ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗЕДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Кафедра экономической теории
и социально-экономической политики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Функции налогов
и налоговая политика: специфика переходного
периода.
Руководитель
____________________
____Байгузина Л.З.____
Подпись, дата
Расшифровка подписи
Студент ГМУ 1 ср __________________
_____________________
Подпись, дата
Расшифровка подписи
Уфа 2012
Содержание
Введение...................................................................................................................2
1. Функции налогов и
их классификация..............................................................3
1.1. Функции налогов ...........................................................................................3
1.2. Классификация налогов.................................................................................5
2. Налоговая политика
в условиях переходного периода................................8
2.1. Типы налоговой
политики.............................................................................8
2.2. Стратегия и тактика
налоговой политики ..................................................8
2.3. Взаимосвязь налоговой
политики и налогового механизма ..................10
2.4. Основные направления
реализации налоговой политики
в РФ............12
2.5. Основные факторы
динамики налоговых поступлений.........................16
Заключение.............................................................................................................22
Список литературы................................................................................................24
Введение
В условиях
рыночных отношений и особенно
в переходный к рынку период
налоговая система является одним
из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования
экономики. От того, насколько
правильно построена система
налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного
хозяйства.
Именно
налоговая система на сегодняшний
день оказалась, пожалуй, главным
предметом дискуссий о путях
и методах реформирования, равно
как и острой критики.
На данный
момент существует масса всевозможной
литературы по налогообложению
в западных странах, накоплен
огромный многолетний опыт по
налогообложению. Но в связи
с тем, что налоговая система
России создается практически
заново, сегодня очень мало монографий
отечественных авторов по налогообложению,
в которых можно было бы
найти грамотные, глубоко продуманные,
просчитанные предложения по
созданию именно российской налоговой
системы, отвечающей нашим российским
реалиям.
Актуальность
данной темы очевидна, т.к. при
всех изменениях законодательства
не теряют своего значения
теоретические положения, касающиеся
налогового права, классификации
налогов и порядка их установления.
Цель данной работы - охарактеризовать
функции, принципы налогообложения
и этапы формирования налоговой
системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью
ставятся следующие задачи:
Дать определение понятию
налоги, описать их классификацию, функции,
принципы налогообложения,
Рассмотреть налоги как инструмент
государственного регулирования,
Дать краткую характеристику
основным налогам.
1. Функции налогов
и их классификация
1.1. Функции налогов
Экономическая
сущность налога проявляется
через его функции. Каждая из
выполняемых налогом функций
имеет внутренние свойства, признаки
и черты данной экономической
категории. Тем самым она показывает,
каким образом реализуется предназначение
конкретного налога как инструмента
стоимостного распределения и
перераспределения доходов в
обществе.
Выделяют
три важнейшие функции налогов:
1) фискальную
(финансирование государственных
расходов);
2) регулирующую,
или распределительную (государственное
регулирование экономики);
3) социальную
(поддержание социального равновесия
в обществе путем изменения соотношения
между доходами отдельных социальных
групп с целью сглаживания неравенства
между ними).
Все функции
налога не могут существовать
независимо одна от другой, они
взаимосвязаны, взаимозависимы и
в своем проявлении представляют
собой единое целое.
Разграничение
функций налога носит в значительной
мере условный характер, поскольку
они осуществляются одновременно.
Отдельные черты одной функции
непременно присутствуют в других.
Рассмотрим суть и механизмы
проявления налогом своих функций[5].
Фискальная
функция является основной функцией
налога. Она изначально характерна
для любого налога, для любой
налоговой системы любого государства.
И это естественно, так как
главное предназначение налога
— образование государственного
денежного фонда путем изъятия
части доходов предприятий и
граждан для создания материальных
условий функционирования государства
и выполнения им собственных
функций — обороны страны и
защиты правопорядка, решения социальных,
природоохранных и ряда других задач,
создания и поддержания единой коммуникационной
структуры.[2]
Наиболее
тесно связана с фискальной
функцией налога его регулирующая,
или распределительная, функция,
выражающая экономическую сущность
налога как особого централизованного
фискального инструмента распределительных
отношений в обществе. Суть данной
функции заключается в том, что с помощью
налогов через бюджет и установленные
законом внебюджетные фонды государство
перераспределяет финансовые ресурсы
из производственной сферы в социальную,
осуществляет финансирование крупных
межотраслевых целевых программ, имеющих
общегосударственное значение. Система
налоговых ставок, права органов государственной
власти субъектов Федерации и местного
самоуправления по их Установлению, а
также бюджетная система позволяют перераспределять
финансовые ресурсы и по регионам страны.
[3]
Устанавливая
систему налогов с физических
лиц, государство осуществляет
перераспределение доходов своих
граждан, направляя часть финансовых
ресурсов наиболее обеспеченной
части населения на содержание
малоимущих. В этом заключена
социальная функция налогов.
Налоги
оказывают существенное воздействие
и на сам процесс воспроизводства.
Здесь проявляется стимулирующая
функция налогов. Ее практическая
реализация осуществляется через
систему налоговых ставок и
льгот, налоговых вычетов и
налоговых кредитов, финансовых
санкций и налоговых преференций.
Немаловажное значение в реализации
этой функции имеет и налоговая
система сама по себе: вводя
одни налоги и отменяя другие,
государство стимулирует развитие
определенных производств, регионов
и отраслей одновременно сдерживая
развитие других. С помощью налогов
государство целенаправленно влияет
на развитие экономики и ее
отдельных отраслей, на структуру
и пропорции общественного воспроизводства,
накопление капитала. При этом
проявляется тесная связь стимулирующей
функции налогов с распределительной.
С регулирующей
и фискальной функциями тесно
связана контрольная функция
налогов. Механизм этой функции
проявляется, с одной стороны,
в проверке эффективности хозяйствования
и, с другой — в контроле
за действенностью проводимой экономической
политики государства. Так, в условиях
острой конкуренции, свойственной рыночной
экономике, налоги становятся одним из
важнейших инструментов независимого
контроля за эффективностью финансово-хозяйственной
деятельности. При прочих равных условиях
из конкурентной борьбы выбывает в первую
очередь тот, кто не способен рассчитаться
с государством. Одновременно с этим нехватка
в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует
государству о необходимости внесения
изменений или в саму налоговую систему,
или в социальную политику, или в бюджетную
политику[4].
1.2. Классификация
налогов
Классификация
нужна для упорядочения знаний
о различных видах налогов.
Основными классификационными признаками
являются: субъект налога; объект
налогообложения; вид ставки; способ
обложения; источник уплаты; назначение;
принадлежность к уровням власти
и управления; право использования
сумм налоговых поступлений; возможность
переложения.
Наиболее
популярной является классификация
налогов по принадлежности к
уровням власти и управления:
федеральные; региональные; местные.
Первой
частью Налогового кодекса РФ
установлены следующие налоги
и сборы: 16 федеральных, 7 региональных
и 4 местных. [2]
Федеральные
налоги в Российской Федерации
определены налоговым законодательством
и являются обязательными к
уплате на всей территории
страны. Перечень региональных налогов
установлен Налоговым кодексом
РФ, но эти налоги вводятся
в действие законами субъектов
Федерации и являются обязательными
к уплате на территории соответствующего
субъекта Федерации [1]. Вводя в действие
региональные налоги, представительные
(законодательные) органы власти субъектов
Федерации определяют налоговые ставки
по соответствующим видам налогов (но
в пределах, определенных федеральным
законодательством), налоговые льготы,
порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные
элементы региональных налогов установлены
соответствующим федеральным законом.
Таков же порядок введения местных налогов
с той лишь разницей, что они вводятся
в действие представительными органами
местного самоуправления[4].
В зависимости
от метода взимания налоги
делятся на прямые и косвенные.
Прямые
налоги устанавливаются непосредственно
на доход или имущество налогоплательщика.
В связи с этим при прямом
налогообложении денежные отношения
возникают непосредственно между
налогоплательщиком и государством.
Примером прямого налогообложения
в российской налоговой системе
могут служить: налог на доходы
физических лиц, налог на прибыль,
налоги на имущество как юридических,
так и физических лиц и ряд
других налогов. В данном случае
основанием для обложения являются
владение и пользование доходами
и имуществом[5].
Косвенные
налоги взимаются в сфере потребления,
т. е. в процессе движения
доходов или оборота товаров.
Они включаются в виде надбавки
в цену товара, а также тарифа
на работы или услуги и оплачиваются
потребителем. Владелец товара, работы
или услуги при их реализации
получает с покупателя одновременно
с ценой и налоговые суммы,
которые затем перечисляет государству.
Поэтому косвенные налоги нередко
называются налогами на потребление
и предназначаются для перенесения
реального налогового бремени
на конечного потребителя. Субъектом
налога в данном случае является
продавец товара, выступающий в
качестве посредника между государством
и фактическим плательщиком налога.
Примером косвенного налогообложения
служат налог на добавленную
стоимость, акцизы и таможенные
пошлины.
Для государства
косвенные налоги являются наиболее
простыми с точки зрения их
взимания. Эти налоги привлекательны
для государства еще и тем,
что их поступления в казну
прямо не привязаны к финансово-хозяйственной
деятельности субъекта налогообложения
и фискальный эффект достигается
даже в условиях спада производства
и убыточной работы предприятий.
2. Налоговая политика
в условиях переходного периода
2.1. Типы налоговой
политики
Задачи
налоговой политики сводятся
к: обеспечению государства финансовыми
ресурсами; созданию условий для
регулирования хозяйства страны
в целом; сглаживанию возникающего
в процессе рыночных отношений
неравенства в уровнях доходов
населения.
Можно выделить
три типа налоговой политики.
Первый тип - политика максимальных
налогов, характеризующаяся принципом
“взять все, что можно”. При
этом государству уготовлена
“налоговая ловушка”, когда повышение
налогов не сопровождается приростом
государственных доходов. Предельная
граница ставок определена и
зависит от множества факторов
в каждом конкретном случае. Зарубежные
ученые называют предельную ставку
в 50%[6].
Второй
тип - политика разумных налогов.
Она способствует развитию предпринимательства,
обеспечивая ему благоприятный
налоговый климат. Предприниматель
максимально выводится из-под
налогообложения, но это ведет
к ограничению социальных программ,
поскольку государственные поступления
сокращаются.