Другой
пример. Ускоренный переход к
прогрессивному налогообложению
доходов граждан на основе
налоговых деклараций вызвал
целый ряд проблем, которые
нельзя решить без огромных
финансовых затрат (на переоснащение
и компьютеризацию налоговых
органов, на переподготовку кадров,
на введение системы учета
налогоплательщиков и т.д.) и без
соответствующих организационных
мер в смежных государственных
структурах. Между тем эти же
налоговые результаты могли бы
быть достигнуты, по мнению автора,
более скромными средствами и
без столь серьезного вмешательства
в частную жизнь граждан.
В сфере
социального страхования и обеспечения
за основу принята западная
модель, характеризуемая высоким
уровнем страховых взносов и
массовым охватом населения пенсионным
обеспечением. В России такое
заимствование приводит к избыточному
налогообложению производственной сферы,
к вытеснению частного накопления государственным
и к прямой потере части накопленных страховых
взносов (из-за отсутствия в стране возможностей
безрисковых инвестиций в производительном
секторе) [7].
Таким образом,
принятая налоговая политика
ориентируется на воссоздание
в России западной модели налогообложения,
которая становится эффективной
только на достаточно продвинутой
стадии, при условии крупных разовых
инвестиций в создание инфраструктуры
налоговых органов, разветвленной
и дорогостоящей системы налогового
контроля, непременного соучастия
и понимания со стороны широких
масс налогоплательщиков[4].
2.5. Основные факторы
динамики налоговых поступлений
В 2003-2006
годах динамика налоговых доходов
бюджета в ВВП характеризовалось
значительной амплитудой колебаний.
Наблюдались также очень резкие
изменения структуры налоговых
поступлений. Такая динамика и
структура во многом связаны
с многочисленными крупными и
мелкими изменениями в налоговом
законодательстве и нормативных
актах, регламентирующих технику
налогообложения. Однако важнейшую
роль, определяющую величину налоговых
доходов государства, играли экономические
факторы, воздействующие как на
изменения базы налогообложения,
так и на величину эффективной
ставки.
В России на
динамику налоговых поступлений негативное
влияние оказывают как макроэкономические
факторы (эрозия традиционно высокой налоговой
дисциплины в секторе бывших государственных
предприятий, изменение поведения предприятий
в связи с ростом частного сектора, характеризующего
отсутствием традиций добровольной уплаты
налогов, рост сферы услуг, в которой степень
собираемости налогов также меньше, чем
в сфере производства товаров и т.д.), так
и макроэкономические (снижение высокого
уровня инфляции, кризис взаимной задолженности
предприятий, рост задолженности предприятий
бюджету) [3]. Важное значение имеет также
несовершенство налоговой системы, в частности,
значительное число льгот, в т.ч. индивидуальных,
большое количество противоречий в законах
и нормативных актах, создающих существенные
возможности для уклонения от налогов.
В первую
очередь, при анализе суммарных
налоговых поступлений, следует
выделить характеристики уровня
экономической активности, определяющего
облагаемую базу для прямых
подоходных и косвенных налогов.
В качестве такого показателя
рассматривается месячный реальный
ВВП. В рассматриваемый период
времени (2003-2006 гг.) от 75% до 90% этой
величины составляли четыре основных
налога: налог на прибыль, НДС,
подоходный налог и акцизы. Учитывая,
что доля подоходного налога
в общем объеме налоговых поступлений
составляет в соответствующий
период от 7% до 12%, то величина
безработицы в качестве показателя,
характеризующего уровень экономической
активности, во внимание не принималась.
Налоговая база по налогу на
прибыль, НДС и налогу на
имущество в период 2003-2006 гг. составила
70-80% налоговых поступлений и ВВП
за 2006г[8].
При рассмотрении
динамики налоговых поступлений
важно принимать во внимание
и такой фактор, как инфляция.
Если предположить абстрактную ситуацию
равномерного роста всех цен и издержек,
отсутствие межвременного перераспределения
доходов и запасов, линейного характера
связи между ростом цен и номинальными
доходами, то инфляция не оказывала бы
воздействия на реальные доходы и ее влияния
на величину реальных налогов сводилось
бы к воздействию на эффективную ставку
подоходного налога при наличии прогрессивности
налоговой шкалы. Однако в действительности
цены росли неравномерно, что привело
к несимметричному воздействию на издержки
производства и выпускаемую продукцию,
а соответственно инфляция искажает налоговую
базу, причем делает это множеством способов,
зависящим от конкретной техники взимания
отдельных налогов. Так, разрешенные к
вычету из базы налога на прибыль затраты
предприятий на приобретение используемых
в производстве материальных ресурсов
и основных средств обесцениваются в условиях
инфляции за период времени между их покупкой
и моментом, в который фиксируется прибыль
от реализации готовой продукции. Из-за
прогрессивного характера шкалы налогообложения
рост цен вызывает повышение эффективной
ставки подоходного налога, т.к. налогоплательщики
с неизменным уровнем реального дохода
переходят в номинально более доходные
группы. Все специфические ставки для
различных налогов в реальном исчислении
снижаются пропорционально инфляции.
Второй
механизм воздействия инфляции
на налоговые доходы бюджета
заключается в инфляционном обесценении
налоговых поступлений за промежуток
времени между возникновением
налоговых обязательств плательщика
и поступлением налога в бюджет. Действие
этого механизма существенно усиливается
тем, что большинство предприятий использовало
метод учета реализованной продукции
и прибыли по кассовому методу, а не общепринятый
в странах с рыночной экономикой метод
начислений. Фактором, несколько смягчающим
отмеченное явление обесценения величины
прибыли, стоимости реализованной продукции
и, соответственно, налоговых поступлений
является предоплата за поставляемую
продукцию. При этом начисление конкретных
налогов зависит от оформления договора:
если производятся авансовые платежи,
НДС начисляется в момент поступления
платежа[6].
Важным
обстоятельством является то, что
на протяжении рассматриваемого
периода, включая и последние
года, в ценовой политике предприятий
большое значение имела привязка
к изменениям курса доллара
динамики цен не только на
импортные товары, но и на отечественные.
Перечисленные факторы определяют
положительное воздействие курса
доллара на налоговые поступления.
В то же время следует принимать
во внимание и факторы отрицательного
влияния снижения курса рубля на налоговые
поступления. К ним, в частности относится
стремление экспортеров задержать в период
быстрого роста курса доллара зачисление
валютной выручки на счета с тем, чтобы
ее обязательная по действующим правилам
продажа была осуществлена по более высокому
курсу. Это уменьшает величину текущих
налоговых поступлений. В периоды нестабильности
курса повышается заинтересованность
предприятий и населения в осуществлении
расчетов иностранной валютой или наличными
рублями, а не учитываемыми в налоговой
отчетности. Подобное стремление к ускорению
платежей, естественно, сопровождается
нарастанием процесса уклонения от налогов.
Одним из
важнейших макроэкономических факторов,
воздействующим на многие экономические
процессы, в том числе на государственные
доходы является динамика задолженностей
и неплатежей предприятий. Проблема платежного
кризиса в переходных экономиках, несмотря
на ее чрезвычайную важность, изучена
крайне недостаточно. Среди основных факторов
развития кризиса задолженности выделяют
такие, как мягкость бюджетных ограничений
предприятий, неплатежи предприятиями
со стороны государственного бюджета,
а также важной причиной является криминальная
составляющая.
В качестве
показателей, отражающих развитие
платежного кризиса, используется
величина дебиторской задолженности
предприятий и недоимок по
платежам в бюджет[3].
Во-первых,
обязательства по уплате налога
ан прибыль и НДС появляются
у предприятий после оплаты
их клиентами поставленных им
товаров и услуг, поэтому рост
дебиторской задолженности приводит
к сокращению объема реализации
и прибыли, и как следствие,
к падению реальных налоговых
поступлений.
Во-вторых,
общая величина дебиторской задолженности
воздействует на динамику реальных
налоговых поступлений из-за обесценения
этой задолженности под влиянием инфляции.
Чем больше величина дебиторской задолженности,
тем при данных темпах инфляции больше
ее обесценение и, соответственно, меньше
реальный объем реализованной продукции,
прибыли и уплаченных налогов. Чем выше
инфляция, тем приданной величине дебиторской
задолженности больше ее обесценение
и, соответственно, меньше объем налоговой
базы и налоговых поступлений.
В-третьих,
от размеров просроченной дебиторской
задолженности (взаимных неплатежей
предприятий) существенно зависит
общая величина неплатежей предприятий
бюджету. Это объясняется тем,
что неплатежеспособность предприятий
непосредственным образом сказывается
на платежеспособности их кредиторов
и взаимоотношениях последних
с бюджетом[8].
Важным
фактором, характеризующим платежный
кризис и оказывающим непосредственное
воздействие на налоговые поступления,
являются налоговые недоимки. Задолженность
предприятий перед бюджетом включает
в себя сумму начисленных налогов,
не перечисленных в бюджет, штрафные
санкции, наложенные на налогоплательщика
в связи в допущенными налоговыми
нарушениями и пени за просрочку уплаты
налога и штрафов. Динамика недоимки в
бюджет в значительной мере определялась
политическими процессами в России. Так,
резкий рост недоимки можно было наблюдать
летом-осенью 1993 года в момент обострения
противостояния между Президентом России
и Парламентом. Аналогично недоимки резко
возросли в 1996 году в связи с неопределенностью,
вызванной предстоящими президентскими
выборами. Предприятия наращивали недоимки,
рассчитывая или на популистские шаги
действовавшего Президента перед выборами
или на смену экономического курса[4].
На протяжении
исследуемого периода налоговые
поступления находились под серьезным
влиянием процессов деградации
налоговой дисциплины. Это проявлялось
как в расширении масштабов
легального уклонения от налогов путем
применения предоставляемых льгот и использования
противоречий в налоговом законодательстве,
так и в форме противозаконного уклонения
от налогов.
Важнейшим
путем противозаконного сокращения
налоговых обязательств является
использование неучтенных в бухгалтерии
наличных денег для осуществления
многих хозяйственных операций,
таких, как реализация продукции,
приобретение товаров и услуг,
выплата заработной платы и
т.д.
Заключение
Налоги –
необходимый элемент механизма
государственного регулирования
рыночной экономики, без которого
немыслимо ее целенаправленное
развитие с учетом интересов
общества.
Именно в
налоговой системе и налоговой
политике заложены и возможности
использования их в целях развития
и совершенствования федеративных
отношений, а также местного
самоуправления, что относится к
числу первостепенных задач, стоящих
сегодня перед государством.
Налоговая
система действует на всей
территории России. Это единая
налоговая система российского
государства, что относится ко
всем трем уровням платежей. Единство
налоговой системы в России
проявляется, во-первых, в том,
что повсеместно действуют (или
могут быть введены органами
государственной власти субъектов
Федерации и органам местного
самоуправления) одни и те же
виды налогов. Во-вторых, что единство
отражает равенство прав по конкретизации
налогообложения между субъектами одного
уровня), есть между субъектами Федерации,
между органами местного самоуправления)
[8].
Основной
целью российской налоговой системы
была определена, прежде всего,
ликвидация дефицита бюджета.
Это определялось не только
преобладанием монетаристского
подхода к ее построению в
его одностороннем понимании
без учета конкретных российских
условий, но и требованиями
международных финансово-кредитных
организаций, которые для предоставления
кредитов поставили условия -
стабилизация рубля и сокращение
бюджетного дефицита.
Основной
недостаток налоговой системы
России состоит в том, что
она ориентирована на устранение
дефицитности бюджета изъятием
доходов предприятий. Нет достаточной
увязки налоговой системы с
развитием экономики и деятельностью
непосредственных ее субъектов
- предприятий. Потеря такой взаимосвязи
привела к тому, что налоговая
система развивается сама по
себе, а предприятия, испытывая
ее чрезмерное давление, - сами
по себе. Многие поставлены на грань
убыточности и банкротства. При этом предприятия
заинтересованы в получении минимальной
прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения.
Экономика как никогда становится затратной.
Этому способствует почти полное отсутствие
конкуренции при свободном ценообразовании.
Налоговая система должна быть повернута
к производству, стимулируя его рост и
тем самым, увеличивая базу налогообложения.
Необходимость
единства налоговой системы в
Российской Федерации вытекает
из закрепленных в Конституции
РФ гарантий единства экономического
пространства, отнесения к ведению
Российской Федерации вопросов
финансового регулирования и
к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов – установление
общих принципов налогообложения и сборов.
Список литературы
1. Конституция РФ 1993г.
2. Налоговый Кодекс РФ
(часть 1).