Функции, качества руководителя и стили управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом. Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макроуровне, так и на микроуровне эффективных современных методов управления производительным трудом становится один из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики.
Цель данной курсовой работы является изучение функций руководителя, раскрытие качеств руководителя и выявить стилей управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...… 3
1 Функции руководителя………………………………………………..... 4
2 Качества руководителя………………………………………………..... 9
3 Стили управления……………………………………………………..…... 11
Заключение ………………………………………………………………… 18
Список использованной литературы и источников……………………….. 20

Работа содержит 1 файл

курсовая по У.П..docx

— 54.88 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Саратовский государственный  технический университет

имени Гагарина Ю. А.»

Институт развития бизнеса  и стратегий

Бизнес-колледж

 

Кафедра «Менеджмент и  логистика»

 

Специальность 080501 – Менеджмент

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Управление персоналом


на тему: «Функции, качества руководителя и стили управления»


 

 

 

 

Выполнил студент группы  БК-31 Авакян А.А.


Ф.И.О., подпись, дата

                        Руководитель Лукьянова Н.П.


 Ф.И.О., ученая степень, должность, подпись, дата

 

 

 

 

 

Саратов –  2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………...…

3

1 Функции руководителя……………………………………………….....

4

2 Качества руководителя……………………………………………….....

9

3 Стили управления……………………………………………………..…...

11

Заключение …………………………………………………………………

18

Список использованной литературы и источников………………………..

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Руководство персоналом занимает центральное  место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.

Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления –  руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид  информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.

Необходимость специальной подготовки в области управления персоналом вызвана тем, что современный  руководитель может всесторонне  проявить себя в работе, лишь активно  взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой  культурой коммуникаций, знаниями и  навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные  с управлением сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организацией задачи, эффективное управление в принципе невозможно.

В настоящее время многие руководители отечественных организаций  различных форм собственности недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом.

Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как  на макроуровне, так и на микроуровне  эффективных современных методов  управления производительным трудом становится один из главных препятствий и  наиболее слабым звеном управления развитием  экономики.

Цель данной курсовой работы является изучение функций руководителя, раскрытие качеств руководителя и выявить стилей управления.

1 Функции руководителя

 

Функция – это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.

Руководителем считается  лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые  в обязательном порядке должны ему  подчиняться и в установленных  рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя все функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.

Суть обязанностей руководителя состоит в организации работы подчиненных. Это особый вид творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и занимаемой должности, требования к творчеству увеличивается.

Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой  с развитием общества меняется.

Современная научно-техническая  революция кардинально изменила условия и характер производства. Технологические и социальные процессы стали чрезвычайно сложными, а  знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что руководитель уже не в состоянии  был единолично управлять всем. Поэтому  его роль вновь меняется — он становится организатором самостоятельной  работы исполнителей, объединенных в  команды. Диктаторские замашки и  патернализм в данной ситуации практически  исключены, ибо первому среди  равных ими пользоваться недопустимо, и их место занимает деловое сотрудничество и консультирование.

Функции руководителя –  это те составляющие и направляющие, которые обеспечивают целостную  жизнь подчиненного, именного как  работника, как управляемого сотрудника.

Руководитель является ведущим  и организующим звеном в социальных системах управления. Говоря о функциях руководителя, мы характеризуем основные выполняемые им обязанности, в частности: выработку и принятие управленческих решений, организацию, регулирование, учет и контроль, сбор и преобразование информации.

Современные исследования берут  за основу классификации функций  уже не отдельные циклы управления производством, а всю структуру  деятельности руководителя в коллективе. При этом функции руководителя рассматриваются  не только в рамках его административной роли, но также учитываются его  социальные, социально-психологические  и воспитательные обязанности. К  перечисленным функциям можно добавить организаторскую деятельность, которая  заключается в интеграции личностей  в коллектив и коммуникации, состоящей  в установлении горизонтальных связей внутри коллектива и внешних вертикальных связей с вышестоящими организационными структурами. Еще выделяют педагогическую функцию руководителя (воспитание и  обучение), а также экспериментально-консультативную, представительскую и психотерапевтическую. Причем функции управления коллективами осуществляются не отдельно друг от друга и последовательно, а параллельно и одновременно. 

Основные функции руководителя:

  1. Административно-организационные

Руководитель, в соответствии с официально предоставленными ему  правами и обязанностями, должен объединять индивидуальные действия членов коллектива в единую общую силу:

  • распределять обязанности между сотрудниками;
  • контролировать процесс выполнения заданий;
  • оценивать результат и нести ответственность за деятельность отдельных сотрудников и всей группы перед вышестоящими инстанциями.

 

2.Стратегические, связанные  с постановкой целей, выбором  методов их достижения.

Реализация этих функций  позволяет проявить творческий потенциал  руководителя, находчивость, выдержку, способность выдвигать новые  идеи. В структуру стратегических функций включается способность  к прогнозированию, предвидению  конечного результата, к оперативной  переработке больших объемов  информации, поступающей от подчиненных  и вышестоящих инстанций, результатов деятельности коллектива. Руководитель должен также накапливать в своей память большой объем профессиональной информации.

К функциям данного вида добавляется также планирование как важнейшее проявление прогнозирования. Планирование должно определять конкретные задачи, время и средства их решения и отвечать на такие вопросы:

  • на каком этапе выполнения работы мы находимся в настоящее время (оценка реальных возможностей группы с учетом внешних и внутренних факторов)?
  • куда хотим двигаться, какие тактические задачи решать?
  • какими средствами собираем это сделать?

 

3.Экспертно-консультативные.

В процессе групповой деятельности руководитель обычно является тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной  информации и наиболее квалифицированному специалисту. Высокая профессиональная квалификация – одна из основных составляющих авторитета руководителя.

 Руководитель, назначенный  сверху, но не компетентный с  точки зрения решаемых коллективом  задач, быстро теряет авторитет, ему подчиняются только из-за боязни дисциплинарных взысканий, а подлинного консультанта ищут в лице неформального лидера.

 4.Коммуникативные.

Руководитель является основным источником важной информации, имеющей  значение для успешного функционирования рабочей группы. Эта информация передается в процессе общения с группой  и отдельными ее членами.

Коммуникативность – умение общаться с людьми, доступность общения – важные качества руководителя. Руководитель может быть открыт для общения с группой и тогда выступает как лидер. Но он может строить систему коммуникативных связей лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т. е. коммуникативен только с другими руководителями равного с ним ранга и отдален от группы. Тогда он обрекает себя на эмоциональные одиночества и не может рассчитывать ни на какое иное влияние, кроме официального, должностного. 

 

5.Воспитательные.

Принимая важные решения  и направляя коллектив на достижение поставленных целей, руководитель в  то же время обеспечивает воспитательный эффект в формировании личности своих подчиненных.

Функция воспитания включает в себя дисциплинарные методы поощрения  и наказания, если сотрудники нарушают регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива. Руководитель коллектива, если он хочет быть его  воспитателем, должен стремиться стать  «лидером мнений», обладающим наибольшим объемом информации.

В обязанности руководителя-лидера входит также формирование у сотрудников  адекватной профессиональной мотивации. Очевидно, что даже самое совершенное  планирование руководителем работы группы не дает эффекта, если люди не захотят  качественно выполнять свою работу.

Согласно теориям мотивации, люди всегда будут больше работать, если есть возможность больше заработать. Исследования современных психологов показали, что мотивация как внутреннее побуждение деятельности является продуктом сложного взаимодействия различных потребностей человека. По мере повышения культурного уровня деньги не всегда заставляют людей трудиться более усердно. Для людей важен интерес к работе, понимание сущности решаемых задач, общение, взаимопонимание, гуманность. Руководитель должен уметь определить потребности своих подчиненных и создать условия, которые позволят удовлетворить эти потребности при хорошей работе.

 К числу воспитательных  функций можно отнести также  психотерапевтическую. Руководитель должен учитывать эмоциональное состояние своих сотрудников, поскольку оно в значительной степени влияет на их жизнедеятельность и психологический климат в коллективе. Оптимизм и чувство юмора, а не уныние и раздражительность должны быть присущи руководителю-лидеру, ибо это помогает предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

 

6. Функция представительства.

Руководитель — официальное  лицо, представляющее коллектив во внешней социальной среде. На совещаниях, конференциях он выступает от имени  всех членов коллектива, по его поведению  судят о коллективе в целом.

Поэтому поведение руководителя-лидера должно соответствовать высоким  стандартам общественного поведения. Он обязан хорошо владеть навыками культурного общения, достойными манерами, культурой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Качества руководителя

 

Качества, присущие таким  руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.

К профессиональным качествам  относят те, что характеризуют  любого грамотного специалиста, и обладание  которыми является лишь необходимой  предпосылкой выполнения обязанностей руководителя. Ими являются:

  • высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии; глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
  • широта взглядов, эрудиция, стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
  • поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение.
  • умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

  • высокие моральные стандарты;
  • физическое и психологическое здоровье;
  • высокий уровень внутренней культуры;
  • отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;
  • оптимизм, уверенность в себе.

Но обладание ими —  тоже всего лишь предпосылка успешного  руководства.

Информация о работе Функции, качества руководителя и стили управления