Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 04:36, курсовая работа
Цель работы – изучение тенденций развития государственной и региональной научно-технической политики.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- выявить особенности формирования федеральных и региональных научно-технических программ;
- определить возможность участия конкретной организации в программах научно-технического развития;
Введение 3
1. Характеристика Научно технической политики (НТП) 5
1.1. Основные цели и принципы государственной 5
научно-технической политики 5
1.2. Государственно инновационная политика 6
1.3. Основные направления научно-технического развития в России 9
2. НТП в структуре национальной экономики 12
2.1. Государственная инновационная политика в США и странах-членах ЕС 12
2.2. Государственная инновационная политика в России 17
2.3. Проблемы экологии, безопасности современной техники. 21
2.4. Исчерпание природных ресурсов 22
Заключение 25
Список литературы 27
Прямые
методы государственного регулирования
инновационных процессов осуществляются
преимущественно в двух формах: административно-ведомственной
и программно-целевой.
Административно-ведомственная форма
проявляется в виде прямого дотационного
финансирования, осуществляемого в соответствии
со специальными законами, принимаемыми
с целью непосредственного содействия
инновациям.
Ярким
примером дотационного государственного
финансирования может служить открытие
в США в 1985г. института промышленной технологии
при Мичиганском университете. На организацию
этого института местными и федеральными
властями было выделено 17 млн. долл.
Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США
на НИОКР в 1988г на долю федерального правительства
приходилась почти половина - 49,3%.
Программно-целевая
форма государственного регулирования
инноваций предполагает конкретное финансирование
последних посредством государственных
целевых программ поддержки нововведений,
в том числе и в малых наукоемких фирмах;
создается система государственных контрактов
на приобретение тех или иных товаров
и услуг, фирмам предоставляются кредитные
льготы для осуществления нововведений
и т.д. Контрактное финансирование представляет
собой один из элементов распространенной
в настоящее время системы контрактных
отношений – договоров между заказчиками
и подрядчиками (в данном случае государство
выступает в роли заказчика-потребителя
НИОКР - например, в аэрокосмической области,
- а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком).
В договоре четко предусматриваются сроки
завершения работ, конкретное разделение
труда между исполнителями, характер материального
вознаграждения. Строго оговариваются
взаимные обязательства и экономические
санкции. В США таким образом финансируются
77% федеральных затрат на НИОКР.
Особое место в системе "прямых"
мер воздействия государства на инновационный
бизнес занимают мероприятия, стимулирующие
кооперацию промышленных корпораций в
области НИОКР и кооперацию университетов
с промышленностью. Вторая из этих форм
кооперации вызвана осознанием объективной
необходимости, с одной стороны, доведения
передовых научных идей до стадии их коммерческой
реализации, с другой, - создания условий
для заинтересованности промышленности
в финансировании академических исследований.
В этом направлении государственной инновационной
политики отчетливо проявляется ее перспективная
направленность, заинтересованность в
научной новизне промышленных инноваций,
что нередко является вторичным при реализации
интересов у промышленных компаний, решающих
в первую очередь производственные и коммерческие
задачи. Вообще, по справедливому замечанию
А.Я.Лившица, "рынок не дает эффекта
в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении
крупных инвестиционных проектов, с длительными
сроками окупаемости, высокой степенью
прибыли и неопределенности в отношении
будущей нормы прибыли". Создание консорциумов,
инженерных центров, научных и технологических
парков и других перспективных формирований,
успешно реализующих сложные инновационные
идеи, - наглядный пример эффективности
государственной поддержки таких идей,
благодаря которой различные организации
не только осознают необходимость совместной
реализации инновационного цикла, но и
реально ощущают преимущества совместной
работы.
Государственная поддержка создания
таких организационных формирований осуществляется
в развитых промышленных странах преимущественно
в виде специальных программ различных
правительственных ведомств (в США это
в основном Министерство энергетики и
Национальный Научный Фонд - ННФ). Так,
в настоящее время ННФ осуществляет четыре
программы по организации сотрудничества
научно-исследовательских учреждений
и промышленных фирм США.
Первая из них - "Промышленно-университетские
кооперативные исследовательские центры"
- реализуется с 1973г Она предусматривает
создание кооперативных университетско-промышленных
центров на базе разработки и реализации
крупный исследовательской программы,
в которой участвует несколько промышленных
фирм и один университет.
Вторая программа начата в 1978г и направлена
на организацию кооперации промышленности
с университетами в выполнении исследовательских
проектов, финансируемых ННФ в интересующих
правительство областях. Партнерам по
совместной исследовательской работе
ННФ предоставляет субсидии.[8]
Третья программа ставит своей задачей
предоставление финансовой помощи отдельным
лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса,
обязующимся в течение полугода провести
исследования какой-либо научной идеи.
Наконец, цель четвертой программы состоит
в развитии фундаментальных знаний о процессе
технологических нововведений и оценке
механизма поддержки совместно ведущихся
исследований промышленности и университетов.
Косвенные
методы, используемые в государственной
инновационной политике, нацелены, с одной
стороны, на стимулирование самих инновационных
процессов, а с другой - на создание благоприятного
общехозяйственного и социально-политического
климата для новаторской деятельности.
Ниже попытаемся кратко охарактеризовать
основные методы, относящиеся к косвенным.
Либерализация налогового и амортизационного
законодательства. Предприниматели реализуют
инновационные процессы с целью получения
большей прибыли. Склонность к предпринимательству
вообще, инновационному в частности, регулируется
уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя
эту мысль, венгерский экономист Б.Санто
приводит следующую зависимость, учитываемую
Министерством промышленности Швеции:
"если размер налога на прибыль варьирует
между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству
быстро уменьшается, если же налог достигает
50% от прибыли, то склонность к инновациям
и связанным с ними капвложениями практически
исчезает". Важность этого инструмента
государственного регулирования осознается
практически во всех промышленно развитых
странах, и каждая из них стремится найти
свою оптимальную модель налогообложения
прибыли.
Законодательные
нормы. Они весьма разнообразны и касаются
многих областей влияния на инновационную
политику. Например, действующее в США
уже около 200 лет патентное право законодательно
закрепляет права изобретателей на их
открытия - интеллектуальную собственность,
которая предполагает монополию автора
на научно-техническое решение. Это обстоятельство
позволяет изобретателю, подобно землевладельцу,
получать, по определению В.Л.Сажина, "инновационную
ренту" т.е. плату за пользование его
изобретением. Такое положение, в конечном
счете, положительно сказывается на активности
научной работы в стране. Антитрестовское
законодательство позволяет поддерживать
необходимую жесткость конкурентной борьбы
- важного фактора стимулирования инновационной
активности. Это обстоятельство в определенной
мере обусловливает направленность торгово-валютной
политики, ориентированной на защиту интересов
национального капитала в области реализации
новшеств внутри страны. Характерным
свойством инновационной политики является
также широта воздействия: оно нацеливается
на предложение инновационных идей, инициирует
начальный спрос на результаты инновационных
процессов, способствует привлечению
в инновационный бизнес финансово-кредитных
средств и информационных ресурсов, создает
благоприятный для инноваций экономический
и политический климат. Наконец, общая
черта инновационной политики - учет особенностей
инновационного процесса: его цикличности,
расчлененности на этапы, вероятностного
характера, высокой степени риска и т.д.
Национальные
ориентиры инновационной политики проявляются
в конкретных моделях, используемых разными
странами. Здесь сказывается неравномерность
экономического развития стран, проявляющаяся
и в сфере инноваций. Вследствие этого
возникает необходимость сосредоточивать
национальные усилия на ключевых областях
науки и техники, - тех, в которых страна
может добиться лидирующего положения
на мировом рынке. В частности, выделяют
американскую и японскую модели инновационной
политики.[1]
Американская модель отличается наиболее
полной автономией предпринимательства.
Ориентировка экономического развития
осуществляется путем выделения особой
области, в последнее время это военная
технология, куда государство вкладывает
средства и тем самым обеспечивает ее
технологический приоритет.
С
усилением международных интеграционных
процессов и выработкой согласованной
экономической политики, свойственной
общему экономическому пространству стран,
в частности членов ЕС, появляется новая
возможность: разработка единой инновационной
политики на уровне государств-членов
сообщества. Выработка единого антимонопольного
законодательства; использование системы
ускоренных амортизационных отчислений,
которые по существу являются беспроцентными
займами на приобретение новейшей техники;
льготное налогообложение расходов на
НИОКР; поощрение мелкого наукоемкого
бизнеса; прямое финансирование предприятий
для поощрения нововведений в областях
новейших технологий; стимулирование
сотрудничества университетской науки
и компаний, производящих наукоемкую продукцию,
- вот далеко не полный перечень атрибутов
инновационной политики, проводимой в
странах европейского сообщества, и открывающих
по существу равные возможности для национальных
предприятий стран-членов ЕС в сфере инновационного
бизнеса.
Согласованная на уровне государств-членов
ЕС инновационная политика находит логическое
завершение в выработке координационных
мероприятий, стимулирующих инновационный
бизнес на уровне сообщества в целом.
Авторитет российской науки
общепризнан. Однако также хорошо известны
неспособность отечественной
Конкурентная борьба на мировых рынках наукоемких продуктов приобрела ряд новых черт, которые следует принимать во внимание при определении государственной научно-технической политики. Сегодня на коммерческих (негосударственных) рынках товаров и услуг конкурируют главным образом не те участники рынка, которые способны провести НИОКР и разработать новую продукцию, а те, кто в состоянии быстрее коммерциализировать разработки, довести их до вида товара (или услуги), признаваемого рынком. Именно этим обусловлен успех Тайваня, Южной Кореи и других "азиатских тигров", которые при практически полном отсутствии собственной научной базы сумели эффективно воспользоваться разработками, сделанными в США и Европе. Активные поиски новых технологий они ведут и в странах бывшего СССР, прежде всего в России. Кстати, это создает предпосылки включения российских научных центров в мировой процесс разделения труда.
На глобальном рынке наукоемкой продукции конкурентами выступают не страны, а транснациональные компании, умело пользующиеся преимуществами международного разделения труда.
Общепринятое мнение о необходимости одновременно развивать фундаментальные и прикладные исследования, совместно влияющие на инновационную активность, основано на выявленной мировой практикой взаимосвязи между достижениями фундаментальной науки и собственно инновационным процессом. Однако добиться эффективного сотрудничества этих двух сфер непросто как с юридической, так и с организационной точек зрения.
В настоящее время национальная государственная инновационная политика находится в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике. На этом фоне деятельность Российской академии наук выступает как важный компонент государственной политики в инновационной сфере.
Будущая инновационная система РАН - это развивающаяся совокупность взаимодействующих субъектов академии, осуществляющих генерацию нового научного знания и его использование в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции. Она предполагает формирование партнерских отношений между всеми заинтересованными субъектами инновационной деятельности.
Первые в стране объекты инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы) стали появляться в начале 90-х годов в инновационно активных субъектах Федерации как ”точки роста” при долевом финансировании за счет федеральных, региональных, собственных средств и средств зарубежных фондов. Организационно этот процесс поддерживался и поддерживается государственной межведомственной программой активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере. РАН активно участвует в этой работе. За прошлый год в шести федеральных округах на конкурсной основе созданы шесть центров трансфера технологий - ЦТТ (три - на базе РАН, два - на базе университетов и один - при Государственном научном центре).
Такие центры, призванные стать тем недостающим звеном инфраструктуры, которое на легитимной основе квалифицированно обеспечит коммерциализацию результатов НИОКР, организуются с привлечением государственных средств путем заключения лицензионных соглашений и образования малых высокотехнологичных компаний.
На основе пилотных проектов
предстоит разработать
В декабре 2002г между
РАН, Правительством Московской области,
Московским государственным университетом
имени М.В.Ломоносова и Академией
народного хозяйства при
В соответствии с распоряжением Президиума РАН № 10103-32 от 15 января 2004г образован инновационно-технологический центр - ”Новые технологии и материалы” в форме некоммерческого партнерства на базе институтов РАН - Института общей неорганической химии имени Н.С.Курнакова, Института органической химии имени Н.Д.Зелинского, Института металлургии и материаловедения имени А.А.Байкова, Научного центра нелинейной и волновой механики, Института физико-химических проблем керамических материалов.
Предполагается организовать
еще ряд инновационно-
В наше время достигнутый уровень развития техники, характер применяемых технологий может быть особо губительным для природы.
Добывая руду и выплавляя из нее метал , сжигая и перерабатывая нефть, газ и уголь создавая искусственные материалы, человек получает не только необходимые ему энергию, продукты и товары. Он неизбежно производит еще сотни тысяч тонн вредных веществ и отходов, которые попадают в атмосферу, водоемы почву, в живые организмы, в том числе и в организм человека. Вблизи крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестности в пустыри и свалки. К этому добавляются также электромагнитное и тепловое излучение, радиация.
В России много предприятий черной и цветной металлургии, химических комбинатов, наконец, автомобилей. Все это источники появления в окружающей среде тяжелых металлов. Большая концентрация свинца в атмосферных осадках наблюдается в центре Европейской России. Жители Ленинградской, Вологодской, Тверской, Московской областей с дождем и снегом получают опасные дозы кадмия, А Астраханской области также цинка. В районе озера Байкал отмеченное повышенное содержание ртути в атмосфере.
В России, как и в других странах, не так давно для борьбы с сорнякам и вредителями растений широко использовали химические средства - пестициды. Некоторые из этих веществ, например ДДТ, оказались очень ядовитыми для человека и многих животных.
У человека ДДТ накапливается в печени, почках, мозге и может вызвать опасные заболевания. Под давлением ученых от применения пестицида в сельском хозяйстве отказались, да и употребление других пестицидов сильно сократилось. Однако последствия загрязнения почв ядохимикатами еще долго будут сказываться. К неблагополучным районам относятся Северный Кавказ и Приморский Край, Центральночерноземный район и Среднее Поволжье, Курганская и Омская области.
Диоксинами называют
сложные химические соединения,
В России более сотни так называемых диоксиноопасных предприятий - в основном в Поволжье и на Урале, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Поблизости от этих предприятий ядохимикатами оседают на дне рек, скапливаются в воздухе, почве; попадают в зелень, выращенную на дачных участках.
К экологически негативным последствиям НТР следует отнести исчерпание природных ресурсов.
Природные ресурсы - это земля и недра, растительный и животный мир, лесные и водные ресурсы, воздушный бассейн и климат, т.е. все, что окружает человека и формирует внешние условия его созидательной деятельности. Справедливо высказывание: если труд - это отец богатства, то природа - это его мать.
Огромное влияние на проблему вовлечения природных ресурсов в процесс производства товаров и услуг оказывает научно - технический прогресс. Это влияние обладает определенной противоречивостью, происходит в двух противоположных направлениях.
Россия - страна, богато наделенная самыми разнообразными природными ресурсами. По запасам многих из них России принадлежит первое место в мире. По оценкам экспертов, стоимость доказанных российских сырьевых ресурсов составляет более 28 триллионов долларов. Существует проблема, как наиболее рационально использовать эти ресурсы, обеспечив эффективную структуру экспорта, исключить перспективу превращения топливно-сырьевых отраслей в преобладающие отрасли хозяйства.
Научно-технический прогресс способствует рационализации использования природных ресурсов: выявляются более дешевые и легко транспортируемые материалы (например, природный газ); внедряются способы более полного извлечения и переработки нефти, полнее используется попутное сырье; применяются безотходные технологии. В сельском хозяйстве внедряются способы более интенсивного земледелия и животноводства, в промышленном производстве успешно осуществляется переход к энергосберегающим и материалосберегающим технологиям, сокращающим удельный расход сырья и топлива. Изобретены многие синтетические материалы, успешно заменяющие натуральные ресурсы..
Информация о работе Государственная научно-техническая политика