Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:45, реферат

Описание работы

Возникновение ВШП. Взаимодействие и взаимообогащение культур.

Работа содержит 1 файл

Формирование и развитие Великого шелкового пути.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Пути религий. По Шелковому пути распространялисть и религиозные идеи, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю

Азию и Восточный  Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии

— христианство, а затем ислам.

По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н. э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенности согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно активное во II—III вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанского государства на Востоке.

В раннем средневековье  роль основных миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы. Именно они сыграли важную роль в распространении буддизма в

Центральной Азии. Анализ терминов из тюркских буддийских текстов Восточного

Туркестана свидетельствует  о том, что они были заимствованы при посредничестве согдийцев. Буддийские памятники обнвружены в ряде городов на трассе Великого шелкового пути8.

Тюрки с VI в. испытывали сильное влияние буддизма. Сюань-Цзян пишет о благожелательном отношении  к буддизму кагана западных тюрков. По мнению исследователей, в первой половине VII в. некоторые правители западных тюрков стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связано с переходом их к оседлости и городской жизни.

На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое распространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийских сооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-

Бешиме, Красной  речке, Новопок-ровском, Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а также  находки статуэток и стелл  с буддийскими персонажами и  сценами.

Достаточно широко среди случайных находок представлен индийский импорт: бронзовые и серебряные с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями статуэтки будд и бодисатв, бронзовые бляшки и пластины, каменные рельефы в виде мелких поделок и стелы с сюжетами буддийской иконографии, составлявшие некогда иконостасы и реликварии буддийских храмов и монастырей.

К числу последних  открытий археологов относится подземный  монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города

Исфиджаба (Сайрама).

Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство. В первой половине V в. в Восточной Римской империи возникла «еретическая» секта приверженцев священника Нестория.

Последний учил, что дева Мария родила не бога, а  человека к что Христос был только

«обителью божества», носителем святого духа. По мнению Нестория, деву Марию следует называть не богородицей, а христороди-цей. Именно это новшество произвело смятение в массах. Это противоречило принятому  на Никейском соборе в 325 г. символу веры, согласно которому Христос считался обладателем нераздельно слитых ипостасей — человеческой и божественной, и отрицание единосущности его с богом-отцом ортодоксальная церковь признавала как величайшую ересь. Учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе в

431 г., и начались  жестокие гонения на несториан.  В результате преследований они  вынуждены были бежать в Иран. Сторонники Нестория организовали  в Персии, в городе Нисибине  школу, которая сплотила политическую  оппозицию Византии.

Богатце сирийские  купцы и ремесленники, лишившись  рынка в Константинополе, двинулись  на Восток. Их колонии и торговые фактории тянулись от берегов

Средиземного  моря до «Небесной империи». На всем протяжении этого пути неизменно  встречаются свидетельства сирийской письменности, сирийского христианства, распространение которого началось уже в самый ранний период его истории. Многовековые экономические связи сирийцев обусловили их культурное влияние и на Аравийском полуострове, и в Индии, и в областях

Средней Азии, где иранские и тюркские наречия оказались в известной мере под воздействием сирийского языка9.

В VII—VIII вв. несториан  ство широко распространялось в городах  Южного

Казахстана и  Семиречья. Во многих городах имелись  христианские церкви. При патриархе Тимофее (780—819) христианство было принято царем тюрков, видимо, карлукским джабгу. На рубеже IX—Х вв. была образована особая карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане проживали и в городах Сырдарьи.

О христианах Илийской долины, которые имели свою церковь в Каялыке, а также свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук. Известно, что на берегу

Иссык-Куля в XIV в. стоял христианский монастырь, в  котором хранились мощи святого  Матфея.

При раскопках  некрополей городов Джамуката и Невакета были обнаружены захоронения христиан с серебряными и бронзовыми крестами. Известна и случайная находка нефритового креста на городище Красная речка. В музее г.

Шымкента хранится каменная ступка, найденная на городище Торткольтобе. На ней изображены символы христанства — крест и голубь. При раскопках Тараза в слое VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийской надписью «Петр и

Гавриил».

К выдающимся произведениям  религиозного искусства и религиозной  символики среднеазиатских христан, тюрков по национальности, за период появления христанства в этих краях до конца XIV в., относятся кайраки — надгробные камни с несторианскими надписями и символикой.

О существовании  христианских общин в Семиречье  свидетельствуют не только надмогильные сирийские надписи, но и согдийские надписи на керамике, на венчиках больших хумов для вина. На одном из них было написано: «Этот хум

(предназначен) для учителя Яарук-Тегина. Мастер  Пастун. Пусть будет он

(хум) наполненным,  аминь, аминь!». Слово «учитель»  в этой надписи аналогично терминам тюро-согдийских эпитафий — «учитель наставник».

Заключительное  «аминь» не оставляет сомнений, что  Яарук-Тегин был руководителем  христианской общины.

Таким образом, археологические и эпиграфические находки вкупе с данными средневековых источников показывают пути распространения христианства10.

По Шелковому  пути распространилось и манихейство, возникшее в III в. в

Иране и быстро завоевавшее большое число приверженцев от Италии до Китая.

Она представляла в целом синтез зороастризма и христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма — идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении манихейства играли также согдийцы. В начале VIII в. верховный глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. Манихейство сосуществовало с буддизмом в Средней Азии на протяжении длительного времени, причем буддизм оказал сильное влияние на пантеон, терминологию и даже концепцию манихейства.

Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье  и на юге Казахстана, в первую очередь, в среде оседлого населения. В обнаруженной в Турфанском оазисе древнеуйгурской рукописи манихейского сочинения «Священная книга двух основ» говорится о том, что эта книга писалась в городе «Аргу-Таласе

Алтын Аргу Талас-Улуше, Талас-Улуше», «чтобы пробудить (веру) в стране десяти стрел». Речь здесь идет об известном городе Таразе. Известно также, что манихейские обители были еще и в других семиреченских городах, в том числе в Баласагуне, Чигильбалыке".

Видимо, к числу  манихейских реликвий следует отнести найденный при раскопках Тараза бронзовый медальон с женским изображением с луной

(полумесяцем), которая  является символом манихейского  астрального божества.

ГСреди жителей  средневековых казахстанских городов  были представители и зороастризма, возникшего в VII—VI вв. до н. э. на территории древнего

Ирана. Для обрядовой  практики его характерно почитание  четырех элементов

Вселенной —  воды, огня, земли, воздуха. Памятники  зороастризма можно проследить в  Средней Азии, в Согде, в сырдарьинских городах и Семиречье.

Это остатки  башнеподобных сооружений, которые  можно связывать с башнями  огня. Они сохранились в топографии городищ Костобе и Красная  речка. Однако в Средней Азии и  Казахстане получил распространение  особый вариант зороастризма, отличяый от канонического. Он был тесно переплетен с местными языческими культами: с культом огня, рода предков, животных — барана, лошади, верблюда. Находки, связанные с этой религией, представлены захоронениями в оссуариях — глиняных ящиках для костей, хумных захоронениях, труположением в наземных склепах — на-усах, захоронениях кучек костей. Многие, связанные с зороастризмом культы продолжали бытовать в городах Казахстана и после появления ислама.

Так, в домах  Отрара XII в. археологи обнаружили очаги-алтари, вмазанные в пол. Богато украшенные резьбой, они служили для возжигания огня. Это были отсветы великих огней маздеизма, которые продолжали теплиться в домах горожан, даже тех, в которых утвердился ислам и была принята арабская письменность12.

Однако распространившийся в Казахстане ислам постепенно вытеснил и христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы. Новая религия утвердилась во многих городах на Шелковом пути.

Источники, повествующие о событиях конца VIII—IX вв., свидетельствуют  об исламизации^ населения Южного Казахстана, В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар.

Карлуки, захватившие  с 766 г. политическое господство в Семиречье  и на юге

Казахстана, подверглись  наибольшему влиянию мусульманской культуры. Есть мнение о том, что они приняли ислам еще при халифе Мазди (775—785 гг.)

Однако, видимо, это относилось лишь к какой-то их части, так как в 893 г.

Исмаил ибн-Ахмад  взял Тараз и «обратил главную  церковь этого города в мечеть».

В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Карахаии-дов Сатук, а его сын  Богра-хан Харун б. Муса в 960 г. оъявил ислам государственной религией. Постепенно новая религия распространяется и в среде кочевников.

Тот же Ибн Хаукаль  сообщает о тюрках-мусульманах, кочевавших между фарабом,

Кенджидой и  Шашем. Имеются сведения о распространении  ислама в XI—XII вв. в среде кыпчаков

Археологические раскопки памятников IX—начала XIII вв. свидетельствуют  о формировании городской мусульманской  культуры в области. В Таразе и Мирки христианские церкви были превращены в мечети. По мере роста населения, исповедующего ислам, в городах строятся соборные мечети.

К постройкам, которые  появляются в городах Средней  Азии и Казахстана в период распространения  ислама, относятся общественные бани.

Во второй половине IX—Х вв. меняется погребальный обряд. Появляются погребения в грунтовых  ямах, склепах из сырцового кирпича, погребенные ориентировались на северо-запад, лицом на юг. Инвентаря  в погребениях нет.

Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе и датируются IX—Х вв. К Х в. относится некрополь Буранинского городища.

В XI—XII вв. на некрополях появляются монументальные мемориальные сооружения — мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом с г. Жамбылом).

^Найдена керамика с использованием декоративных возможностей арабского шрифта. Часть надписей носит чисто декоративный характер, но некоторые содержат различного рода благопожела-ния, назидания. В изделиях из металла распространяется мода на изделия, также украшенные благожелательными надписями и надписями религиозного содержания13. 

На Шелковом пути в городах Казахстана, где  встречались Запад и Восток,

Европа и Азия, создалась благоприятная почва  для взаимопроникновения и взаимообогащения непохожих культур.

Информация о работе Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП)