международной экономики………………………………17

7. Интересные факты  о компании "Nokia"……………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1. Преобразование централизованно  управляемой экономики в рыночную:

необходимость, цель и  средства к достижению

Одним из важнейших событий  мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год. Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью - каждые 7,5 лет. За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3,6 раза. За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения. К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.

Рассматривая Китай, как  государство проводящее реформы  в области экономики, общие теоретические принципы приходится применять с учетом того, что его правительство планирует сохранить «экономику». Опыт показал, что имеются серьезные идеологические и политические факторы, вообще затрудняющие создание национального рынка в промышленности, сельском хозяйстве и торговле при социализме. Вместе с тем оказалось, что важнейшими препятствиями явились другие факторы с которыми, казалось бы, легче справиться. Главной причиной недостаточной последовательности и глубины рыночных преобразований в этой стране является трудность создания и укрепления институтов, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности. Преобразования в промышленности, банковском деле и сфере финансов, начатые в основном с 1983—1984 гг., имели гораздо меньший успех. Впрочем, во всех областях процесс рыночных реформ был неполным и неустойчивым, прерывался пересмотрами и отступлениями. По большей части это объяснялось крайней бюджетной и денежной нестабильностью.

Низкая эффективность  государственных предприятий —  проблема, как показывает мировой опыт, всеобщая. Китай принадлежит к числу стран с очень высокой долей государственного сектора в экономике, поэтому данная проблема имеет для него жизненно важное значение. В силу существующих здесь системных ограничений решение ее путем смены формы собственности на нынешнем этапе исключается. Поэтому в Китае избран реформистский подход, суть которого не в отказе от общественной собственности как таковой, а в поиске новых форм её реализации, способных обеспечить более высокую эффективность хозяйственной деятельности.

В условиях прежней, дореформенной экономической системы низкая эффективность определялась, по мнению китайских экономистов, самим

положением предприятий  как "придатков административных органов"; в

мотивации их экономического поведения не принимали участия  такие факторы, как инициатива, конкуренция, прибыль. Предприятия были лишь исполнителями спускаемых сверху административных приказов (именуемых директивным государственным планом), жестко регламентировавших всю их хозяйственную деятельность, включая снабжение, производство и сбыт продукции.

Лишенные хозяйственной  самостоятельности, предприятия взамен приобретали опеку со стороны административных органов. Не имея права распоряжаться получаемой ими прибылью, они в то же время были уверены, что независимо от результатов их деятельности финансирование им будет обеспечено. Не распоряжаясь самостоятельно произведенной ими продукцией, они вместе с тем были избавлены от необходимости решать проблемы её реализации.

Однако отсутствие зависимости  между уровнем рентабельности предприятия и уровнем его финансирования, устранение внешней конкурентной сферы, уравниловка в оплате труда существенным образом дестимулировали заинтересованность в повышении эффективности производства, применении новой техники и технологии, снижении материальных затрат, обновлении продукции.

Как показала практика экономической  реформы в Китае, отдельными усовершенствованиями (предоставление предприятиям части их прибыли, некоторое расширение их прав) решить проблему эффективности не удается.

Необходима коренная переделка их хозяйственного механизма посредством преобразования предприятий в самостоятельных товаропроизводителей, обладающих статусом юридического липа и непосредственно отвечающих за свои прибыли и убытки. Реализовать это, как считают в Китае, позволяет переход государственных предприятий на так называемые "новые формы хозяйствования"

— подряд, аренду, систему  имущественно-хозяйственной ответственности  и акционерную систему во всей гамме их разновидностей. В многообразии применяемых форм отражается значительная неравномерность конкретных условий в различных регионах, отраслях и на отдельных предприятиях.

Наибольшее распространение  на промышленных предприятиях КНР в  ходе реформы получил подряд. К началу 1988 г. им было охвачено 78% предприятий в стране, 96% — в Пекине. Все многообразие его видов можно свести к двум: подряд одиночный, в основу которого положен лишь один показатель, и комплексный — включающий в себя ряд показателей.

В принятых Госсоветом КНР 27 февраля 1988 г. "Временных правилах по осуществлению системы подрядной ответственности на промышленных

предприятиях общенародной собственности" — документе, юридически

оформившему же существующие экономические реалии, выделяется пять форм одиночного подряда:

1) подряд на прирост  отчисляемой государству прибыли;

2) подряд на базовый  норматив отчисления прибыли  государству с делением остатка прибыли;

3) подряд на твердый  норматив отчисления прибыли  государству у низко рентабельных предприятий;

4) подряд на снижение  убыточности (или на сумму дотаций)  у убыточных предприятий;

5) иные формы, утвержденные  государством (в настоящее время  это подряд на соотношение вложенных затрат и выпуска продукции, осуществляемый целыми отраслями народного хозяйства).

Специфика каждой из этих форм определяется конкретной моделью взаимоотношений между предприятием и государством по поводу распределения прибыли.

Суть подряда на прирост  отчисляемой государству прибыли  состоит в том, что предприятие после выполнения налоговых обязательств производит отчисление в государственные финансы доли полученной им прибыли с учетом нормы ежегодного прироста этого отчисления и использованием в качестве точки отсчета так называемого "базового норматива". И базовый норматив, и ежегодный прирост отчисления — величины фиксированные, они не меняются, пока действует контракт. Вся остающаяся сверх отчислений прибыль переходит в распоряжение предприятия.

Очевидно, что количество средств, которыми в итоге будет  располагать

предприятие, полностью  зависит от общей массы полученной им прибыли. Ведь даже достижение рентабельности не гарантирует предприятию успеха. Если ее уровень окажется ниже того, который необходим, чтобы обеспечить ежегодный прирост отчисления прибыли, то предприятие не только останется ни с чем, но и будет вынуждено восполнить образовавшийся недостаток из собственных средств.

Таким образом, реализация этой формы подряда включает очень  важный

механизм, стимулирующий  предприятие — через воздействие  мощного фактора риска — к постоянному поиску путей повышения эффективности, к использованию большей доли финансовых средств, которыми оно располагает, на повышение своих технических возможностей, обновление выпускаемой продукции, совершенствование применяемой технологии, то есть на накопление, на учет долгосрочных интересов.

При использовании второй формы — подряда на базовый норматив отчисления прибыли государству с последующим делением остатка прибыли — предприятию устанавливается твердый норматив отчисления (базовый норматив), а вся получаемая сверх необходимой для выполнения данного обязательства прибыль делится между предприятием и государством либо в определенной пропорции, либо по специально установленной шкале. Пропорция эта варьируется, но чаще всего составляет 7 : 3 (70% — предприятию, 30% — государству).

Следующая форма —  подряд на твердый норматив отчислении прибыли

государству, как считают  в Китае, больше всего подходит для низкорентабельных и находящихся в затруднительном экономическом положении предприятий. Здесь также устанавливается базовый норматив ежегодного отчисления прибыли, но все превышение над ним уже полностью остается у предприятия. Благодаря этому оно оказывается в более мягких — чем в первых двух случаях — условиях и, следовательно, располагает дополнительными возможностями решения своих хозяйственных трудностей.

Убыточными предприятия могут быть вследствие не только низкой эффективности производства, но и целенаправленной государственной политики в сфере распределения. Исходя из этого, четвертая из пяти рассматриваемых форм одиночного подряда делится на два подвида: подряд на норматив убыточности и подряд на фиксированную величину дотаций. И в том и в другом случае устанавливается базовый норматив, представляющий собой сумму, выделяемую государством на покрытие убытков предприятия, либо сумму дотаций; при превышении этого норматива государство дополнительных средств не выделяет, при сокращении же убыточности разница, образующаяся между базовым нормативом и действительно потребовавшимися средствами, — в зависимости от экономического положения предприятия — либо делится между государством и предприятием в определенной пропорции, либо полностью оставляется предприятию.

Подряд на соотношение "затраты — выпуск" практикуется в настоящее время восемью отраслями народного хозяйства КНР — нефтяной, угольной,

нефтехимической, черной и цветной металлургией, почтой, железными дорогами и гражданской авиацией. В общих чертах смысл этой формы состоит в том, что отрасль на данный объем государственных капиталовложений гарантирует выплату определенной суммы налогов и поставку определенного количества тех или иных видов продукции или услуг. По мере продвижения реформы вперед все более очевидной становилась необходимость перехода от одиночного подряда к комплексному, когда предприятию в качестве подрядного задания устанавливается не один, а несколько взаимосвязанных показателей. С учетом таких серьезных недостатков одиночного подряда, как доминирование в мотивации любых хозяйственных решений только одного норматива, поощрение временщического отношения к оборудованию, приводящее к его преждевременному износу, на некоторых предприятиях в Пекине стали в экспериментальное порядке вводить новую подрядную форму "две гарантии, одна увязка". Постепенно она получила широкое распространение.

Формула "две гарантии, одна увязка" расшифровывается так: "первая гарантия" — отчисление прибыли государству; "вторая гарантия" — выполнение задания по технической реконструкции; "увязка" означает обусловленность увеличения общего фонда заработной платы предприятия повышением эффективности его хозяйственной деятельности (практически — величиной отчисляемой государству прибыли). Включение в число обязательных условий задания по технической реконструкции и обновлению основных фондов представляет собой попытку скорректировать недостатки одиночных видов подряда.

Важным, на мой взгляд, является также то, что подрядное хозяйствование способствует формированию у работников таких значимых с точки зрения повышения эффективности качеств, как чувство причастности к выполнению общей задачи, психология хозяина.

Наряду с подрядом широкое распространение в практике реформы получила

аренда. После состоявшегося в  декабре 1978 г. III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва большое число убыточных мелких предприятий сферы

обслуживания (парикмахерские, небольшие рестораны и магазины и т.д.) стали передаваться в аренду отдельным лицам или коллективам. Эффект был налицо: за короткое время из убыточных они стали рентабельными, не требуя для этого никаких дотаций со стороны государства.

Поэтому вскоре на аренду стали переводиться и убыточные  мелкие и средние промышленные предприятия. Всего к началу 1988 г. в стране насчитывалось свыше 15 тыс. арендных предприятий, из которых 4 200 составляли промышленные. Юридическое закрепление данная форма хозяйствования получила в принятых Госсоветом КНР 5 июня 1988 г. "Временных правилах по арендному хозяйствованию мелких предприятий общенародной собственности". Аренда в Китае определяется как форма хозяйствования, при которой государством осуществляется срочная и возмездная, юридически оформленная передача имущества предприятия арендатору с целью его хозяйственного использования. Объектом аренды является материальное (здания, оборудование, финансовые средства) и нематериальное (технология, патенты, торговые знаки) имущество, которым располагает предприятие, в основном средства производства. При переходе на аренду, по мнению китайских экономистов, происходит полное разделение права собственности и права хозяйствования: государство сохраняет за собой только положение собственника предприятия, право же хозяйствования передается арендатору.

В практике Китая преобладают  четыре вида аренды:

1) Индивидуальная, когда  арендатором является одно лицо.. В этом случае арендатор становится директором (управляющим) и берет на себя риск по аренде предприятия путем передачи в залог своего личного имущества и имущества двух "имеющих честное занятие" гарантов.

Информация о работе Государственная политика Китая