Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:23, доклад
В последние годы в различных сферах хозяйственной деятельности произошли радикальные изменения в характере конкуренции. Налицо признаки того, что в предстоящем десятилетии уже не отдельные хозяйственные секторы, а системы управления предприятиями в целом окажутся в совершенно новой конкурентной обстановке, которая будет развиваться по новым рыночным правилам игры. Поведение участников конкурентной борьбы изменится коренным образом.
Фирменное
управление
в условиях гиперконкуренции
Предприятие должно также понимать специфику управления в условиях гиперконкуренции. Она связана в основном с управлением факторами успеха. Соответствующий управленческий инструментарий в целом уже известен. При его использовании должны учитываться последствия для фирменного управления, которые несет с собой новая конкурентная динамика.
n В связи с обострением конкуренции и переходом стратегического менеджмента с классической рыночной ориентации на ресурсную многие предприятия осознали значение ресурса "знание" для достижения конкурентных преимуществ. Часть глобально оперирующих корпораций (Philip Morris, General Motors, Rank Xerox) уже включила управление знаниями в структуру стратегического менеджмента.
Внедрение менеджмента знаний в практику предприятий во многих случаях оказывается неудачным из-за отсутствия адекватных методов увязки и обработки знаний, а также обеспечения доступа к знаниям соответствующего персонала. Задача менеджмента заключается не столько в приобретении знаний, сколько в их хранении и распределении или преобразовании в форму, удобную для внутрифирменного пользования. Этого можно добиться с помощью тщательно разработанной концепции идентификации, институционализации и практического использования накопленных знаний. В качестве примера в этом плане можно назвать следующие мероприятия:
• введение штатных
единиц экспертов (так называемых брокеров
знания), которые выступают в роли
координаторов между сферами
предложения и потребления
• графическое представление накопленного потенциала знания в форме диаграмм;
• формирование
межфункциональных проектных
• построение компьютерных систем на базе знания.
Если с помощью подобных мероприятий предприятию удастся улучшить использование уже накопленных знаний и обеспечить поступление новых, то это можно рассматривать в качестве первого шага на пути превращения компании в "обучающуюся организацию".
Лица, принимающие
решения в глобально
Управление конфликтами направлено на снятие неопределенности путем активного воздействия на конфликтную ситуацию. Для этого необходим дифференцированный анализ конфликта (поиск и оценка соответствующей информации), за которым должно последовать планирование стратегии его разрешения.
n Гиперконкуренции, как и всем открытым системам, присуща высокая сложность. Степень ее существенно влияет на релевантные признаки гиперконкуренции (многоаспектность, одновременность, динамизм, агрессивность), затрудняет организацию и управление конкурентной борьбой. Модели восприятия и ответных действий, адаптированные к возросшей сложности, должны отражать изменившуюся ситуацию. Первый шаг в этом направлении должен состоять в том, чтобы отказаться от часто практикуемой принципиальной установки на полное разрешение проблемы сложности и перейти к планомерному управлению сложными ситуациями. Полезной в этом отношении могла бы стать разработка более простых структур предприятия, которые гарантировали бы высокую автономность его подразделениям.
Необходимость управления противоречиями обусловлена тем, что они присущи поведению не только потребителей, но и самого предприятия как в его внутренней жизни, так и в отношениях с внешней средой. Если рассмотреть поведение компании на рынке, то можно обнаружить противоречия сразу в нескольких областях:
• одновременное предложение товаров высокого качества и по заниженным ценам в одном и том же секторе рынка;
• реализация стратегии кооперации с конкурентами одновременно со стратегией борьбы с ними (например, в различных функциональных областях, секторах рынка, разных странах);
• осуществление стратегии кооперации одновременно со стратегией борьбы с торговыми посредниками (например, в продуктовых разработках, политике использования торговых марок, при прямой продаже товаров на рынке).
Гиперконкуренция
порождает также
• одновременное сокращение мест и принятие на работу новых сотрудников в разных подразделениях компании;
• одновременное применение формальных и неформальных методов планирования для различных рыночных ситуаций;
• одновременное использование централизованных и децентрализованных процессов принятия решений (например, в холдинг-структурах).
При управлении
противоречиями особое значение приобретает
способность менеджмента к
Спектр внутрифирменных противоречий существенно увеличивается, когда происходит структурная перестройка организации или расширяется свобода действий ее подразделений. В этом случае предприятие, попавшее в условия гиперконкуренции, должно особенно четко осознавать неизбежность возникновения противоречий, чтобы заблаговременно разработать методы или принять контрмеры для их устранения.
n Наличие противоречий влечет за собой кадровые последствия, в том числе среди управленческого персонала. Управленцы должны как никогда раньше уметь распознавать противоречия в собственном поведении и нейтрализовать их. В этом случае речь идет об особом поведении управленца, которое можно варьировать в широких пределах в зависимости от поставленной задачи (от явно демократичного до авторитарного стиля). О "гиперменеджере" говорить преждевременно, хотя ясно, что в дальнейшем требования к фирменному управлению будут не только возрастать, но и непрерывно меняться.
В условиях гиперконкуренции изменившаяся рыночная структура влияет и на поведение других действующих на рынке сторон. Растущая глобализация хозяйства, поляризация рынков, эрозия границ между отраслями, распространение новых информационных и коммуникационных технологий, а также дерегулирование рынков в равной степени воздействуют на поведение клиентов, конкурентов, торговых посредников и поставщиков.
Изменения в поведении клиентов проявляются прежде всего в двоякой позиции потребителей при покупке товаров. Они все чаще пытаются одновременно заполучить выгоды как в отношении цены, так и качества. Клиенты становятся более критичными при выборе товара вследствие более высокой информированности, например благодаря использованию системы Интернет. Ожидается рост заказов и закупок потребительских товаров через средства массовой информации.
Предприятиям
будет все труднее "привязывать"
к себе клиентов. За последние годы
сокращается количество потребителей,
которые сохраняют
В поведении конкурентов также можно констатировать наличие весьма заметных изменений, которые проявляются в первую очередь в двойственном характере их поведения. С одной стороны, обострение конкуренции ведет к росту агрессивности в поведении предприятия по отношению к своим конкурентам. Например, компания Volkswagen находится в состоянии постоянной конкурентной войны с концерном Ford за долю на рынке автомобилей компактного класса. С другой, эти же предприятия выступают в союзе в других секторах рынка, например в разработках крупнолитражных автомобилей.
Гиперконкуренция оказывает воздействие и на поведение торговых посредников. При этом следует проводить различия между их отношением к производителям продукции и ее потребителям. В первом случае агрессивность торговли возрастает, например во время переговоров относительно технических характеристик продукции. Товары без торговой скидки или с небольшой скидкой обычно исключаются из списков.
Кроме того, из-за растущей поляризации рынков усиливается поляризация форм производства. При этом, с одной стороны, наряду с расширением рынка качественных и дорогих товаров наблюдается увеличение сбыта и так называемой продукции выживания. С другой, в ущерб традиционным мелким производствам набирают силу крупномасштабные производства с большими скидками, позволяющими вести агрессивную политику цен, что ведет к формированию так называемой торговли снабжения.
В дальнейшем торговые предприятия должны будут гибче и быстрее реагировать на резко меняющиеся запросы клиентов. В этой связи расширяется, например, торговля через средства массовой информации.
Наконец, важным следствием гиперконкуренции является изменение поведения поставщиков. Гиперконкуренция, как правило, предъявляет более высокие требования к поставщикам, так как, например, во время тендеров оценки выносят не только основное предприятие, но и его субпоставщики. По этой причине товаропроизводители и поставщики в будущем должны сотрудничать теснее.
Это касается, в
частности, более интенсивного обмена
информацией и активного
Информация о работе Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление