Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:23, доклад
В последние годы в различных сферах хозяйственной деятельности произошли радикальные изменения в характере конкуренции. Налицо признаки того, что в предстоящем десятилетии уже не отдельные хозяйственные секторы, а системы управления предприятиями в целом окажутся в совершенно новой конкурентной обстановке, которая будет развиваться по новым рыночным правилам игры. Поведение участников конкурентной борьбы изменится коренным образом.
Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление
МАНФРЕД
БРУН
доктор политологии,
профессор Базельского
университета
(Швейцария)
•
Для современной
конкурентной ситуации
характерны многоаспектность
интересов конкурирующих
сторон, динамизм, агрессивность
•Движущие силы гиперконкуренции -
глобализация конкуренции,
поляризация спроса,
размывание отраслевых
границ, технизация,
дерегулирование рынков
• Факторами успеха
становятся непрерывное
обновление оценок рынка,
создание стратегических
союзов, гибкая адаптация
• На первый план выходят
менеджмент знаний,
управление конфликтами,
сложными ситуациями,
противоречиями, изменение
фирменной культуры
В последние годы в различных сферах хозяйственной деятельности произошли радикальные изменения в характере конкуренции. Налицо признаки того, что в предстоящем десятилетии уже не отдельные хозяйственные секторы, а системы управления предприятиями в целом окажутся в совершенно новой конкурентной обстановке, которая будет развиваться по новым рыночным правилам игры. Поведение участников конкурентной борьбы изменится коренным образом.
В эволюции фирменного менеджмента можно выделить несколько этапов, на каждом из которых в центре внимания стоял определенный круг проблем. Так, в 50-е годы доминировали проблемы производства, в 60-е годы - сбыта, в 70-е - рынка, в 80-е - конкурентных преимуществ, в 90-е - внешней среды (растущее влияние экологических факторов, политического развития, технологических тенденций, общественных перемен).
С середины 90-х
годов предприятия некоторых отраслей
попали в новую конкурентную ситуацию,
для которой характерны многоаспектность
интересов конкурирующих сторон, динамизм,
агрессивность. В этой обстановке, называемой
часто гиперконкуренцией,
перед фирменным менеджментом встают
новые задачи, которые не могут быть выполнены
с помощью ранее декларированных классических
методов управления. Предприятия должны
понять природу движущих сил гиперконкуренции,
чтобы выявить факторы успеха, определить
и использовать новые управленческие
методы.
Понятие
и характерные
особенности гиперконкуренции
Термин "гиперконкуренция" стал модным в экономической теории и практике последних лет. Под ней следует понимать такую ситуацию, когда предприятия во все большей степени подвергаются совокупному воздействию ранее изолированных друг от друга конкурентных факторов, что ведет к возникновению многоаспектной, динамичной и агрессивной конкуренции.
Для гиперконкуренции характерен ряд отличительных признаков, среди которых наиболее часто проявляются следующие.
n Во-первых, гиперконкуренция одновременно охватывает несколько областей, важнейшими из которых являются издержки, качество, сроки, "ноу-хау", создание рыночных барьеров, укрепление финансового положения. Эти сферы конкурентной борьбы и ранее были в центре внимания фирменного руководства. В условиях же гиперконкуренции менеджмент не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных параметров, все они должны учитываться одновременно.
n Во-вторых, предприятия должны принимать во внимание многоаспектный характер гиперконкуренции. С одной стороны, она может протекать на разных уровнях - на товарных рынках; в области ресурсов; между разными предпринимательскими концепциями; в составе объединения предприятий, когда компания борется с соперниками не в одиночку, а заключив союз с другими производителями, поставщиками, партнерами по кооперации, торговыми посредниками и т.п. С другой стороны, многоаспектность гиперконкуренции проявляется в том, что предприятие на ситуацию на различных рынках реагирует по-разному. При применении концепции так называемой многоточечной конкуренции вполне возможно диаметрально противоположное рыночное поведение предприятия в различных ключевых областях (наступательное, оборонительное т.п.).
n Третьим признаком гиперконкуренции следует назвать динамизм развития рынка. Позиции конкурентов и расстановка сил меняются с нарастающей скоростью. Примером резкого изменения конкурентной ситуации является соглашение о кооперации в середине 1997 г. между фирмами Microsoft и Apple. Динамика рынка отражается в непрерывном проникновении новых и уходе с рынка старых конкурентов, появлении новых видов услуг (кредитные карточки и пр.), большом количестве слияний и покупок предприятий и пр. Прогнозировать ситуации все труднее и проблематичнее, сроки прогнозов становятся короче.
n
Наконец, признаком гиперконкуренции
является растущая агрессивность
участников рыночного соперничества.
Поведение предприятий становится менее
миролюбивым. Ведутся прямые атаки для
ослабления конкурентов, причем с нарушением
правовых установок. Цель подобной агрессии
состоит в нарушении равновесия в раскладке
сил конкурентов. Особенно часто для этого
используется агрессивная политика цен.
Движущие
силы гиперконкуренции
При анализе любой рыночной структуры на первый план выдвигается идентификация особенностей, движущих сил, которые вызывают к жизни тот или иной рыночный феномен, в данном случае гиперконкуренцию. Выявлено пять основных движущих сил, которые в совокупности оказывают непосредственное влияние на гиперконкуренцию.
n С 80-х годов на мировом рынке особую динамику обрел процесс глобализации, развитие которого в настоящее время идет в двух встречных направлениях. С одной стороны, глобализация конкуренции в сфере предложения выражается в интеграции планирования и сотрудничестве предприятий на мировом рынке, чтобы противостоять другим глобальным конкурентам. Так, отмечается постоянный рост предложения со стороны глобально оперирующих поставщиков продукции на основе международного разделения труда.
С другой стороны, глобализация конкуренции протекает по пути гомогенизации спроса. Непрерывно растет количество глобально действующих потребителей и сбытовых посредников. Прогрессирующую гомогенизацию спроса можно продемонстрировать на примере рынка продуктов питания быстрого приготовления, одежды, косметических товаров. Растущая концентрация европейской торговли приводит к повышению спроса на унифицированную и стандартную продукцию.
n В качестве второй движущей силы гиперконкуренции можно назвать поляризацию рынков. Она выражается в том, что потребители все больше отдают предпочтение качественной и дорогой продукции или самой дешевой, игнорируя продукцию среднего достоинства. В 1973 г. доля этих категорий продукции в мировом спросе составила соответственно 28%, 23 и 49%. В 2010 г. эти показатели прогнозируются в 40%, 50 и 10%.
n Движущей силой гиперконкуренции является и процесс размывания отраслевых границ, который также идет в двух направлениях. Во-первых, стираются границы между разными отраслями, происходит их срастание (например, банковского и страхового секторов). Во-вторых, исчезают внутриотраслевые границы, что особенно наглядно наблюдается в автомобилестроении, где компании стремятся расширить гамму выпускаемых автомобилей.
n В качестве четвертой движущей силы гиперконкуренции выступает рост технизации в форме быстрого распространения информационной и коммуникационной технологий. Их использование позволяет создавать мощные информационно-коммуникационные системы, с помощью которых все процессы между предприятиями, торговцами, поставщиками и клиентами могут быть организованы и реализованы быстрей и эффективней. Пример глобальной коммуникации - система Интернет.
n
Наконец, самой главной движущей силой
гиперконкуренции является дерегулирование
рынков. С конца 80-х - начала 90-х годов меры
по либерализации привели к значительным
изменениям в различных отраслях экономики
и сферах общественной жизни. Так, в результате
либерализации автомобильного грузового
транспорта произошла коренная реструктуризация
и сложилась новая расстановка сил в сфере
логистики. Дерегулирование рынков стимулируется
также приватизацией государственных
учреждений (например, почт или железных
дорог), ликвидацией монополий (например,
в области телекоммуникаций или электроснабжения).
Факторы
успеха
в условиях гиперконкуренции
Особое значение приобретают факторы, дающие предприятию возможность гибко и адекватно реагировать на внезапные изменения в расстановке сил. Это означает, что руководство предприятия должно каждый раз принимать новое решение в соответствии с изменившейся ситуацией. При этом не может быть заранее запланированных оптимальных решений.
n К числу основных факторов успеха можно отнести непрерывное обновление оценок рынка. Если в 80-х годах пересмотр наиболее важных рынков проводился, например, в среднем один раз в 3 - 6 лет, то в будущем потребуется непрерывная оценка развития рынка и положения предприятия среди конкурентов.
Причины этого кроются в быстром изменении рыночных и отраслевых границ. Новые отрасли возникают, развиваются, достигают зрелого состояния в течение более коротких, чем ранее, сроков. Многоаспектность и высокий динамизм рыночных процессов все чаще требуют оценок не только сегодняшних, но и будущих запросов клиента. В идеальном случае нужно быть готовым удовлетворять их до того, как наметившиеся изменения станут реальными.
n
Чтобы отвечать на новые вызовы, предприятия
должны также иметь возможность создавать
рамочные условия для объединения в общую
сеть всех партнеров, участвующих в процессе
производства благ. Этого можно достичь
в результате использования
информационной и коммуникационной
технологий, которые обеспечивают быстрый
и простой обмен информацией и новыми
идеями даже через границы государств.
Фактором успеха в условиях гиперконкуренции
является, таким образом, коммуникационно-
n Еще одним ключевым фактором является правильная оценка временного параметра конкуренции. Положение многих предприятий (особенно в компьютерной промышленности) определяется сейчас тем, что новая продукция поступает на рынок не равномерно, а через все более короткие промежутки времени. Готовность к такому "инновационному давлению" все чаще становится обязательным условием успеха в конкурентной борьбе.
В дискуссиях по проблеме обновления продуктов и технологий обычно забывают о том, что прогрессирующее сокращение их жизненного цикла чревато в перспективе известными рисками. Исследования показывают, что укорачивание жизненного цикла продукта ежегодно на 5%, ведущее первоначально к росту продаж, уже через несколько лет сменяется их снижением. Это означает, что фактор успеха в условиях гиперконкуренции заключается не в динамизме как таковом, а в своего рода чувстве времени, которое выражается не только в оценке шансов от использования инноваций, но и в своевременной оценке опасности, возникающей в результате постоянно сокращающихся жизненных циклов продуктов.
n Конкуренция на дерегулированных рынках, а также быстро изменяющиеся запросы потребителей вынуждают многие предприятия выходить за границы сложившихся сфер влияния. Одному предприятию часто не под силу предпринимать необходимые для этого шаги. Поэтому следующий фактор успеха в условиях гиперконкуренции заключается в создании стратегических союзов, которые позволяют полнее мобилизовать собственные силы и использовать эффект совместных действий с партнерами.
Предприятия, заключающие стратегические соглашения, получают возможность снижать издержки, развивать новые технологии, легче преодолевать рыночные барьеры. Но преимуществами сотрудничества они могут воспользоваться лишь тогда, когда выбор партнеров и оценка пользы от кооперации будут сделаны на основе глубокого анализа ситуации. Само предприятие должно быть готово к активному участию в союзе, а также к открытой коммуникации и интеграции с партнерами.
n
Непременной предпосылкой эффективного
производственно-
Особенно важна
своевременная адаптация
n
Весь инструментарий гиперконкурентной
борьбы может эффективно работать, если
одновременно меняется поведение сотрудников
предприятия. Их готовность к постоянной
адаптации коренится в фирменной
культуре, которая обнаруживается именно
в ситуациях, когда стратегия быстро меняется,
появляются новые партнеры, привлекаются
новые поставщики и т.д. Опыт показывает,
что фирменную культуру можно изменять
и процесс этот вполне управляем. Но процесс
адаптации фирменной культуры протекает
очень медленно, и на его пути стоит множество
внутренних барьеров.
Информация о работе Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление