Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:36, контрольная работа
Хотя в конечном итоге Франция вышла победительницей из Первой и Второй мировых войн, ее колониальная империя, мощь, население и богатства значительно уменьшились. Тем не менее сегодня Франция является одной из самых развитых стран мира и лидером среди европейских держав. С 1958г. в стране существует президентская республика, более устойчивая в ситуациях политических кризисов, нежели прежняя парламентская республика.
1. Введение 3
2. Общие тенденции экономического развития Франции 4
3. Современное положение экономики Франции 13
4. Заключение 20
5. Список используемой литературы 21
В результате денационализации в 1995 - 1996 гг. в бюджет поступило 48 млрд. фр. вместо запланированных 60 млрд. фр., в том числе в 1996 г. - около 27 млрд. фр. вместо 40 млрд. фр. Несмотря на это, администрация повысила субсидии с 27 млрд. фр. до 35,6 млрд. фр. государственным предприятиям «ЖИАТ» и «Эр Франс», «Компани женераль маритим» и банку «Сосьете марсейез де креди». В 1996 г. государство по-прежнему предоставляло неотложную помощь предприятиям, которые должны были быть переданы в частные руки. Наиболее крупные субсидии получили компании «Томсон», «Эр Франс», Национальное общество железных дорог и банк «Креди лионне». Однако этих средств было явно недостаточно, чтобы улучшить их состояние перед передачей в частные руки.
В 2002 году слабые темпы роста экономики ставят новое правительство Франции в сложное положение: с одной стороны, нужно выполнять обещанное во время выборов снижение налогов, с другой стороны - выполнять подписанное в ЕС соглашение, по которому Франция согласилась довести свой бюджет до бездефицитности в 2004 году. Правда, предполагалось, что рост экономики будет составлять около 3%, что намного выше реального уровня.
В 2003г. экономика Франции, как и других ведущих стран Европейского Союза, продолжала переживать период стагнации: практически не рос ВВП, увеличивалась безработица и бюджетный дефицит. В течение нескольких последних месяцев 2003г. в экономике страны наблюдалось определенное оживление, однако в начале 2004г. экономический климат в стране был весьма вялым и нестабильным. Предприятия продолжали политику сокращения издержек и рентабельности. Потребление населения практически не растет. Продолжалось активное вмешательство государства в экономику – прежде всего по направлениям стимулирования научных исследований и
инноваций, создания новых предприятий, международной конкурентоспособности французских предприятий путем слияний и поглощений. Французскими фирмами реализованы крупные международные проекты в области современного транспорта (высокоскоростная железная дорога в Южной Корее), атомной энергетики (Китай).Сохранялись серьезные структурные дисбалансы в области социального обеспечения, занятости, государственных расходов. Правительство пыталось проводить реформы в вышеуказанных областях, которые наталкивались на серьезное сопротивление населения и объективные макроэкономические ограничения. В 2003г. обострились отношения Франции с руководящими органами ЕС. Хотя совместно с Германией ей удалось избежать санкций в связи с нарушением «Пакта о стабильности», основными проблемами для Франции, в т.ч. в общеевропейском контексте остаются дефицит госбюджета (в 2004г. он составит 56 млрд. евро или 3,6% ВВП),высокий уровень долгосрочной официальной задолженности, неурегулированность трудовых отношений, отсутствие либерализации электроэнергетики и газовой отрасли. Еврокомиссия поставила вопрос о возврате незаконно полученных компанией «Электриситэ де Франс» 500 млн. евро госсубсидий. По опросам, проведенным в дек. 2003г. Еврокомиссией, 55% французского населения выступает против расширения ЕС, в отличие от всего населения стран ЕС (против выступают 36%). Критическая климатическая ситуация летом 2003г. оказала негативное влияние на социально экономическое положение во Франции. В результате установившейся жары резко возросла смертность: скончалось на 10 тыс.чел. больше, чем в среднем за аналогичный период. Серьезный ущерб нанесен сельскому хозяйству страны. В результате сильных пожаров на юге страны было уничтожено 50000 га леса. Правительство приняло решение о выделении дополнительной дотации на сельское хозяйство в 500 млн. евро.
Основные макроэкономические показатели Франции
ВВП (в млрд.евро) ..............................
ВВП на душу населения (евро) ..................25000 .........28000 .........29000
Рост промышленного производства (%) ........0,3 ..............0,3 .............0,3
Уровень инфляции (%) ..............................
Уровень безработицы (%) ..............................
Госдолг (млрд.евро) ..............................
Госдолг (% ВВП) ..............................
Экспорт (млрд.евро) ..............................
Импорт (млрд.евро) ..............................
Сальдо торгового баланса(млрд. евро) .........._17 .........._42,7 .........._53,7
*предварительные данные, **последние тенденции в экономике
3.Современное положение экономики Франции
Франция занимает 5 место в мире (после США,Японии, Германии и Великобритании) по размеру ВВП (в 2006г. – 1792 млрд. евро). В последние несколько лет экономика страны практически не растет, имеется значительный дефицит бюджета.
Она является лидером по привлечению прямых инвестиций: в 2006г. во французскую экономику поступило 58,4 млрд.долл. (3 место после США и Великобритании).
В промышленности создается более 25% ВВП,в сфере услуг – 70% (75% рабочих мест). Франция занимает 40 место в мире на рынке экспорта услуг и является ведущим европейским производителем с/х продукции и вторым – в мире (после США). В многоотраслевом высоко технологичном сельском хозяйстве занято 5% трудоспособного населения. Во Франции работает 2,5 млн. компаний, число которых с 2000г. выросло на 1 млн.
В 2006г. Франция обогнала Германию по накопленному объему экспортированных прямых капиталовложений и заняла 3 место в мире (после США и Великобритании). По данным Евростата, из более чем 1 трлн. долл. французских ПИИ в Россию поступило лишь 4,23 млрд.
Во Франции в 2004-08гг. реализуется новая территориальная и индустриальная политика, цель которой – усиление конкурентоспособности ведущих высокотехнологичных предприятий как внутри страны, так и на международных рынках. Создание кластеров конкурентоспособности предполагает формирование крупных научно-производственных комплексов, объединяющих высокотехнологичные предприятия и научные институты в различных отраслях экономики. В 2004г. начался прием заявок от организаций, претендующих на статус кластеров и была создана специальная межведомственная комиссия из восьми министерств для их отбора. В стране действует 71 инновационный кластер, из них 17 – международные. Особое внимание уделяется аэронавтике, биотехнологии, медицине, нанотехнологии, разработке программного обеспечения. В число приоритетных проектов также вошли комплексы предприятий пищевой промышленности, сельского хозяйства, автомобилестроения, ж/д транспорта, а также по созданию новых материалов. Всего в кластерах задействовано 5 тыс. предприятий и 650 тыс. работников.
Нынешнее французское правительство, выполняя выдвинутую президентом Н. Саркози программу социально-экономических реформ, прилагает усилия к модернизации экономической структуры страны. Все более важную роль в экономике играют быстроразвивающиеся отрасли. К их числу, помимо машиностроения, относятся авиакосмическая промышленность, судостроение и производство подвижного ж/д состава. Большим потенциалом развития располагает также производство медицинской техники, фармацевтика и биотехнологии. В сфере услуг быстро развиваются логистика и информационные технологии.
Однако, как свидетельствуют данные Национального статистического ведомства Франции Insee, несмотря на сравнительно быстрое развитие вышеназванных отраслей, динамика роста французской промышленности в целом замедлилась,что связано с последствиями высокого курса евро и возросшими ценами на сырье, прежде всего на нефть. Все это снижает конкурентоспособность французской промышленности. В I кв. 2008г. реальный прирост промышленного производства во Франции составил лишь 0,6%.
В результате снижения темпов прироста промышленности, полагают аналитики Insee, замедлится и развитие экономики Франции в целом. По
их оценкам, во II кв. тек.г. ВВП Франции реально увеличился только на 0,2%, а в 2008г. в целом прирост, согласно их прогнозу, составит 1,6%. Эта оценка более пессимистична, чем оценка правительства, которое ожидает в 2008г. реального прироста ВВП на 1,7_2% против 2,2% в 2007г. При этом президент Н. Саркози опасается, что охлаждение общехозяйственной конъюнктуры особенно болезненно скажется на частных домохозяйствах. Наиболее сильным ударом для них будет рост инфляции, прежде всего повышение цен на бензин, мазут и продукты питания.
В 2007г. ВВП Франции вырос на 1,9% и составил 1937 млрд. евро. Вклад промышленности в ВВП – 12%. Важнейшими отраслями французской промышленности являются фармацевтическая, авиакосмическая, автомобилестроение, информатика, радиоэлектроника, металлургия, судостроение, атомная энергетика. Промышленность Франции имеет высокую экспортную направленность – 40% продукции идет на экспорт.
Сфера услуг обеспечивает 70% ВВП. Основными секторами являются туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело. Франция – первый
западноевропейский производитель с/х продукции и второй экспортер в мире после США. Она располагает многоотраслевым высокотехнологичным сельским хозяйством.
2008г. стал одним из самых тяжелых для французской экономики. Стране не удалось избежать грозившего ей «официального» вступления в период экономической рецессии. После констатации отрицательных темпов роста во II кв. 2008г. (0,3%), в III кв. французская экономика вышла на положительный результат, хотя и близкий к нулю(+0,1%). В IV кв. темпы снижения ВВП составили 1,2% с прогнозом в _1% на 2009г. Таких плохих показателей Франция не знала с 1974г.
Финансовый и экономический кризис 2008г. скорректировал планы французского правительства по стабилизации национальной экономики.
Основной задачей последних лет для руководства Франции остается оздоровление системы государственных финансов и достижение структурного равновесия в данной области к 2012г., предполагающее постепенное сокращение расходов госбюджета. Стратегия оздоровления госфинансов разрабатывалась с учетом приоритетных потребностей французской экономики: повышения конкурентоспособности предприятий и усовершенствования социально-трудовой сферы. Необходима увязка принимаемых в различных областях мер, интеграция плана по поддержке экономики (как рассчитанного на более короткий срок) в среднесрочную стратегию развития Франции. Итоговым документом стала программа стабилизации Франции на 2009-12гг.
В 2008г. ВВП Франции вырос на 0,7% (+2,1% в 2007г.), составив 1900 млрд. евро. Вклад промышленности в ВВП традиционно не превышает 12%: вследствие активного роста сектора услуг относительный вес индустрии в экономике с начала 80гг. постепенно сокращается, несмотря на то, что в количественном и стоимостном выражении промышленное производство продолжает расти. Важнейшими отраслями французской промышленности являются автомобилестроение, фармацевтическая, авиакоcмическая, телекоммуникационная отрасли, а также информатика и отрасли высоких
технологий в целом. Подобная ориентация на производство продукции с высокой долей добавленной стоимости объясняет экспортную направленность французской промышленности, доля экспорта в продукции которой достигает 40%.
В сфере услуг, обеспечивающей 70% ВВП, занято 3/4 населения. Основными секторами являются туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело.
В области сельского хозяйства Франция занимает лидирующие позиции, являясь первым западноевропейским производителем с/х продукции и вторым в мире экспортером после США.
Она располагает многоотраслевым высокотехнологичным сельским хозяйством, в котором занято 5% трудоспособного населения.
Что касается основных индикаторов состояния госфинансов и других макроэкономических показателей, то с момента представления бюджета
Франции на 2009г. (в окт. 2008г.) цифры, заложенные в нем, неоднократно пересматривались. Сначала замедление экономического роста и решение
прибегнуть к автоматическим стабилизатора привели правительство к необходимости снизить прогнозируемые темпы роста, затем цифры были
пересмотрены вторично с учетом объявленного в дек. плана по поддержке экономики Франции.
Показатели программы стабилизации экономики Франции
Объем ВВП ..............................
ВВП номин., млн. евро ..............................
Занятость, тыс. чел...........................
Составляющие ВВП, % ВВП
Потребление частного сектора.......................
Потребление госорганов....................
Валовое накопление капитала......................
Изменение запасов.......................
Экспорт товаров и услуг ..............................
Импорт товаров и услуг ..............................
Составляющие экономического роста
Конечный внутренний спрос ..............................
Изменение запасов.......................
Внешняя торговля ..............................
Индекс потребительских цен...........................
Показатели состояния госфинансов
Сальдо бюджета ..............................
госдолг.......................
В условиях нестабильной внешнеэкономической обстановки экономика Франции испытывала в 2008г. многочисленные экзогенные шоки, связанные с резким удорожанием евро, ростом цен на сырьевые ресурсы и общее замедление мировой экономики. Рост цен на нефть привел к значительному росту потребительских цен, в результате чего инфляция в 2008г. составила 3,3% (после 1,5% в 2007г.).
Инфляционный шок сказался на покупательной способности населения, рост которой в 2008г.составил 1%. Потребление домохозяйств выросло всего на 1,1%. В 2009г. французские власти рассчитывают на более активный уровень потребления 1,9% – за счет мер, направленных на поддержание располагаемых доходов населения.
Инвестиции предприятий показали достаточно хороший результат в условиях кризиса, достигнув по итогам года 2%, несмотря на замедление данного показателя с весны 2008г. (что ниже результатов предыдущих лет: в 2007г. рост инвестиций предприятий составил 5%). Правительство рассчитывает на закрепление положительной тенденции благодаря стимулирующим мерам налогового характера, например, утроения налогового кредита на исследовательскую деятельность.