Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:07, реферат
В качестве основных глобальных проблем выделяют те, которые: во-первых, носят планетарный характер; во-вторых, угрожают всему человечеству либо гибелью, либо серьёзным регрессом в дальнейшем развитии; в-третьих, требуют неотложного решения усилиями всего мирового сообщества.
1. Классификация и сущность глобальных проблем
В качестве основных глобальных проблем выделяют те, которые: во-первых, носят планетарный характер; во-вторых, угрожают всему человечеству либо гибелью, либо серьёзным регрессом в дальнейшем развитии; в-третьих, требуют неотложного решения усилиями всего мирового сообщества.
Сами
эти проблемы имеют форму противоречий,
диспропорций и нарушений в определённых
сферах жизнедеятельности
Очень
актуальна проблема взаимодействия
человека и общества с окружающей
природной средой. В наше время
она приобрела качественно
Большое значение имеет освоение космического пространства – космическая эра насчитывает только три десятилетия, но уже позволила понять общность судеб, то, что ресурсы Земли не безграничны. Суть проблемы здесь состоит в том, что космические исследования очень сложные и стоимость их растёт с каждым днём в геометрической прогрессии и не под силу какому-либо одному государству.
Продовольственная проблема находится в тесной связи с демографическим развитием. Масштабы и темпы роста народонаселения выступают и как фактор, воздействующий на состояниепродовольственной, экологической и др. проблем планетарного характера, и как самостоятельная глобальная проблема. Суть этой проблемы состоит в том, что основной прирост народонаселения в мире приходится на развивающиеся страны с низким уровнем экономического и культурного развития. Демографические процессы требуют сознательного управления со стороны заинтересованных государств.
Остро стоит проблема войны и мира. Мировые войны прошлого имели для человечества трагические последствия: общие людские потери в первой мировой войне составили 9 миллионов человек, а общая стоимость уничтоженных материальных ценностей измерялась в 30 миллиардов долларов; во второй мировой войне участвовало 40 государств и погибло свыше 50 миллионов человек, а ущерб составил 315 млрд. долл. Поэтому сейчас проблема войны и мира – один из главных вопросов мировой политики.
Во
второй половине 20 века наука совершила
резкий скачок вперёд. Отсюда невиданный
в истории технический и
1.2. Проблема преодоления бедности и отсталости
В
современном мире бедность и отсталость характерны,
Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 доллар в день (по паритету покупательной способности). Для сравнения, в России таковых в первой половине 90-х гг. было менее 2%.
В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии – около 43% и в Индии – примерно 48%.
Огромные
масштабы бедности и отсталости вызывают
сомнение в том, возможно ли вообще
говорить о нормальном развитии и
прогрессе человеческого
Было
бы в высшей степени неразумно
не видеть те опасности, которые проистекают
из сохранения такого положения во
многих развивающихся странах. Так,
оно формирует в широком
Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных. Так, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) во второй половине 90-х гг. в мире насчитывалось более 150 конфликтов различного происхождения. Учитывая тенденцию к расширению «клуба» ядерных держав за счет развивающихся стран, невозможно предугадать всю возможную катастрофичность подобного развития событий.
1.2.1. Пути преодоления бедности и отсталости
Большинство экономистов сходятся в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчения неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.
Однако многие развивающиеся страны (особенно наименее развитые) не могут полностью изменить свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости.
Оно осуществляется,
Еще
большие возможности для
Проблема отсталости
Другая
острейшая глобальная проблема современности
заключается в преодолении
Динамика
роста населения по регионам в
ХХ – начале ХХI века характеризуется
следующими показателями (в млн.человек):
Таблица показывает, как неравномерно
растет население. Его прирост в развитых
странах незначителен, а в развивающихся
– чрезвычайно высок. Так, за 1975-1990гг из
2,2 миллиарда прироста населения около
90%, то есть 2 миллиарда, приходится на развивающиеся
страны. Увеличение населения с 1970г по
2000г составило: в Европе – 16,1%; в Северной
Америке – 30,2 %; в Азии – 76,1 %, в Латинской
Америке – 89,3 %, в Африке – 140,4 %. Доля населения
развивающихся стран в общей численности
населения планеты в 1950 году составляла
2/3, в 1975 – 3/4, в 2000 году – 4/5, а в середине
ХХI века по прогнозам составит 9/10. Эти
цифры очень тревожны! Они свидетельствуют
о явно неблагополучном положении дел
в современном мире. Подавляющее большинство
населения развивающихся стран не имеет
нормальных условий жизни. Экономика этих
стран сильно отстает от уровня производства
развитых стран, и сократить разрыв пока
не удается. Очень тяжелая ситуация в сельском
хозяйстве. Надои молока от коровы в 6,3
раза меньше, а урожайность зерновых в
2 раза ниже, чем в развитых странах. Остра
и жилищная проблема: 3/4 населения развивающихся
стран живут фактически в антисанитарных
условиях, 250 млн. человек живет в трущобах,
1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской
помощи. Около 2 млрд. людей не имеют возможности
пользоваться безопасной для здоровья
водой. От недоедания страдает свыше 500
млн. человек, а от голода ежегодно умирает
30-40 миллионов. Но что же мешает развивающимся
странам преодолевать их отсталость? Причин
на это несколько. Во-первых, следует иметь
в виду, что это – аграрные страны. На их
долю приходится свыше 90% сельского населения
мира, но как это ни парадоксально, они
не в состоянии прокормить даже себя, поскольку
рост населения в них превышает прирост
производства продовольствия. Во-вторых,
необходимость осваивать новые технологии,
развивать промышленность, сферу услуг,
требует участия в мировой торговле, однако
она деформирует экономику этих стран.
В-третьих, причина отставания развивающихся
стран – использование традиционных источников
энергии (физической силы животных, сжигание
древесины и различного рода органики),
которые ввиду их низкой эффективности,
не позволяют существенно повысить производительность
труда в промышленности, на транспорте,
в сфере услуг, в сельском хозяйстве. В-четвертых,
преодолению отставания мешает полная
зависимость развивающихся стран от мирового
рынка и его конъюнктуры. Так, несмотря
на то, что некоторые из этих стран обладают
огромными запасами нефти, они не в состоянии
полностью контролировать положение дел
на мировом нефтяном рынке и регулировать
ситуацию в свою пользу. В-пятых, быстро
растет долг развивающихся стран развитым,
который также стоит на пути преодоления
их отсталости. И в-шестых, сегодня развитие
производительных сил и социально-культурной
среды общества невозможно без повышения
уровня образования всего народа, без
овладения современными достижениями
науки и техники. Однако необходимое внимание
к ним требует крупных затрат, и, конечно,
предполагает наличие педагогических
и научно-технических кадров. Развивающиеся
страны в условиях бедности не могут должным
образом решать эти проблемы. Все большее
число людей в мире сознает, что проблемы
развивающихся государств стремительно
выходят на авансцену истории. Судьба
этих стран, как теперь становится очевидным,
касается не только их самих. Устранение
отставания развивающихся стран необходимо
всем, в том числе и самим развитым странам.
Оно во многом определяет судьбу человечества.
Политическая нестабильность, обусловленная
в первую очередь низким уровнем экономического
развития, постоянно создает опасность
возникновения в этих регионах военных
конфликтов, которые в условиях целостного
мира и стремительно возрастающей доступности
современного оружия могут иметь любые,
в том числе и трагические последствия
для других стран и даже для всего человечества.
Бедность и низкий уровень культуры с
неизбежностью влекут за собой неконтролируемый
рост населения. Для того чтобы покончить
с отсталостью, необходимо совершить невиданные
по масштабам и глубине преобразования
во всем мире: 1. Установить новый мировой
экономический порядок; 2. Устранить все
формы неравноправия народов мира; 3. Утвердить
такую систему общественных отношений
между странами и впределах каждой страны,
которая предоставила бы реальные возможности
для решения глобальных проблем. Другого
пути у человечества нет: либо образование,
научно-технический прогресс, достижения
мировой культуры будут служить всем людям,
либо человечество с неизбежностью начнет
деградировать.
2.1. Проблема мира и демилитаризации
Проблема необходимости
| |
|