Глобализация и развивающиеся страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей особенностью развития мирового сообщества во второй половине XX в. является глобализация многих процессов и явлений в области международных отношений, усиление взаимосвязей и взаимозависимости современных государств.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 2I. Глобализация.………………………………………..……………… 4

4

5

8

9

11

13

13

14

16

16

20

23
1.1 Понятие глобализации ……………………...………………….
1.2 История глобализации.…………………………………….…...
1.3

1.4

1.5

II. Глобализация в политике ……………….……………………..

Глобализация в экономике…………………………………….

Глобализация в культуре……………………………………….

Влияние глобализации на страны…….……………………….
2.1 Влияние глобализации на развитые государства ….………..
2.2 Влияние глобализации на развивающиеся государства …….
III. Глобализация и развивающиеся страны ………………………..
3.1 Плюсы и минусы глобализации ………………..………..…….
3.2 Выигравшие и проигравшие …..…………………...…………..
3.3 Развивающиеся страны на фоне глобального кризиса …..…...



Заключение ……………………………………………………………….. 26

Список использованной литературы …………………………….………. 28

Работа содержит 1 файл

Глобализация и развивающиеся страны.docx

— 64.79 Кб (Скачать)

     3.  Глобализация и развивающиеся  страны. 

     3.1  Плюсы и минусы глобализации. 

     Глобализация  предполагает разделение мира на центр  и периферию. Процесс глобализации отражает все возрастающую зависимость  между государствами, особенно остро  эта зависимость проявляется  в отношении развитых и развивающихся  стран. Современная глобализация продемонстрировала, что экономическое развитие «периферии» (под периферией, как правило, понимаются страны третьего мира) в еще большей  степени, нежели прежде, зависит от хозяйственных потребностей и возможностей развитых стран.

     Иностранная помощь – один из  аспектов глобализирующегося мира – бесспорно, принесла пользу. В самых бедных африканских странах  без иностранной помощи сотни  тысяч людей погибли бы от голода и болезней. Стоит обратить внимание на характер этой помощи. На протяжении второй половины 90-х гг. среднегодовой  объем помощи африканским странам, расположенным к югу от Сахары, составлял  18,36 млрд. долларов, в то время как суммарные иностранные  инвестиции в экономику этих государств не превышали 2 млрд. долларов в год. Сегодня в США и странах  Западной Европы действуют более 8 тысяч  неправительственных организаций, деятельность которых целиком связана  с реализацией программ содействия повышению уровня жизни в странах  третьего мира. При этом безвозмездные  поставки обеспечивают до 18% продовольствия и до 60% медикаментов, потребляемых в 60 беднейших странах мира1.

     Среди таких международных организаций  лидирующее положение занимают, пожалуй, Международный валютный фонд и Международный  банк реконструкции и развития (Всемирный  банк). Международный Валютный Фонд и Международный банк реконструкции и развития были созданы в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы.

     МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет  рекомендации по вопросам экономической  политики, временные кредиты и  техническую помощь. МВФ декларирует  помощь в построении и поддержании  сильной экономики. Помимо оказания финансовой помощи, МВФ помогает членам выявлять и диагностировать проблемы финансовых систем; разрабатывать стратегии  системных реформ и реструктуризации банков. Деятельность МФВ касается создания валютного рынка, основ  денежно-кредитной политики, банковского  регулирования и надзора, мер  по борьбе с отмыванием денег, налоговой  политики и администрации, управления государственными финансами.

     Деятельность  Международного банка реконструкции  и развития носит более широкий  характер. Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, также предоставляя техническую и финансовую поддержку. Основной целью МБРР является помощь странам в реформировании определенных секторов или осуществлении конкретных проектов. Например, здравоохранение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, образование, энергетика и добыча полезных ископаемых, инфраструктура – дороги, порты, помощь в создании институтов государственного управления (в западной литературе это принято называть public administration); содействие и поддержка политики институциональных реформ. Помощь Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. МБРР предоставляет развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты на цели развития.

     Участие международных организаций в  выработке политики в государствах-членах, особенно в странах-заемщиках приобрело  за время их деятельности существенные масштабы.

     Однако  у иностранной помощи и поддержки  есть и обратная сторона. Подобная практика становится самовоспроизводящейся, и, таким образом, серьезно подрывает  возможности развития и ухода  от сырьевой экономики.

     Большинство стран Африки, особенно южнее Сахары, по-прежнему имеет очень низкие доходы на душу населения и относилось к  наименее экономически развитым странам  мира. Первоочередное создание в развивающихся  странах финансовых институтов дает возможность для их включения  в мировую экономику, торговлю,  возможности кредитов и инвестиций.

     По  имеющимся данным на средства (а также при кадровой и технической поддержке) Всемирного банка с 1959 г. было реализовано: в странах Африки свыше 2600 проектов, в странах Латинской Америки свыше 2000 проектов; в странах Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна – более 1500. 

     Например, экономика Африки со времен европейского колониального господства приобрела  монокультурный характер и выраженную экспортную ориентацию. Хозяйственная  деятельность колоний была подчинена  преимущественно какой-то одной  культуре или отрасли – например, выращивание кофе или золотодобыча.

     Таким образом, жизнеспособность многих развивающихся  стран в ряде сфер тесно увязана  с помощью западного мира: происходит своего рода обмен: медикаменты, поддержка  образования и социального обеспечения  на ценные природные ресурсы. 

     Развитые  страны все больше навязывают свои правила игры и модели развития, оказывая помощь развивающимся странам  – как финансовую, материальную, так и консультационную. В свою очередь развивающиеся страны очень  боятся лишиться иностранной помощи, в которой испытывают нужду (кто же захочет отказываться от иностранной помощи, пусть даже на основе кредита, если страна не обладает необходимым уровнем экономического, кадрового и организационного потенциала для проведения жизненно важных мер), следовательно, имеют все меньше влияния на процессы в своих обществах, выполняя указания международных экономических институтов для сохранения такой помощи.

     Целый ряд развивающихся стран оказались  в глубоком кризисе, следуя подобным рекомендациям международных финансовых организаций. Перед каждой страной  стоят особые задачи, но в их стратегиях реформ имеются некоторые общие  элементы: проведение стабильной экономической  политики; укрепление институционального и кадрового потенциала; а также  формирование благоприятных условий  для предпринимательской деятельности, которые способствовали бы привлечению  прямых иностранных инвестиций, созданию рабочих мест и сокращению бедности.

     Глобализация представляет серьёзную угрозу безопасности развивающихся стран. Государства теряют часть регулирующих функций в экономической сфере. Но одновременно они ведут активный поиск новых возможностей влиять на ситуацию с тем, чтобы не просто приспособиться к глобализации, а приспособить её к своим интересам. Для развивающихся стран это означает, стремление сделать процесс глобализации менее болезненным для общества, изменить или хотя бы смягчить существующее в настоящее время положение с помощью политических мер. Даже устойчивые рыночные демократии, по словам Г. Киссинджера, не приемлют безграничных лишений во имя рынка и идут на создание систем социальных гарантий и ограничение рыночных эксцессов на путях государственного регулирования. Ещё актуальнее эти задачи звучат для развивающихся государств, хотя возможности для решения у них более ограничены. Тем не менее, государство по-прежнему рассматривается обществом в качестве гаранта экономической и политической безопасности страны и единственного инструмента, с помощью которого нация может сохранить свою идентичность. Именно поэтому, речь должна идти не об ослаблении государств и их роли в современном глобализирующемся мире, а о перераспределении функций: некоторое уменьшение регулирующих возможностей государства в экономической (особенно финансовой) сфере компенсируется его большим присутствием в социально-политической сфере. 
 
 

     3.2  Выигравшие и проигравшие. 

     В целом группа развивающихся стран  смогла получить прибыль от усилившейся  всемирной интеграции торговли, производства и капитала. За последние 30 лет они смогли удвоить свой реальный доход на душу населения. Однако от свободного экономического обмена некоторые выигрывают совсем немного, а другие и вовсе ничего.

     К долгосрочным выигравшим относятся, прежде всего, "государства-тигры" Восточной  Азии и "государства-ягуары" Латинской  Америки (Чили, Мексика). Наибольше успехи в развитии смогли показать те государства, которые сильнее интегрированы  в мировую экономику. Выдающимися  среди них являются страны Азии. В то время как развивающиеся страны в целом смогли удвоить свой реальных доход на душу населения за 1965-1995 годы, в Малайзии доход на душу населения увеличился в четыре раза, а в Южной Корее в десять раз. Их стратегия, ориентированная на экспорт т.е. развитие через производство конкурентоспособных товаров для мирового рынка, позволило этим государствам (а также Тайваню и Таиланду) получить значительные прибыли из глобального устройства их экономики. В Тайване и в Южной Корее большинство населения тоже извлекло пользу из этого процесса. В результате возник широкий средний слой. Большие инвестиции в образование, а также земельная реформа также внесли свой вклад в то, чтобы прибыли от глобализации не осели в руках немногочисленных членов высшего слоя.

     Вторая  группа выигравших от глобализации объединяет те государства Латинской Америки, которые благодаря рыночным реформам и открытию мирового рынка смогли освободиться от "потерянной декады" восьмидесятых годов. В основном из-за высоких налогов это время  стало в значительной мере десятилетием без развития и потому вошло в  историю субконтинента как "потерянная декада". В девяностые годы в первую очередь Чили, Аргентина, Бразилия и  Мексика провели либерализацию  своих народных хозяйств, прежде находящихся  под пятою протекционизма и, преодолев  начальные проблемы адаптации в  глобальной конкуренции, могут теперь продемонстрировать свои успехи: значительный рост торговли, инвестиций и ускорение  развития. Только в период с 1990 по 1995 год ВНП увеличился на 7,3% в Чили, на 5,7% в Аргентине, на 2,7% в Бразилии и на 1,1% в Мексике. Из-за недостаточных инвестиций на образование, половинчатых экономических реформ и отсутствия аграрной реформы успехи в Бразилии не так велики, как могли бы быть. Среди причин относительно невысокого экономического роста в Мексике можно назвать кризис песо 1994/95 годов. Не смотря на немного улучшившиеся внутренние условия распределения в Латинской Америке, общеэкономические прибыли остались там в руках меньшинства. Как на примере Восточной Азии, так и Латинской Америки просматривается тенденция, что успех имеют те страны, которые сильнее всего интегрируют в мировую экономику.

     К проигравшим, принадлежат те страны, которые остаются закрытыми по отношению к миру, или имеют относительно небольшие связи с мировой экономикой и, которые не имеют экономической рыночной политики. Это, прежде всего, касается стран Африки, Южной Азии и Среднего Востока. Доля в мировой торговле этих регионов, вплоть до экспортирующих нефть государств и исключительных случаев типа Уганды, снизилась, инвестиции и экономический рост упали ниже среднего. Например, развивающиеся страны Азии в девяностых годах прошлого века могли показать почти вдвое больший приток частного капитала (в процентном отношении к своим ВНП), чем африканские государства.

     Экономическая политика стран Африки, Южной Азии и Ближнего Востока (а также некоторых стран Латинской Америки), часто характеризующаяся некомпетентностью, коррупцией, государственным интевенционизмом и авторитарными режимами, имеет катастрофические последствия для экономического развития. Даже привилегии, например, в форме предоставления свободного доступа на европейский рынок (соглашение Lome, которое для стимулирования торговых отношений среди прочего предполагает одностороннее беспошлинное открытие рынка европейского сообщества для почти всех товаров из государств Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов) и особое финансовое содействие индустриально развитых стран (помощь развивающимся странам, проекты всемирного банка) не могли компенсировать негативные последствия политики этих стран. Коррупция, семейственность и интервенционизм существуют и в других регионах мира. Они, например, внесли свой вклад в азиатский кризис.

     Причины такой полярной диспозиции удачных  и неудачных развивающихся стран  в последние десятилетия состоят  в основном в различной политике этих государств, последствия которой  значительно усилила глобализация. Ибо в той мере, в которой  капитал и производство стали  глобально мобильны, увеличились  стимулы для "хорошей политики" в форме притока глобальных ресурсов, но также увеличились издержки вследствие "плохой политики". При этом к  издержкам относятся не только, например, отвлечение инвестиций, но и издержки целесообразности, т.е. несостоявшийся приток капитала. Потенциально любая страна может использовать возможности мирового рынка, если она ведет "правильную" политику.

     3.3 Развивающиеся страны на фоне глобального кризиса. 

     В последнее время активно обсуждается "триединство" глобального кризиса - финансового, продовольственного и энергетического.

Информация о работе Глобализация и развивающиеся страны