Государственная научно-техническая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 04:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение тенденций развития государственной и региональной научно-технической политики.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- выявить особенности формирования федеральных и региональных научно-технических программ;
- определить возможность участия конкретной организации в программах научно-технического развития;

Содержание

Введение 3
1. Характеристика Научно технической политики (НТП) 5
1.1. Основные цели и принципы государственной 5
научно-технической политики 5
1.2. Государственно инновационная политика 6
1.3. Основные направления научно-технического развития в России 9
2. НТП в структуре национальной экономики 12
2.1. Государственная инновационная политика в США и странах-членах ЕС 12
2.2. Государственная инновационная политика в России 17
2.3. Проблемы экологии, безопасности современной техники. 21
2.4. Исчерпание природных ресурсов 22
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ2.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

2. НТП в структуре национальной экономики

  • 2.1.  Государственная инновационная политика в США и странах-членах ЕС

 
        Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. 
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл.  Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988г на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%. 
       Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР. 
Особое место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому замечанию А.Я.Лившица, "рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой степенью прибыли и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли". Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы. 
Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США. 
Первая из них - "Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры" - реализуется с 1973г Она предусматривает создание кооперативных университетско-промышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет.  
Вторая программа начата в 1978г и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.[8] 
Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи. 
Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов. 
       Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным. 
Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: "если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает". Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли.  
       Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать, по определению В.Л.Сажина, "инновационную ренту" т.е. плату за пользование его изобретением. Такое положение, в конечном счете, положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны.  Характерным свойством инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Наконец, общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д. 
       Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. Здесь сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, - тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке. В частности, выделяют американскую и японскую модели инновационной политики.[1] 
Американская модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. 
       С усилением международных интеграционных процессов и выработкой согласованной экономической политики, свойственной общему экономическому пространству стран, в частности членов ЕС, появляется новая возможность: разработка единой инновационной политики на уровне государств-членов сообщества. Выработка единого антимонопольного законодательства; использование системы ускоренных амортизационных отчислений, которые по существу являются беспроцентными займами на приобретение новейшей техники; льготное налогообложение расходов на НИОКР; поощрение мелкого наукоемкого бизнеса; прямое финансирование предприятий для поощрения нововведений в областях новейших технологий; стимулирование сотрудничества университетской науки и компаний, производящих наукоемкую продукцию, - вот далеко не полный перечень атрибутов инновационной политики, проводимой в странах европейского сообщества, и открывающих по существу равные возможности для национальных предприятий стран-членов ЕС в сфере инновационного бизнеса. 
Согласованная на уровне государств-членов ЕС инновационная политика находит логическое завершение в выработке координационных мероприятий, стимулирующих инновационный бизнес на уровне сообщества в целом.

  • 2.2. Государственная инновационная политика в России

Авторитет российской науки  общепризнан. Однако также хорошо известны неспособность отечественной промышленности к быстрой коммерциализации достижений науки и техники, слабое владение приемами маркетинга. Поэтому наиболее оправданной в нынешних условиях представляется стратегия использования нашего пока еще сохранившегося научно-технического потенциала для встраивания в мировой процесс разделения труда, в рамках которого Россия может стать генератором научно-технических идей. Основные усилия, очевидно, должны быть сосредоточены на тех областях, где наша страна наиболее сильна и имеет явные конкурентные преимущества. Такими сферами сегодня являются прежде всего использование мирного атома, создание космических аппаратов и исследование космоса, ракетостроение и производство самолетов и судов на воздушной подушке, экранопланов. Эти отрасли никогда не станут отраслями массового производства и всегда будут требовать использования высококвалифицированного труда, наличия хорошо развитой научной базы. Прочные позиции у российских ученых также в медицине, биологии, металлургии, разработке новых материалов, геологии, горном деле, нефтедобыче.

Конкурентная борьба на мировых рынках наукоемких продуктов  приобрела ряд новых черт, которые следует принимать во внимание при определении государственной научно-технической политики. Сегодня на коммерческих (негосударственных) рынках товаров и услуг конкурируют главным образом не те участники рынка, которые способны провести НИОКР и разработать новую продукцию, а те, кто в состоянии быстрее коммерциализировать разработки, довести их до вида товара (или услуги), признаваемого рынком. Именно этим обусловлен успех Тайваня, Южной Кореи и других "азиатских тигров", которые при практически полном отсутствии собственной научной базы сумели эффективно воспользоваться разработками, сделанными в США и Европе. Активные поиски новых технологий они ведут и в странах бывшего СССР, прежде всего в России. Кстати, это создает предпосылки включения российских научных центров в мировой процесс разделения труда.

На глобальном рынке  наукоемкой продукции конкурентами выступают не страны, а транснациональные  компании, умело пользующиеся преимуществами международного разделения труда.

 

Общепринятое мнение о необходимости одновременно развивать фундаментальные и прикладные исследования, совместно влияющие на инновационную активность, основано на выявленной мировой практикой взаимосвязи между достижениями фундаментальной науки и собственно инновационным процессом. Однако добиться эффективного сотрудничества этих двух сфер непросто как с юридической, так и с организационной точек зрения.

В настоящее время  национальная государственная инновационная  политика находится в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике. На этом фоне деятельность Российской академии наук выступает как важный компонент государственной политики в инновационной сфере.

Будущая инновационная система РАН - это развивающаяся совокупность взаимодействующих субъектов академии, осуществляющих генерацию нового научного знания и его использование в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции. Она предполагает формирование партнерских отношений между всеми заинтересованными субъектами инновационной деятельности.

 

Первые в стране объекты  инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы) стали появляться в начале 90-х годов в инновационно активных субъектах Федерации как ”точки роста” при долевом финансировании за счет федеральных, региональных, собственных средств и средств зарубежных фондов. Организационно этот процесс поддерживался и поддерживается государственной межведомственной программой активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере. РАН активно участвует в этой работе. За прошлый год в шести федеральных округах на конкурсной основе созданы шесть центров трансфера технологий - ЦТТ (три - на базе РАН, два - на базе университетов и один - при Государственном научном центре).

Такие центры, призванные стать тем недостающим звеном инфраструктуры, которое на легитимной основе квалифицированно обеспечит  коммерциализацию результатов НИОКР, организуются с привлечением государственных средств путем заключения лицензионных соглашений и образования малых высокотехнологичных компаний.

На основе пилотных проектов предстоит разработать механизмы  взаимодействия центров с учредившими  их научными организациями и другими участниками инновационных процессов, а также условия, формы и методы государственного содействия деятельности ЦТТ. Институты РАН участвуют в деятельности Инновационно-технологических центров, технопарков, инновационно-промышленных комплексов (ИПК), технологичных кластеров и внедренческих зон.

В декабре 2002г между  РАН, Правительством Московской области, Московским государственным университетом  имени М.В.Ломоносова и Академией  народного хозяйства при Правительстве  РФ было подписано соглашение о совместной деятельности, направленной на то, чтобы ускорить вовлечение в хозяйственный оборот наиболее перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок научных организаций РАН. Во исполнение этого соглашения Президиум РАН своим постановлением № 359 от 10 декабря 2002г создал в марте 2003г Инновационно-технологический центр РАН (ИТЦ РАН) в Черноголовке в форме некоммерческого партнерства, учредителями которого стали РАН и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Основной задачей этого центра является формирование условий для тесной кооперации образовательной, технологической и инвестиционной составляющих единого инновационного процесса.

В соответствии с распоряжением  Президиума РАН № 10103-32 от 15 января 2004г образован инновационно-технологический центр - ”Новые технологии и материалы” в форме некоммерческого партнерства на базе институтов РАН - Института общей неорганической химии имени Н.С.Курнакова, Института органической химии имени Н.Д.Зелинского, Института металлургии и материаловедения имени А.А.Байкова, Научного центра нелинейной и волновой механики, Института физико-химических проблем керамических материалов.

Предполагается организовать еще ряд инновационно-технологических центров с региональными подразделениями.

 

 

  • 2.3. Проблемы экологии, безопасности  современной техники.

 

В наше время достигнутый  уровень развития техники, характер применяемых   технологий  может  быть   особо   губительным   для   природы.

Добывая руду  и   выплавляя из нее  метал ,   сжигая и перерабатывая   нефть, газ  и уголь  создавая  искусственные материалы, человек получает не только  необходимые  ему энергию,   продукты  и товары.   Он неизбежно производит  еще сотни тысяч тонн  вредных веществ  и отходов, которые попадают в атмосферу,  водоемы почву, в живые организмы, в том числе и в организм человека.  Вблизи крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора,  превращая окрестности в пустыри и свалки. К этому добавляются также  электромагнитное и  тепловое  излучение,  радиация.

В России  много предприятий  черной и цветной металлургии, химических комбинатов,  наконец, автомобилей.  Все  это источники появления  в  окружающей  среде  тяжелых  металлов. Большая  концентрация свинца  в атмосферных  осадках  наблюдается   в центре Европейской России.  Жители Ленинградской, Вологодской, Тверской, Московской  областей с дождем и  снегом  получают  опасные  дозы кадмия,  А  Астраханской   области  также цинка.  В  районе озера Байкал  отмеченное повышенное  содержание ртути  в атмосфере.

В России, как и в  других странах, не так давно  для  борьбы с сорнякам и вредителями  растений  широко  использовали  химические  средства -  пестициды. Некоторые из  этих  веществ,  например ДДТ, оказались  очень  ядовитыми  для человека  и многих  животных.

У человека ДДТ  накапливается  в печени,  почках,  мозге и  может вызвать  опасные заболевания. Под давлением ученых от применения пестицида в сельском хозяйстве  отказались, да и  употребление других пестицидов сильно сократилось. Однако последствия загрязнения почв ядохимикатами  еще  долго  будут  сказываться.  К неблагополучным  районам  относятся  Северный  Кавказ  и  Приморский Край,  Центральночерноземный  район  и  Среднее  Поволжье,  Курганская и  Омская области.

   Диоксинами называют  сложные химические соединения,  в составе которых, как  и   в ДДТ,  присутствует хлор.  По своей  токсичности  некоторые   диоксины  превосходят  такие   страшные  яды, как  кураре,  стрихнин  и  синильная  кислота.  В  организм людей и животных диоксины  попадают  с  пищей  или  просто  через  кожу  из  воздуха.  Эти  вещества  встречаются  практически  повсюду  и  в  любом уголке  земного шара.  Их часто  обнаруживают  в  тканях  рыб,  в богатых   жирами  продуктах  питания  и  даже  в   материнском  молоке. Накапливаясь  в  организме,  они  разрушают  его защитную  систему  и  вызывают  многие  болезни. [2]

В России более сотни  так  называемых  диоксиноопасных  предприятий   -  в  основном  в  Поволжье  и  на  Урале,  а  также  в  Москве  и  Санкт-Петербурге.  Поблизости от  этих предприятий  ядохимикатами  оседают  на  дне  рек,   скапливаются  в  воздухе,  почве;  попадают  в  зелень,  выращенную на  дачных  участках.

  • 2.4. Исчерпание природных ресурсов

 

К экологически негативным последствиям НТР следует отнести   исчерпание  природных  ресурсов.

Природные  ресурсы  -  это земля и недра, растительный  и  животный  мир,  лесные и  водные  ресурсы,  воздушный  бассейн  и  климат,  т.е.  все,  что  окружает  человека  и формирует  внешние условия  его созидательной   деятельности.   Справедливо  высказывание:  если  труд  -   это отец  богатства,   то природа   -    это   его мать.

Огромное   влияние  на  проблему    вовлечения  природных   ресурсов  в  процесс   производства  товаров   и   услуг  оказывает научно  -  технический  прогресс.   Это влияние  обладает определенной  противоречивостью,   происходит  в  двух   противоположных   направлениях.

Россия   -   страна,  богато наделенная   самыми   разнообразными природными   ресурсами.   По запасам многих  из  них  России   принадлежит   первое  место  в  мире.  По оценкам  экспертов,  стоимость  доказанных  российских  сырьевых  ресурсов  составляет  более 28  триллионов  долларов.   Существует  проблема,  как наиболее рационально  использовать эти  ресурсы,   обеспечив  эффективную   структуру  экспорта,   исключить  перспективу  превращения   топливно-сырьевых  отраслей   в  преобладающие   отрасли  хозяйства.

Научно-технический прогресс  способствует   рационализации использования  природных  ресурсов: выявляются  более дешевые  и  легко  транспортируемые  материалы   (например, природный   газ);  внедряются   способы  более   полного  извлечения  и   переработки   нефти,  полнее используется   попутное  сырье;   применяются безотходные   технологии.  В сельском   хозяйстве внедряются  способы более интенсивного   земледелия   и животноводства,   в    промышленном  производстве   успешно   осуществляется  переход   к энергосберегающим   и   материалосберегающим   технологиям,  сокращающим   удельный   расход  сырья   и   топлива.   Изобретены   многие   синтетические  материалы,  успешно  заменяющие натуральные  ресурсы..

Информация о работе Государственная научно-техническая политика