Функции налогов в современной экономике рыночного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

представлены основные функции налогов, их характеристика

Содержание

1. Введение…………………………………………………………...………........3
2. Функции налогов и их сущность ……………………………………………...5
3. Налоговая политика России на современном этапе ………………………....8
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

моя контрольная.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

       ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

       “ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ” 

       Экономический факультет 

       Кафедра финансов и кредита

       КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

       по  дисциплине «Общая теория налогообложения»

на тему: «Функции налогов в современной экономике рыночного типа»

       направление  080105 «Финансы и кредит»

       Заочное отделение 
 
 
 

Руководитель  контрольной работы,

доцент                    О.С.Киселев  

Контрольную  работу выполнил

студент 4 курса                             П.С. Андреев 

Воронеж – 2009 

    Содержание: 

1. Введение…………………………………………………………...………........3

2. Функции налогов и их сущность ……………………………………………...5

3. Налоговая  политика России на современном  этапе ………………………....8

Список использованных источников 
Введение 

      Налоги  представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих  субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном  порядке. Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно технического прогресса.

      Налоги  подразделяются на прямые и косвенные, причём это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путём надбавки к цене. Следует иметь ввиду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определённых обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объёме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объёме примет товар по повышенным ценам.

      Налоги  олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана  с формированием денежных доходов  государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонной, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует её структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

 

     1. Функции налогов и их сущность

    Налоги  выполняют, как известно, две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем вторая из них не может развиваться в ущерб первой. В свою очередь, регулирующая функция делится на распределительную и стимулирующую. Первая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости, вторая функция реализуется посредствам представления льгот и привилегий для развития в нужном правительству направлении. При этом основная функция налогов-фискальная по обеспечению заполняемости государственной казны, (от латинского слова fiscus-государственная казна).

    Фискальная  функция-основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач.

      В период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако ближе к концу 19 века, во времена больших социальных потрясений, формируется новая теория, рассматривающая налоги как социальный регулятор, своего рода орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание доходов населения.

      Во второй половине 30-х годов 20 века на Западе возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. С середины 20-го века регулирующая функция налогов получают всеобщее признание и широкое применение.

      Мировой опыт свидетельствует о том, что  функции налогов меняются по мере развития государства. Если в странах рыночной экономики налоговая система является одним из регуляторов экономики, а налоговые службы осуществляют связь предпринимателя с государством, то в нашей стране  законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер, а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо. Положение действующего законодательства не  только  не  способствуют в полной мере активизации и росту эффективности   предпринимательской деятельности, но стимулирует затратные, ресурсо- и трудоемкие методы хозяйствования. В нормативных актах закреплен недифференцированный подход к предприятиям разных отраслей, а также не отражены интересы регионов. Кроме того, в общественном сознании граждан не сложилось еще убеждение, что уклонение от налогов - тяжкое зло.

      Функции налогов выявляют их социально - экономическую сущность, внутренее содержание. Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.

      Регулирующая  функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный  спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса воспроизводства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

      Рост  производительных сил в условиях НТР вызывает потребности государственного вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование. С расширением обложением доходов главными налоговыми объектами становится доходы населения и прибыль предприятий, а главными субъектами - физические и юридические лица.

      Стабильность  системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других  развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны и, решаемые в данном периоде задачи, требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности – с нового хозяйственного года.

    Нормально функционирующая система налогов  является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения, ввиду его незаконности, преследуется государством.

      Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц, в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения, налоги будут восприниматься ими с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

        По своей структуре, принципам построения и наборов налогов действующая в России налоговая система в основном соответствует общераспространенным в рыночной экономике налоговым системам. 

2. Налоговая политика России на современном этапе

                

      В Советском Союзе существовал  безоговорочный взимавшийся налог, о котором большинство населения вообще не знало и не подозревали о том, что оно его платит. Рабочие и служащие никогда не осознавали, что из их зарплаты что-то вычетается, а просто получали низкую заработную плату.

      Сейчас  наша экономика переживает трудный  период в своем развитии. В ее ориентации на рынок, на развертывание товарно-денежных отношений придается исключительное значение формирование финансовой базы государства. И естественно, переход к рыночным отношениям требует от государства принципиально иных методов управления. Среди них немаловажную роль призваны сыграть налоги.

      Налоговая политика, проводимая сегодня в России, формируется в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимно связанных мер, с одной стороны, направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой -формирующих льготные режимы налогообложения для отраслей и групп предприятий, имеющих значительное влияние во властных структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой политики в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.

      Такие цели налоговой политики как сдерживание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера, поддержка предпринимательской, производственной и инвестиционной активности, однако, достаточно противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда в той или  иной мере угнетают  хозяйственную активность и провоцируют  спад  производства, а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию его роста, по существу означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного, а вслед за ним и  потребительского, что обязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае, если темпы инфляции не превышают 1-1,5% в месяц. По мере нарастания темпов инфляции эффективность регулирующих производство мер косвенного государственного вмешательства в экономику снижается. Складывающаяся на этой основе ситуация "стагфляционной ловушки" предопределяет специфические требования к налоговой политике как единому целому, и к отдельным ее инструментам и составляющим.

      Формируемая в настоящее время налоговая система (совокупность предусмотренных настоящим Кодексом налогов (сборов) принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства, перечень основных налогов, главные принципы построения налоговой базы, подход к использованию пропорциональных, прогрессивных и регрессивных налогов и др.) в целом создает принципиальную возможность для выработки единой политики и построения устойчивой доходной базы бюджета. Она позволяет потенциально "развести" стимулирующую и фискальную функции налогообложения по различным элементам налоговой системы, сконцентрировав нагрузку по формированию доходной базы бюджета на косвенном обложении, а стимулирующую - на прямом. Однако эти возможности в настоящее время не

только  не используются, но и последовательно ограничиваются. В рамках налоговой системы возникают неувязки и противоречия, снижающие ее эффективность, которые неадекватно влияют на хозяйственную активность в условиях высоких темпов инфляции и не позволяют в полной мере  задействовать все заложенные в ней потенции.

      К сожалению, осуществляемая ныне правительством налоговая  политика

характеризуется стремлением прежде всего за счет усиления налогового бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. Такие меры могут принести успех только в очень ограниченном временном промежутке (и в условиях развитого рынка!). В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. Незначительная доля частного сектора в экономике, крайне медленные темпы проведения приватизации не позволяют включить механизм рыночной конкуренции. Вследствие этого при либерализации цен действительные ограничения их росту задаются только границами платежеспособного спроса. В

Информация о работе Функции налогов в современной экономике рыночного типа