Формирование инновационной экономики Канады

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:17, реферат

Описание работы

На рубеже нынешнего века в экономически стабильной Канаде сделан серьезный поворот — к построению инновационного общества, основанном на высоком образовательном уровне и знаниях, позволяющим реализовать более высокие темпы развития страны, его качественных показателей за счет внедрения этих знаний в жизнь. Канада стала на путь принципиального изменения своей образовательной и научно-технической политики, имеющей целью охватить все общественные структуры, формирование нового инновационного потенциала. Речь, факктически, идет об изменении ценностных ориентиров канадского общества, о потенциальных путях его развития, о создании такой экономики, которая в зарубежной научной литературе получила название "экономики, основанной на знаниях" ("кnowledge-based economy").

Работа содержит 1 файл

Ввкдение.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Наиболее быстрыми темпами растут расходы на НИР  в частном секторе экономики: с немногим более 1 млрд. долл. в 1971 г. до 8 млрд. долл. в 1999 г. (в постоянных ценах 1997 г.). За этот же период втрое  в сопоставимых ценах увеличились  расходы на науку канадских университетов, а с конца 1970-ых годов активно стал привлекаться для развития науки и иностранн капитал, которые к концу прошлого десятилетия достигли 3 млрд. долл. в ценах 1997 г., то есть фактически уровня финансирования НИР федеральным правительством.

Именно с 70-ых годов  прошлого столетия в Канаде началось активное вмешательство государства  в процесс становления национального  научно-технического потенциала, в  частности, путем расширения научной  инфраструктуры канадских университетов, создания государственных научных центров и лабораторий. В 1973 г. создается Национальный исследовательский совет (National Research Council Canada), призванный координировать работу государственных центров и разрабатывать общую стратегию развития научно-технического потенциала страны.

В научно-исследовательском  секторе федерального правительства  в 2001 г. уже работало почти 32 тыс. сотрудников, из них 13 тыс. — научные работники и иные профессиональные кадры, а собственно в НИР было вовлечено более 6 тыс. государственных служащих.

Национальный  Исследовательский Совет (NRC) является

государственной организацией федерального уровня, которая  уже более 80 лет

поддерживает  научно-исследовательскую и инновационную  деятельность в

Канаде.  В  системе NRC  функционируют 17  научно-исследовательских

институтов, 6 технологических  и инновационных центров, 17 информационных

центров.  Структуры NRC представлены во многих регионах страны и в них

работают более 3500  научно-технических сотрудников,  около 1000

приглашенных  ученых и 260 консультантов по вопросам коммерциализации

результатов научных  исследований.  В качестве приоритетных направлений

деятельности  институтов и центров NRC выбраны  физика,  инженерные науки,

науки о жизни,  информационные и производственные технологии.  Годовой

бюджет NRC составляет 700 млн. кан. долл.

  Инновационная  деятельность NRC осуществляется в  следующих Направлениях:

Развитие инновационных  инфраструктур (технологические кластеры,

инкубаторы технологий и сервисы для новых технологических  компаний);

• Трансфер технологий,  созданных в институтах и центрах NRC

(лицензирование, создание новых технологических  компаний );

• Партнерство  институтов и центров NRC с промышленностью (НИОКР по

заказу промышленности). 

RC) -  это государственная  организация федерального уровня,  которая

через систему  грантов и программ поддерживает науку и инновационную

деятельность  в Канаде,  а также способствует укреплению партнерских

отношений между  университетами,  правительством и  частным сектором.

NSERC осуществляет  поддержку более 17700  студентов,  аспирантов и более

9600  университетских  профессоров.  Через NSERC более  500  канадских

компаний вовлечено  в финансирование исследований,  проводимых в

университетах. В 2003-2004 гг. NSERC должен оказать финансовую поддержку

университетских исследований и обучения на сумму 760 млн. кан. долл.   

NSERC выполняет целый ряд программ,  которые помогают канадским

компаниям в  партнерстве с университетами проводить  НИОКР,  в частности

следующие:

• Привлечение  молодых ученых и студентов к выполнению промышленных

НИОКР в компаниях - 2-годичные стипендии молодым ученым на

исследования  по заказам компаний на началах со-финансирования между

NSERC  и компаниями;  совместная с компаниями оплата  работы на часть

ставки магистров  и аспирантов;  небольшие денежные вознаграждения

бакалаврам за работу на компаниях;

• Поддержка  исследований с участием университетов

• Проведение промышленно-ориентированных  НИОКР и трансфер

результатов исследований в промышленность,  осуществляемый в форме

финансовой поддержки исследований,  инициированных компаниями и

выполненных в  партнерстве с университетскими учеными в течение 5  лет

(до 50% стоимости),

• Программа  «От идеи до инновации»

• Развитие долгосрочного  потенциала университетов. 

Инновационный Фонд Канады, CFI,  был создан правительством

Канады в 1997  г.  как независимая некоммерческая организация.  Управление

CFI осуществляется  Советом директоров,  в состав  которого входят

представители научной  (академической)  общественности и представители

бизнеса.  Основная цель CFI состоит в усилении возможностей канадских

университетов,  колледжей,  клиник,  исследовательских  институтов  (имеющих

статус некоммерческих организаций)  по выполнению НИР,  ОКР и

осуществлению научной подготовки.  

За период с 1997  г.  по 2002  г. CFI поддержал 2300  инновационных

проектов на сумму 2  млрд.  кан.  долл.  Стандартная  практика финансирования

CFI такова,  что  фонд обеспечивает 40%  бюджета  проекта,  а оставшиеся 60%

обеспечивает  провинциальное правительство,  на территории которого

осуществляется  проект или работают бизнес-структуры,  участвующие в

проекте.  Основными  критериями CFI при рассмотрении заявок на получение

финансирования  являются:  качество исследований,  инновационность проекта,

потенциальные выгоды от результатов исследований для Канады. 

Для деятельности CFI характерны хорошее качество подготовки и

формулирования  программ  (приоритеты,  критерии,  правила подачи заявок и

т.д.), что существенно  облегчает доступ заявителей и повышает эффективность

выполнения проектов.  Существенное внимание CFI уделяет поддержке и

совершенствованию инфраструктуры научных институтов Канады.  Долевое

финансирование  проектов CFI в партнерстве с провинциальными  и

муниципальными  организациями является успешной практикой. 

Выводы

В Канаде есть технологии, которые могли бы быть полезными России в ее стремлении к модернизации промышленного производства, – отметил он, комментируя поднятый на форуме вопрос о необходимости создания “инновационного моста” между двумя странами. – Россия располагает мощным научным потенциалом, но канадский опыт в сфере научных исследований мог бы оказаться полезным 

  Таблица 1. Международные сопоставления  наукоемкости и наукоотдачи  

  Доля расходов на ИРв ВВП, % Численность ученых и инженеров занятых в  ИР(на 10 000 населения) Текущий индекс конкуренто

способности(место  в мире)

Доля высокотехно

логичной  продукции в товарном экспорте, %

Доля в  мировом экспорте информати

зационного  оборудования, %

Производи

тельность труда, тыс. долл. ВВП на одного занятого

США 2,69 41,0 2 32 13,0 73,1
Китай 1,00 5,5 44 20 7,1 7,2
Япония 2,98 51,0 11 26 9,7 56,0
Индия 1,23 1,6 56 6 0,07 4,9
Германия 2,48 31,6 13 18 4,8 56,0
Франция 2,15 27,2 26 23 3,4 56,5
Великобритания 1,87 26,7 15 31 5,3 54,5
Италия 1,04 11,3 41 10 1,1 56,5
Россия 1,00 34,8 70 8 0,04 18,0
Канада 1,84 29,9 16 15 1,2 60,0
ИР - исследования и разработки        

Россия выпала из Топ-10 мировых научных держав

По данным доклада    Королевского общества  (Британская академия наук) 

«Knowledge, networks and nations»,  в 1999–2003  годах на долю нашей страны

приходилось 3% от глобального числа публикаций в  научных изданиях. В 2004 – 2008

годах этот показатель опустился ниже 2%.

На 6 месте Канада 
 

Между тем по уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия – 70%; Канада – 65%; Бельгия – 60%; Ирландия, Дания и Финляндия – 55–57%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 20–40%.  
Читать полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2011/05/11/focus/562949980227449 

Возьмем индекс развития человеческого потенциала за 2002 г., ежегодно рассчитываемый ООН и учитывающий целый ряд факторов: уровень экономического развития страны и здравоохранения в ней, доступ человека к знаниям, создание нового знания. По этому индексу мы занимаем 60-е место в мире, в то время как Канада – 3-е, Соединенные Штаты – 6-е. Это определяется в том числе и государственной политикой в сфере науки. 

Для России крайне актуален опыт инновационного развития Канады и Австралии в силу

схожести территорий, промышленности, науки. Поучителен их опыт поддержки среднего бизнеса  в

части повышения  информированности бизнеса о перспективных направлениях инноваций 
 
 
 
 

Валовой внутренний продукт Канады в 2010 г. составил около 1,6 трлн. долл. США. (Это примерно равно суммарному ВВП таких стран, как Нидерланды, Швеция и Норвегия. 

По данным Международного валютного фонда, Канада в 2010 г. по масштабам экономики заняла 9-е место в мире (Россия – на 10-м месте)[1], при этом численность населения Канады составляет немногим более 34,2 млн. чел. 

В 2010 г. Канада также поднялась на более высокие строчки среди лидеров в рейтингах инвестиционной привлекательности и эффективности государственного регулирования с точки зрения создания благоприятных условий для ведения бизнеса[2].

Информация о работе Формирование инновационной экономики Канады