Франция в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

Хотя в конечном итоге Франция вышла победительницей из Первой и Второй мировых войн, ее колониальная империя, мощь, население и богатства значительно уменьшились. Тем не менее сегодня Франция является одной из самых развитых стран мира и лидером среди европейских держав. С 1958г. в стране существует президентская республика, более устойчивая в ситуациях политических кризисов, нежели прежняя парламентская республика.

Содержание

1. Введение 3
2. Общие тенденции экономического развития Франции 4
3. Современное положение экономики Франции 13
4. Заключение 20
5. Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

контрольная мировая экономика).doc

— 110.00 Кб (Скачать)


21

 

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Кафедра экономической теории и статистики

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по курсу: «Мировая экономика»

на тему: «Франция в мировой экономике»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

вечернего отделения, группа ЭСВ-201

Кордополова Евгения Петровна

Проверила _______/Устимчик М.В./

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

Оглавление.

1. Введение

3

2. Общие тенденции экономического развития Франции

4

3. Современное положение экономики Франции

13

4. Заключение

20

5. Список используемой литературы

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Введение

Хотя в конечном итоге Франция вышла победительницей из Первой и Второй мировых войн, ее колониальная империя, мощь, население и богатства значительно уменьшились. Тем не менее сегодня Франция является одной из самых развитых стран мира и лидером среди европейских держав. С 1958г. в стране существует президентская республика, более устойчивая в ситуациях политических кризисов, нежели прежняя парламентская республика. В последние годы согласие и сотрудничество с Германией стали двигателем экономической интеграции Европы, приведшей к созданию зоны евро в янв. 1999г. Сегодня Франция находится в авангарде европейских стран, которые стремятся расширить военный потенциал ЕС для укрепления возможностей проведения единой внешней политики.

  Франция - одна из ведущих западных держав - принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы (территория 551 тыс. кв км, население 57 млн. чел., из них работающих – 25.4 млн. чел.). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общие тенденции экономического развития Франции

Франция – одна из наиболее развитых стран Европейского Союза. По ряду направлений научно-технического прогресса, промышленного и агропромышленного производства, сельского хозяйства и сферы услуг занимает передовые позиции в мире. По размеру валового внутреннего продукта Франция (1550 млрд. евро в 2003г.) занимает 5  место в мире после США, Японии, Германии и Великобритании. Франция входит в число мировых лидеров по объему внешнеторговых операций и сохраняет ведущие позиции в мировой инвестиционной деятельности. Франция обладает наиболее густой в мире и протяженной в Европе сетью автомобильных дорог. Экономически активное население составляет 26,5 млн.чел. Занятость среди мужчин – 62%, женщин – 48%, средняя зарплата – 19900 евро в год. Франция насчитывает 96 департаментов, включая Париж, как отдельный департамент.

В 2003г. экономика Франции, как и других ведущих стран Европейского Союза, продолжала переживать период стагнации: практически не рос ВВП, увеличивалась безработица и бюджетный дефицит. В течение нескольких последних месяцев 2003г. в экономике страны наблюдалось определенное оживление, однако в начале 2004г. экономический климат в стране был весьма вялым и нестабильным. Предприятия продолжали политику сокращения издержек и рентабельности. Потребление населения практически не растет.

В начале 60-х годов, в момент развертывания НТР и западноевропейской интеграции, Франция полностью потеряла зарубежные владения. Необходим был новый источник роста, каковым в новых мирохозяйственных условиях могла быть только промышленность. Это требовало срочной коренной структурной перестройки – преодоление отставания промышленного сектора, в частности тяжелой индустрии. Особенно динамичной индустриализация была во второй половине 60-х – начале 70-х годов. Однако и в эти годы Франция уступала Германии и Японии по динамике промышленности и экономики, по масштабам и глубине происходивших в них изменений. В начале 70- годов страна невыгодно отличалась от основных конкурентов более низким уровнем концентрации, завышенным удельным весом аграрного сектора в ресурсах, производстве, экспорте, относительной структурной слабостью промышленности и промышленного экспорта с их повышенным значением легких и материалопроизводящих отраслей.

Следствием этих факторов стала недостаточная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, что в макроэкономическом плане выливалось в долгосрочное неравновесие торгового баланса, слабость национальной валюты, хроническую инфляцию.

Диспропорции в экономике Франции в полной мере проявились со скачком цен на энергоносители и резким падением мирового спроса в первой половине 70-х годов. Трудности испытывали все страны Западной Европы, но во Франции процессы преодоления и нового приспособления оказались особенно затянувшимися и тяжелыми. Причины – двоякие: некоторые диспропорции (структурная слабость промышленности, завышенные трудозатраты) были острее, чем в ряде других стран; не были согласованы действия основных производственных агентов; каждый из них решал свои собственные задачи и действовал собственными методами, которые зачастую противоречили друг другу, тормозя общий ход развития.

Эти моменты особенно четко прослеживались в первое послекризисное десятилетие. После 1973 г. не только наблюдался перелом тенденции роста и обострение всех макропроблем, но произошло и троекратное падение прибыльности компаний. Предпринимателям пришлось восстанавливать ее практически в одиночку. На макроуровне в это время решались исключительно проблемы поддержания докризисных динамики потребления и уровня занятости, что в условиях низких темпов роста способствовало лишь дальнейшему повышению удельных трудозатрат.

До начала 80-х годов чем больше сокращалось производство, тем сильнее увеличивалась безработица и падали темпы потребления, тем активнее боролось с их проявлениями государство, что лишь ухудшало ситуацию. Предприятия сократили инвестиции, но справиться с задолженностью и существенно повысить прибыльность не смогли.

В 80-е годы экономическое развитие Франции характеризовались замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса первой половины 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли. За 80-е годы ее доля в промышленном производстве сократилась с 6,6 до 5,7%. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имела недостаточную специализацию, с трудом приспосабливалась к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60 гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.

Характерной особенностью экономики в 90-е годы (которые называют «периодом вялого оживления») стало замедление темпов развития, нижней точкой которого стал экономический спад 1993 г. Оживление в экономике, начавшееся весной 1994 г., замедлившись в 1995 - 1996 гг., так и не переросло в циклический подъем. С весны 1995 г. хозяйственный механизм стал давать заметные сбои. Прокатившаяся в конце 1995 г. по стране волна забастовок оказала на него дополнительное разрушающее воздействие. Темпы роста экономики понизились: на квартальном уровне прирост ВВП был близок к нулю. В промышленности темпы выпуска продукции также замедлились и к концу 1996 г. уровень производства не достиг предкризисного максимума. В целом в 1995 - 1996 гг. темпы прироста ВВП понизились, оказавшись ниже «нормальных» для французской экономики 70 - 80 гг. Французское хозяйство не смогло преодолеть последствий кризиса 1990 - 1993 гг., который был самым продолжительным после Второй мировой войны, а по глубине уступил лишь кризису 1974 - 1975 гг., и сохранило целый ряд структурных и циклических диспропорций. Оживление, вызванное новым циклом восстановления производственного аппарата, оставался вялым.

Это результат чрезвычайно высокого уровня реальных банковских учетных ставок в 80-е годы, изменивших соотношение сил в пользу финансового капитала. Его представители были заинтересованы в стабилизации финансовых рынков и использовали ситуацию для более прибыльных вложений. Отсюда понижение инвестиций в производственную сферу в 90-е годы.

Из-за недостатка собственных средств предприятия сдерживали капиталовложения, заработную плату и создавали меньше рабочих мест. На рынке создалась напряженная ситуация. Для сохранения уровня оплаты труда и гарантий занятости трудящимся приходилось прилагать все больше усилий. В условиях неустойчивой занятости население увеличивало сбережения в ущерб потреблению, но эти деньги не возвращались в сферу производства.

В 1993 г. по решению правительства Э. Балладюра, накопленный дефицит системы социального страхования был присоединен к государственному бюджету и включен в государственный долг для централизованного погашения. Состояние системы социального страхования стало признанным барометром болезней национального хозяйства.

Личное потребление слабо поддерживало конъюнктуру. Норма сбережений в 1996 г. упала до самого низкого за 90-е годы уровня. Население меньше прибегало к потребительскому кредиту. С середины 1995 г. замедлилось жилищное строительство. Лишь правительственные меры по стимулированию спроса на автомобили положительно воздействовали на потребление.

В конце 1995 г. были приняты меры по увеличению налогов и ограничению госрасходов, чтобы высвободить дополнительные средства на расширение занятости. Самой болезненной стала экономия на заработной плате государственных служащих. В начале 1996 г. были заморожены расходы, изысканы возможности по поддержанию личного потребления и жилищного строительства, облегчению налогообложения малых и средних предприятий.

В июне 1996 г. был опубликован правительственный доклад о налогообложении и объявлено о готовящейся масштабной налоговой реформе на 1997 - 2007 гг. Ее цель - привести налоговую систему в соответствие с европейскими стандартами и стабилизировать экономический рост.

Правительство намеревалось, в частности, упразднить многие сложные налоговые скидки, снизить ставки подоходного налога до уровня других западноевропейских стран, провести широкую реформу налогов на компании, взимаемых центральными и местными органами власти. К 2001 г. предполагалось уменьшить подоходный налог, снизить минимальный и максимальный уровни налогообложения, повысить обязательные отчисления в фонд социального страхования.

С начала 90-х годов темпы развития экономики Франции замедлились и стали просто несопоставимы с 60–70-ми годами. Так, если в конце 60-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял 5,7%, то в 90-е годы он снизился до 1,3%. На протяжении 90-х годов сохранялся устойчиво высокий уровень безработицы (11–12%); она носила застойный характер, увеличивалась и ее средняя продолжительность. Государственный долг в 1996 г. составил 100% ВВП.

Ускорился рост дефицита бюджета социального обеспечения, стимулируемый увеличением числа лиц, охваченных различными социальными пособиями, а также воздействием демографических факторов: сокращением суммарной рождаемости, увеличением средней продолжительности жизни населения. При этом процесс старения населения сопровождается не только увеличением доли пожилых людей, но и сокращением доли молодежи. По данным Национального института статистики и экономических исследований, в 90-х годах уже три четверти французских семей пользовались помощью государства. При этом постоянно возрастали суммы практически всех социальных пособий. За период с 1970 по 1997 год они возросли на 16,1%. Среди социальных расходов в 1996 году большая доля приходилась на пенсии по старости (43,5%), пособия по болезни (24,8%), семейные пособия (5,9%), компенсации на жилье (4%), пособия по безработице и оплату профобучения (6,6%).

Выявилась настоятельная необходимость реформирования системы социальной защиты, которая стала непосильным бременем для государственного бюджета. С 1993 г. французское правительство приступило к осуществлению реформ. В 1997 году оно было вынуждено сократить расходы на социальное обеспечение, которые все же составили более четверти ВВП. Последовали и другие меры.

Повышенное внимание правительство уделяет состоянию системы социального обеспечения по двум причинам. Во-первых, расходы на социальное обеспечение составляют значительную часть бюджетной дыры, во-вторых, система на 85% финансируется не за счет налогов, а из отчислений, рассчитанных по платежным ведомостям предприятий. С ростом безработицы эти поступления снизились. Расходы на здравоохранение составляли примерно половину общего дефицита системы социального страхования, что было связано с ростом стоимости медицинских услуг и лекарств.

Информация о работе Франция в мировой экономике