Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 04:36, курсовая работа
Цель работы – изучение тенденций развития государственной и региональной научно-технической политики.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- определить основные направления научно-технического развития в России;
- выявить особенности формирования федеральных и региональных научно-технических программ;
- определить возможность участия конкретной организации в программах научно-технического развития;
Введение 3
1. Характеристика Научно технической политики (НТП) 5
1.1. Основные цели и принципы государственной 5
научно-технической политики 5
1.2. Государственно инновационная политика 6
1.3. Основные направления научно-технического развития в России 9
2. НТП в структуре национальной экономики 12
2.1. Государственная инновационная политика в США и странах-членах ЕС 12
2.2. Государственная инновационная политика в России 17
2.3. Проблемы экологии, безопасности современной техники. 21
2.4. Исчерпание природных ресурсов 22
Заключение 25
Список литературы 27
Стр.
Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, ее составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы ее осуществления.
Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за ее воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности.
Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно, не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну и наконец, несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сейчас она находится в периоде становления. Надо сказать, государство эту идею далеко не отпускает. В глубинах соответствующих ведомств разрабатываются программные документы, в которых закрепляются основные компоненты и их взаимосвязь.
Цель работы – изучение тенденций развития государственной и региональной научно-технической политики.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- определить основные
направления научно-
- выявить особенности формирования федеральных и региональных научно-технических программ;
- определить возможность
участия конкретной
предметом исследования - механизмы осуществления НТП в РФ, ее специфика, влияние научно-технических приоритетов на социально-экономическую жизнь в стране.
Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
- гласность и использование
различных форм общественных
обсуждений при выборе
- гарантия приоритетного
- интеграция научной, научно-
- поддержка конкуренции и
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
- стимулирование научно-
- развитие научно-технической и
инновационной деятельности
- стимулирование научно-
- развитие международного
Место
и роль инновационной политики в структуре
государственного регулирования экономики
определяются особенностями инновационного
процесса как объекта управления. Он в
большей степени, чем другие элементы
НТП, связан с товарно-денежными отношениями,
с последующими стадии его реализации.
Это обстоятельство вполне убедительно
проявляется в условиях регулируемой
рыночной экономики капиталистических
стран. Основная масса инновационных процессов
реализуется здесь частными компаниями
разного уровня и масштаба, и такие процессы
выступают, понятно, не как самостоятельная
цель, а как средство лучшего решения производственных
и коммерческих задач компании, добивающейся
высокой прибыльности.
В
этих обстоятельствах инновация изначально
нацелена на практический коммерческий
результат. Сама идея, дающая ей толчок,
имеет меркантильное содержание: это уже
не результат "чистой науки", полученный
университетским ученым в свободном, ничем
не ограниченном творческом поиске. В
практической направленности инновационной
идеи и состоит ее притягательная сила
для капиталистических компаний.
Приступая
к разработке и осуществлению этой идеи,
компании, разумеется, должны начать с
авансирования денежного капитала. Существеннейшая
специфика такого рода вложений состоит
в том, что она связана с резко повышенной
угрозой их потери: инновации носят рисковый
характер. Вероятность успеха воплощения
новой идеи в новом продукте достигает
только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей
только одна доходит до последней стадии
массового производства и массовых продаж.
Американский специалист в области инноваций
Твисс отмечает, что коммерческий успех
достигается лишь в 10% начатых проектов,
следовательно, уровень неудачи можно
оценить в 90%. Иными словами, отдача от
вложения капитала в инновационный процесс
имеет крайне мало общего с гарантированными
выплатами ссудного процента на капитал
в банке или дивиденда на акции. И потому,
что такая отдача может при удачной реализации
инновационного процесса оказаться сказочно
большой, и потому, что может при неудаче
отсутствовать вовсе, более того, погибнет
и вложенный капитал.
Какие же побудительные силы заставляют
предпринимателей идти на столь значительный
риск? Силы эти для любой экономической
системы (малая инновационная фирма; крупная
корпорация; группа промышленных компаний;
"объединения" промышленных фирм,
университетов, правительственных лабораторий
в разных комбинациях и т.д.) могут быть
подразделены на внутренние и внешние
либо на имеющие объективную и субъективную
природу. Так, к числу внутренних побудительных
мотивов инновационной активности можно
отнести необходимость замены устаревшего
оборудования (объективная причина) или
стремление группы талантливых инженеров
реализовать свой творческий потенциал
(субъективная причина). Набор внутренних
побудительных мотивов инновационной
активности индивидуален для каждой отдельной
компании и в некоторых случаях играет
решающую роль в том, чтобы предпринять
решение об инновационном процессе. Так,
для только что созданной малой фирмы
рождение и освоение новшества может быть
единственной возможностью завоевать
место на рынке. Однако зачастую внутренние
причины оказываются недостаточно весомыми.
Многим компаниям свойствен довольно
устойчивый консерватизм в инновационной
политике. Так, крупные монополии, добившиеся
преобладания на рынке, обычно не имеют
внутренних побудительных мотивов к риску,
связанному с инновациями. Тут решающим
стимулом могут выступить причины внешнего
характера, в частности, обусловленные
соответствующими мерами экономической
политики государства. [3]
Государственная
инновационная политика в промышленно
развитых странах направлена на создание
благоприятного экономического климата
для осуществления инновационных процессов
и является, очевидно, связующим звеном
между сферой "чистой" (академической)
науки и задачами производства.
Меры
воздействия государства в области инноваций
можно подразделить на прямые и косвенные.
Соотношение их определяется экономической
ситуацией в стране и избранной в связи
с этим концепцией государственного регулирования
- с упором на рынок или на централизованное
воздействие. Как правило, в период экономического
спада характерно преобладание "кейнсианского"
подхода к государственной экономической
политике, предполагающего чрезвычайно
активное вмешательство государства в
экономическую жизнь общества; в период
подъема экономики берет верх философия
консерватизма, отдающего предпочтение
игре рыночных сил.
В
настоящее время экономисты по степени
активности вмешательства государства
в экономику выделяют три группы стран:
- в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
- вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
- третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике;
Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
“Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.
Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.
Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:
- наноиндустрия и перспективные материалы;
- энергосберегающие технологии
и альтернативные источники
- технологии живых систем;
- информационно-
- экология и рациональное природопользование;
- безопасность и
В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.
Первый блок – генерация знаний
В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.
Второй блок – разработка технологий
Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.
Третий блок программы – коммерциализация технологий
В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны еще Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).
РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.
Информация о работе Государственная научно-техническая политика