Формы предприятий в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — рассмотреть предприятие как объект рыночных отношений.
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
- понять сущность и рассмотреть виды предприятия;
- рассмотреть формы предприятий;
- проанализировать деятельность конкретного предприятия – ОАО «КМК».

Содержание

Введение..………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Предприятие как основное звено экономики……………………………………………………………………….. 4
1.1 Понятие предприятия. Организационные формы предприятий…………………………………………………………………….. 4
1.2 Место и роль предприятия в рыночной экономике в различных рыночных структурах…………………………………………………………. 8
Глава2. Формы предприятий в экономике……………………………………………………….……………... 11
2.1 Сущность предпринимательства, как фактора экономического развития……………………………………………………………………….. 11
2.2 Преимущества и недостатки различных форм предпринимательства……………………………………………………….. 14
Заключение…….……………………………………………………… 24
Список литературы…………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

курсяк юров.docx

— 46.10 Кб (Скачать)

      - общую характеристику рынка: большое  или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение  покупателей к товарам, к условиям  и срокам поставки, условия продажи  у конкурентов;

      - каналы распространения товаров:  наличие посредников между производителями  и потребителями, их количество;

      - конкретное состояние рынка: сущность  и степень конкуренции, существует  ли конкуренция между производителями  товаров и каков ее уровень;

      - законодательные ограничения: существуют  ли законодательные ограничения,  которые могут препятствовать  маркетинговой деятельности;

      - уровни управленческой деятельности  в области маркетинга: долговременные  цели фирмы, учитывающие ситуацию  на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей.

      В производстве продукта и осуществлении  маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий [14, C. 194]:

      - внедрение, требующее больших  затрат, поэтому торговля товаром  на этой стадии, как правило  убыточна;

      - рост как результат признания  покупателем товара и быстрого  увеличения спроса на него. При  росте объема продаж и соответственно  прибыли стабилизируются расходы  на рекламу;

      - зрелость, характерна тем, что  большинство покупателей товар  уже приобрели, поэтому темпы  роста продаж, достигнув максимума,  начинают падать, прибыль также  начинает снижаться в связи  с увеличением расходов на  рекламу и другие маркетинговые  мероприятия;

      - насыщение, в этом периоде,  несмотря на принятые меры, рост  продаж больше не наблюдается.  Прибыль от торговли продолжает  увеличиваться из-за снижения  расходов на производство;

      - спад, представляет собой период  резкого снижения продаж, а затем  и прибыли;

      Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного  вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительской стоимости. Соотношение ресурсов на выходе составляет содержание такого предмета, как экономика  предприятия. Ее интересует соотношение  в использовании ресурсов, которое  предполагает превышение доходной части  над расходной.

      Под экономическими ресурсами понимают все природные, людские и произведенные  человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно  классифицировать в соответствии с  различными подходами: материальные ресурсы - земля, или сырьевые материалы, и  капитал; людские ресурсы - труд и  предпринимательская деятельность .

      Получение прибыли - это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие  может только в том случае, если оно производит продукцию или  услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют  общественные потребности. Соподчиненность  этих двух целей - удовлетворение потребности  и получение прибыли - следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности  и не начав производить тот  продукт, который удовлетворяет  потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности  и притом по такой цене, которая  удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие  выдерживает определенный уровень  издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т.е. когда оно работает с прибылью. В этом случае и говорится, что прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и  одновременно это результат его  деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения  и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.

 
Глава 2. ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ

2.1 Сущность предпринимательства,  как фактора экономического  развития

      На  сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

      Английский  профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

      Ни  за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая  теория предпринимательства, хотя потребность  в такой теории давно уже стала  весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции  — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

      "Первая  волна", которая возникла еще  в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

      Современный этап развития теории предпринимательской  функции можно отнести к "четвертой  волне", появление которой связывается  с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

      В настоящее время в теоретических  исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как  способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — "интракапитал".

      Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие капитала, необходимого для продажи идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

      Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая человеком, на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг. Предпринимательская деятельность может вестись гражданами (физическими  лицами) и организациями (юридическими лицами) при соблюдении установленных  законом требований, согласно ст. 34 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

      Организации - юридическому лицу присуща организационная  оформленность, т.е. установленный порядок отношений между участниками или членами организации. Это некоторая целостность, способную самостоятельно решать различные хозяйственные и социальные задачи.

      Юридическое лицо обладает следующими признаками:

      1. Оно имеет устав или учредительный договор и устав.

      2. Юридическое лицо обладает обособленным имуществом.

      3. Способность нести самостоятельную  имущественную ответственность,  выражается в том, что организация  по своим обязательствам отвечает  принадлежащим ей имуществом.

      4. Выступление в гражданском обороте  от своего имени. Собственным  наименованием, в том числе  фирменным, обладают лишь самостоятельные  организации, но не входящие  в их состав внутренние звенья. От своего имени и, как правило,  непосредственно для себя юридические  лица приобретают и осуществляют  имущественные и личные неимущественные  права, исполняют обязанности,  выступают истцами и ответчиками  в суде.

      В законе и учредительных документах определяются органы юридического лица, порядок их назначения или избрания. Органами юридического лица выступают  общие собрания членов (участников) организации, правления, советы директоров, наблюдательные советы или отдельные  лица: председатели, директора, управляющие  и другие. Органы юридического лица в соответствии с их компетенцией вправе принимать акты, касающиеся различных вопросов деятельности юридического лица. Действиями органов обеспечивается совершение разнообразных сделок по поводу имущества, выполнения работ  и оказания услуг.

      Юридическое лицо подлежит государственной регистрации  в органах юстиции в порядке, определяемом законом. Отказ в государственной  регистрации возможен лишь в случаях  нарушения установленного законом  порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных  документов закону. Юридическое лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации.

      Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, если такая  возможность предусмотрена учредительными документами. Оно может быть ликвидировано  также по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной  законом, либо в связи с допущенными  неоднократными или грубыми нарушениями  закона и в иных установленных  случаях.

      Значительный  вклад в развитие теории предпринимательства  внес Шумпетер. Он указал, что предприниматель – то человек, который новым способом обеспечивает комбинирование факторов производства. В основе новой комбинации факторов производства:

      Создание  нового материального блага или  нового его качества

      Внедрение новой технологии производства или  нового метода использования техники.

      Изучение  и освоение нового рынка

      Получение новых источников сырья и материалов вне зависимости от того, существовал  он ли ранее

      Осуществление соотношения реорганизации производства.

2.2 Преимущества и  недостатки различных  форм предпринимательства

      Различают следующие организационно-правовые формы бизнеса: единоличное предприятие, партнерство, корпорация.

      Единоличное предприятие.

      Такого  рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы  и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

      ПРЕИМУЩЕСТВА:

      1. Единоличное владение легко учредить, так как юридическая процедура  оформления весьма легка и  регистрация фирмы такого рода  обычно не требует больших  затрат.

      2. Владелец сам себе хозяин и  располагает значительной свободой  действий. Для принятия решений  о том, что и как производить.  Не надо ждать решений никаких  собраний, партнеров или директоров.

      3. Владелец может предоставлять  клиенту персональные услуги.

      4. Стимулы эффективной работы - самые  энергичные. Владелец получает все  в случае успеха и теряет  все в случае неудачи.

      Однако  существуют и недостатки этой организационной  формы, и они весьма значительные.

      НЕДОСТАТКИ:

      1. За редким исключением, финансовые  ресурсы единоличного предпринимателя  недостаточны для того, чтобы  фирма могла вырасти в крупное  предприятие. Такая как единоличных владений процент банкротства относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты.

Информация о работе Формы предприятий в экономике