Голосование и коллективный выбор

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:58, реферат

Описание работы

Одним из важнейших вопросов теории общественного выбора является вопрос о том, почему люди голосуют. Вопрос вполне закономерный, если принять во внимание тот факт, что очень часто наш индивидуальный голос практически не влияет на исход голосования. Ответ на этот вопрос предлагается в рамках концепции рационального избирателя, которая представляет собой микроэкономическую теорию поведения избирателей.

Работа содержит 1 файл

Голосование. Коллективный выбор..docx

— 96.48 Кб (Скачать)

6.1. Голосование  в условиях демократии. Парадокс  голосования

Одним из важнейших вопросов теории общественного выбора является вопрос о том, почему люди голосуют. Вопрос вполне закономерный, если принять во внимание тот факт, что очень часто наш индивидуальный голос практически не влияет на исход голосования. Ответ на этот вопрос предлагается в рамках концепции рационального избирателя, которая представляет собой микроэкономическую теорию поведения избирателей.

Парадокс голосования

Предполагается, что избиратели ведут себя рационально. Решение  голосовать означает, что избиратель получает какую-то пользу от голосования. Вместе с тем анализ рациональности голосования выявляет так называемый парадокс голосования.

Парадокс  голосования состоит в том, что голосовать нерационально, но, несмотря на нерациональность голосования, многие люди голосуют. Люди голосуют, хотя ожидаемая полезность голосования является отрицательной.

Представим себе, что избиратель хочет, чтобы победила устраивающая его политика или чтобы на выборах  победила какая-то партия. Обозначим этот положительный исход голосования как Х. Предположим, что избиратель каким-то образом оценивает полезность положительного для него исхода выборов. Представим эту полезность как U (X).

Модель рационального  избирателя предполагает также оценку вероятности того, что его голос  является решающим (вероятность решающего значения голоса). Обозначим эту вероятность как Р (0 ≤ P ≤ 1).

Существует формула расчета  вероятности того, что голос избирателя будет решающим:

 

где q – ожидания избирателей в отношении доли голосов, которую может получить каждая партия; N – масштабы электората.

Вероятность решающего значения голоса данного избирателя будет  зависеть от нескольких факторов. Эта  вероятность зависит от того:

• как скоро предстоят выборы;

• каковы ожидания избирателей в отношении доли голосов, которую может получить каждая партия;

• каковы масштабы электората.

Вероятность того, что голос  избирателя будет решающим, наибольшая в том случае, если выборы скоро  состоятся, ожидания распределены относительно равномерно, а численность электората небольшая.

Голосование предполагает также  затрату каких-то усилий, т. е. предполагает издержки голосования (С ).

Издержки голосования – это прежде всего потраченные вами время и энергия на рассмотрение различных вариантов возможного голосования, анализ вариантов, на сам процесс голосования.

Конечная оценка ожидаемой  полезности от голосования с учетом степени влиятельности вашего голоса [E(U)] – это разница между оценкой  полезности от ожидаемого положительного исхода голосования Р [U(X)] и издержками голосования С.

Е (U) = P[U (X)] – С.

Бесполезность голосования, его нерациональность можно проиллюстрировать  на условных примерах. Предположим, что общую полезность для себя от того, что ваш кандидат избран на 4-летний срок, вы оцениваете в 1000 долл. Ваши издержки на голосование составили 5 долл. Вы цените свое время, исходите из того, что 1 час вашего времени стоит 10 долл., а если на голосование вы затратили полчаса, тогда ваши издержки оцениваются в 5 долл. Ожидания избирателей в отношении доли голосов, которую может получить их партия, составляют 0,5.

Возьмем разную численность  электората: N = 50 тыс. человек; N = 100 млн человек; N = 1000 человек. В этих случаях речь, вероятно, идет соответственно о местных выборах, общенациональных и выборах в рамках коллектива. При выборах в рамках коллектива общую полезность для себя от того, что будет избран ваш кандидат, вы оцениваете не в 1000 долл., как в первых двух случаях, а в 100 долл. В то же самое время ваши издержки в последней ситуации вы оцениваете в 1 долл.

Используя приведенную выше формулу вероятности того, что  ваш голос решающий (Р), получим  следующие значения этой вероятности: Р = 0,0027; Р = 0,00006; Р = 0,02. Конечная оценка ожидаемой полезности от вашего голосования будет следующей:

1. E(U) = 0,0027 1000 – 5 = -2,3 долл.

2. E(U) = 0,00006 1000 – 5 = -4,9 долл.

3. E(U) =0,02 100 – 1 = 1 долл.

Вероятность влиятельности  вашего голоса является наибольшей при  небольшой численности электората. Лишь в последнем случае стоит  голосовать, во всех же остальных случаях  ваше голосование бесполезно.

Таким образом, вероятность  воздействия на результат голосования  очень мала, конечная ожидаемая полезность голосования по сравнению с издержками голосования, как правило, отрицательна. Тем не менее многие люди голосуют. Они поступают нерационально. В этом состоит парадокс голосования.

Почему люди голосуют?

Существуют различные  объяснения того, почему люди голосуют. Эти объяснения включают в себя:

• так называемую стратегию  минимакса;

• позицию «нравственного избирателя»;

• другие факторы общественного  характера.

Одна из теорий объясняет  стремление проголосовать желанием избежать возможного раскаяния или  сожаления при голосовании. Это  так называемая стратегия минимакса. Это модель голосования в условиях неопределенности, когда исход выборов  трудно предсказать.

«Стратегия минимакса» – модель поведения избирателя, в которой голосование связано с желанием минимизировать в наибольшей степени возможное сожаление, а не с желанием максимизировать ожидаемую полезность от голосования.

Представим две ситуации S1 и S2 (табл. 6.1). В одной из них (ситуация S1) голосование не влияет на результат, в другой (ситуация S2) – влияет. Избиратель может голосовать или воздержаться от голосования. Оценим степень сожаления, возникающего в связи с тем  или иным выбором.

Таблица 6.1

Оценка  степени сожаления при голосовании  в условиях неопределенности (стратегия  минимакса)

В ситуации S1 результаты выборов  не зависят от поведения избирателя. Если он голосует, то у него возникает  чувство сожаления, которое и  представляет его издержки голосования  С. Сожаление вызвано тем, что  он голосовал и его голосование не повлияло на исход выборов. Если же он в этой ситуации не голосует, то и сожаления не испытывает.

В другой ситуации S2 его голосование  влияет на результаты выборов, поэтому  если он голосует, то не испытывает сожаления. Если же в ситуации влиятельного голосования  он не голосует, то степень его сожаления  будет равна полезности, которую  он мог бы приобрести в случае положительного исхода выборов (U), минус издержки голосования (С).

В любом случае общая стратегия  избирателя состоит в том, чтобы  голосовать. Дело в том, что он не знает, в какой ситуации происходит голосование, – S1 или S2. Он голосует, чтобы  избежать возможного максимального  сожаления, которое может возникнуть в ситуации S2 при воздержании  от голосования. Это стратегия, связанная  со стремлением избежать возможного риска.

Другое объяснение того, что люди все-таки голосуют, связано  с понятием «нравственного избирателя». Ранее в наших рассуждениях мы рассматривали избирателей как  людей, преследующих только свои личные интересы. Вместе с тем какие-то люди голосуют также и потому, что им присущ альтруизм. В этом случае голосующие не только думают о том, что им могло  бы дать голосование, но и беспокоятся  об интересах других людей, участников голосования. Их поведение как избирателей  определяется также полезностью, получаемой другими в результате голосования.

Нравственный  избиратель – это человек, который обладает свойством альтруизма и который при голосовании исходит не только из своих личных интересов, но и из интересов других людей.

Общая функция полезности нравственного избирателя (TU ) будет складываться из полезности, получаемой им в результате голосования (U), и полезности, получаемой в результате голосования другими людьми (Uj ):

TU = U + θ U ,

где θ – коэффициент, отражающий степень альтруизма нравственного  избирателя (0 < θ < 1).

При 0 = 0 избиратель полностью  эгоистичен, при θ = 1 он альтруист. Таким  образом, при θ > 0 ожидаемая полезность от голосования увеличивается и  вероятность того, что избиратель будет голосовать, также увеличивается.

Концепция нравственного  избирателя объясняет в том числе и такое, казалось бы, иррациональное поведение, как поддержка некоторыми богатыми людьми прогрессивной системы налогообложения. При введении этой системы их материальное богатство уменьшается, но при этом происходит перераспределение дохода в обществе, уменьшающее неравенство и нищету. Такой конечный результат увеличивает удовлетворение этих избирателей, их функцию полезности.

Рассмотренные выше модели поведения избирателей являются упрощенными, они не учитывают многие другие факторы, влияющие на поведение  избирателей. Это могут быть такие  факторы, как:

• гражданственность;

• семейные и национальные традиции;

• политическое устройство общества.

Избиратели, голосующие под  воздействием других факторов, получают определенную дополнительную пользу (Uad). Любую дополнительную пользу, получаемую избирателем от участия в процессе голосования, можно включить в общую оценку ожидаемой полезности Е (U ).

Существуют следующие способы получения дополнительной полезности от активного участия в процессе голосования, в частности от того, что участие в выборах рассматривается членом общества как почетная гражданская обязанность:

возможность выразить свои политические взгляды;

поддержка правого дела, даже если оно безнадежно с точки  зрения победы на выборах;

желание сохранить демократию;

возможность общения и  участия в местной общественной жизни;

возможность просто пообщаться с соседями;

нежелание, чтобы к вам  приходили из избирательной комиссии и напоминали о своих обязанностях;

желание выглядеть порядочным гражданином в глазах своих знакомых;

другие способы.

Все эти мотивы голосования  с разных сторон объясняют парадокс голосования, почему при нерациональности голосования люди все-таки часто  голосуют.

Таким образом, в оценку ожидаемой  полезности голосования можно включить и дополнительную полезность от голосования (Uad):

E(U) = P[U (X)] – С + Uad.

Общая ожидаемая полезность при этом увеличивается, и участие  в выборах становится более рациональным процессом. Очень трудно оценить  значение Uad, эта дополнительная полезность появляется в результате действия множества взаимосвязанных факторов.

 

6.2. Механизм общественного  выбора. Парадокс Кондорсе

Для рыночной экономики характерна демократическая политическая система, которая предполагает демократический  выбор. Вместе с тем условия демократического выбора могут быть различными. Общественный выбор осуществляется в условиях прямой или представительной демократии.

Прямая демократия представляет собой политический механизм общественного выбора, при котором люди непосредственно должны выразить свое личное мнение по поводу масштабов конкретных государственных расходов.

Эта система в большей  степени применима на местном  и муниципальном уровнях и  в меньшей степени – на общегосударственном  уровне. Большинство решений в  обществе по поводу государственных  расходов и доходов принимаются  в условиях представительной демократии.

Представительная  демократия предполагает, что люди голосуют за партии, выступающие со своими программами. Решения по поводу программ государственных расходов делегируются избранным представителям этих партий.

В настоящем разделе рассматривается  механизм общественного выбора в  условиях прямой и представительной демократии. Одна из важнейших проблем  общественного выбора состоит в  том, ведет ли этот механизм к результату, который отражает интересы и взгляды  электората.

Рассматривая в принципе возможность ранжирования доступных  вариантов общественного выбора (раздел 2.4), мы познакомились с теоремой о невозможности. Предполагалось, что  способ ранжирования должен опираться  на какие-то разумные и нравственно  приемлемые принципы, следовать этим принципам. Эту проблему исследовал Кеннет Эрроу. Он исходил из того, что функция общественного выбора должна быть полной (законченной) и транзитивной в ранжировании вариантов, подчиняться таким критериям, как принципы единогласия, универсальности, отсутствия «диктатора», независимости от посторонних альтернатив.

К. Эрроу доказал свою известную теорему о невозможности. Теорема утверждает, что не существует функции общественного выбора, удовлетворяющего одновременно всем четырем требованиям.

Иллюстрацией того, что  названные выше критерии являются несовместимыми, является парадокс Кондорсе, или парадокс циклического голосования. Он состоит в том, что транзитивность общественного выбора, т. е. его последовательность и непротиворечивость, при голосовании по принципу простого большинства не соблюдается. Таким образом, последовательный и непротиворечивый общественный выбор невозможен. Парадокс Кондорсе иллюстрирует теорему о невозможности К. Эрроу. (Парадокс Кондорсе называют также «парадоксом циклического голосования».)

Информация о работе Голосование и коллективный выбор