Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:45, реферат
Возникновение ВШП. Взаимодействие и взаимообогащение культур.
Формирование
и развитие Великого шелкового пути
(ВШП)
Возникновение
ВШП
Возникновение Великого шёлкового пути относится ко II в. до н. э. А сам термин "Великий шёлковый путь" был введён в историческую науку учёными
XIX столетия, после того как в 1877 году немецкий путешественник и историк
К.Рихтгофен
написал свою работу "Китай", в
которой он впервые и определил
этот торговый путь по восточным странам
названием "шелковый путь".
Следует заметить,
что еще задолго до образования
Великого шёлкового пути на территории
Центральной Азии и Древнего Востока существовали
пути, которые служили целям войны и мира.
По ним продвигались большие армии и малые
отряды, разгорались кровавые битвы, расположенные
вдоль них города подвергались нападениям;
в мирное же время эти пути служили связующими
нитями политической, торговой и культурной
жизни. Именно эту их функцию всегда ценили
народы.
Один из древнейших путей — "лазуритовый" — сложился еще в 3—2 тысячелетиях до н.э. Он начинался в горах Памира, проходил через Иран до
Передней Азии и Египта. Полудрагоценный камень лазурит (ляпис-лазурь), добываемый в районе верхней Амударьи на Памире (в Бадахшане), высоко ценился ювелирами древневосточных государств, таких как Шумер (Двуречье) и
Египет. При раскопках
гробниц в них были обнаружены
изделия из бадахшанского лазурита.
Другой путь — знаменитая "царская дорога" Ахеменидов — связывал в
VI—IV вв. до н.э. малоазииские города Эфес и Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц Ирана и городом Сузы. Ещё один путь вёл из Ирана через Бактрию, Согдиану, Ташкентский оазис и территорию Казахстана до
Алтая.
В IV в. до н.э. Александр Македонский разгромил армию последнего ахеменидского царя Дария и весной 329 г. до н. э. появился на границе
Средней Азии. Несмотря на сильное сопротивление, Александр Македонский устанавливает здесь своё господство. Им было основано большое число
Александрий, самая далёкая из которых находилась на берегах Сырдарьи, где ныне находится г.Ходжент. Огромное историческое значение походов
Александра Македонского
и Селевкидов заключается главным образом
в активном проникновении в Среднюю Азию
западной культуры. Если политическое
подчинение греческими завоевателями
Маргианы, Бактрии, Согда оказалось недолговечным,
то процесс эллинизации, то есть слияние
греческой и среднеазиатской культур,
способствовал интенсивному подъему духовной
и материальной культуры.
В течение этого
периода сохранялись связи
Известно, что Китайский император By Ди в 138 г. до н.э. отправил своего посла Чжан Цяня на поиски союзников в борьбе против воинственных кочевых племён гуннов, которые опустошали северные окраины Китая.
Путешествуя, посол попал в плен к гуннам на целых десять лет. Ему удалось бежать и через высокие перевалы Центрального Тянь-Шаня выйти к Иссык-Кулю.
Пройдя вдоль берега реки Нарын, он попадает в Ферганскую долину. Для него явилось неожиданностью то, что в долине располагалось множество городов, объединенных в одно государство. Он попытался договориться с правителем ферганской долины, но тот соглашался только на установление торговых отношений, и Чжан Цянь отправился дальше на юг. Возвращаясь из путешествия, он вновь попал в плен к гуннам, но на этот раз бежал спустя два года. Чжан
Цянь представил императору подробный доклад о своём пребывании в Средней
Азии, указал удобные пути для торговли, которые впоследствии стали основой
Великого шелкового
пути. Император дал ему титул
"Великий путешественник".
Сведения об обмене между Китаем и Средней Азией содержатся, в основном, в китайских хрониках начиная с 1 в. до н.э. по VII— VIII вв. н.э.
Ранние свидетельства повествуют о дарственных подношениях, которые направлялись из стран среднеазиатского региона к императорскому дворцу.
Отсюда также
посылались дары, если Китай хотел
привлечь на свою сторону кого-либо
из тамошних владетелей. Из среднеазиатских
даров особенно ценились знаменитые
кони Давани, быстроногие скакуны, которых
китайцы называли "небесными",
"крылатыми". А ценились они потому,
что в Китае существовала легенда: чтобы
утвердить свою божественность и достичь
бессмертия император должен был вознестись
на небо при помощи упряжки неземных лошадей.
Именно Чжан Цянь завёз в Китай "небесных"
коней. Этот предприимчивый путешественник
вывез из Средней Азии не только лошадей,
но и корм для них — семена люцерны. Вскоре
посевы люцерны распространились по всему
Китаю
Постепенно торговые
отношения между Средней Азией
и Китаем укрепляются. Каждый год императорский
двор направлял по меньшей мере пять миссий
на запад в сопровождении нескольких сот
стражников. Они везли с собой шелк и металлические
изделия, которые обменивали на лошадей,
нефрит, коралл и другие товары из Средней
Азии.
Китайские изделия предназначались не только для Средней Азии.
Значительная
потребность в уникальных шелковых"
тканях била в Персии и в государствах
к западу от неё.
В Европе считали,
что шёлк растет на деревьях и что
только китайцы знают секрет этой
культуры. В период Правления Августа
Рим платил за китайский шёлк шерстяными
товарами, специями и стеклянными изделиями.
У китайцев же не
было ни малейшего намерения
Первая встреча римлян с этой тканью не увенчалась особой славой. Марк
Мициний Красе, член триумвирата, консул и римский наместник в Сирии, мечтал пройти по стопам Александра Македонского и повторить его победы на Востоке.
В 53 г. до н.э. он повёл семь легионов через Ефрат в бой против парфян.
Однако не весть о победе или смятение по поводу поражения произвели фурор в
Риме, а совершенно
случайное событие, а именно —
открытие шёлка. Оно было связано
с поражением легионов.
Парфяне во время
сражения для видимости обратились
в бегство для того, чтобы затем
молниеносно развернуться в седле
и осыпать преследующих легионеров
дождём из стрел — это был знаменитый
парфянский выстрел. Кроме того они
неожиданно развернули огромные, светящиеся
и переливающиеся на солнце знамена, напугав
солдат настолько, что они сдались. Это
стало одним из самых тяжелых поражений
Рима. А вышитые золотом знамена стали
первыми шелками, которые когда-либо видели
римляне.
Увиденная однажды, эта ткань в последующие столетия повергла Рим в настоящую "шелковую лихорадку": Эту прохладную ткань, "легкую как облако" и
"прозрачную
как лёд", римляне назвали —
"китайская вуаль".
Караваны, выходившие из Китая, направлялись к северным Тянь—Шаньским горам, пересекали территорию Средней Азии, а затем через Хорасан (западнее
Амударьи) попадали
в Месопотамию и к
Протяжённость
Великого шёлкового пути составляла
12 тыс. километров, поэтому мало кто
из торговцев проходил всю шёлковую
дорогу полностью. В основном они старались
путешествовать посменно и обменивать
товары где-то на полпути.
На протяжении
Великого шёлкового пути в городах
и селениях, через которые проходили
караваны, находились караван—сараи (постоялые
дворы). В них имелись худжры ("комнаты
отдыха") для купцов и обслуживающего
караван персонала, помещения для верблюдов,
лошадей, мулов и ослов, необходимый фураж
и провиант.
Караван-сараи
являлись местом, где можно было
продать и купить оптом интересный
для купца товар, а главное.—узнать
последние коммерческие новости и, прежде
всего, цены на товары.
Хорезм, Согдиана и Фергана стали преуспевающими торговыми центрами.
Шелковая дорога
стимулировала потребность в
среднеазиатских товарах, таких
как лошади и кормовые культуры,
а также виноград и хлопок. В городах
ремесленники освоили новые виды ремесла:
производство металлических изделий,
перенятого у Востока, и изделий из стекла
— у Запада.[1]
§ 2. Взаимодействие и взаимообогащение культур
Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех царств мира, которые символизировали обширные регионы и страны. Каждое из этих «царств мира» в глазах современников обладало присущими только ему преимуществами. Такие государства, как Китай, объединившийся под властью династии Суй (589-618), а затем Тан (618—907), царства индийских владетелей; объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря, Персии и
Византии, послужили основой идеи четырех мировых монархий, расположенных по четырем сторонам света: империи царя слонов на юге (Индия), царя драгоценностей на западе (Иран и
Византия), царя коней на севере (тюркские каганаты), царя людей на востоке
(Китай). Та же
идея перешла и к
Выражением этой концепции являются росписи в селении Кушания вблизи
Самарканда, покрывавшие стены здания, где на одной были изображены китайские императоры, на другой — турецкие ханы и индийские брахманы, на третьей — персидские цари и римские императоры5.
Современники тех далеких событий писали не только об успехах своих государств, но и об освоении ценностей чужих культур, и в этом было основное содержание одной из реальных форм всемирной культуры.
Наряду с распространением товаров, культурных образцов и aTanoHqe в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по странам Востока и
Запада распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления6.
Иностранные оркестры входили в состав придворного персонала. Известно, что царственный меломан Сюань Цзунь содержал 30 тыс. музыкантов.
Сохранились описания приемов послов тюркским каганом в ставке вблизи Суяба.
«Каган, — пишет очевидец церемонии буддийский паломник Сюань Цзянь, — приказал поставить вина и начать музыку... Все это время раздавалась иноземная музыка, сопровождаемая металлическим перезвоном. И хотя это была музыка варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и мысли». Известно, что наиболее популярной в Танском Китае была музыка Восточного Туркестана и
Средней Азии. Музыкальные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и Самарканда,
Индии под официальным покровительством слились с музыкальной китайской традицией.
Иранские, согдийские и тюркские актеры много внесли и в хореографическую культуру Китая. Например, в Константинополе часто «гастролировали» артисты с Востока. Так, на знатном обеде у византийской императрицы в честь русской княгини Ольги присутствующих развлекали шуты и эквилибристы, а на празднествах, устроенных Мануилом I в честь сельджукского султана Арсла-на
II, выполнял рискованное
сальто тюркский акробат.
Эти традиции сохранялись и в более позднее время в мусульманских странах.
Известно, что во время празднования навруза в Багдаде устраивались представления в масках перед Халифом7.
В разных местах при раскопках памятников на Шелковом пути найдены многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения культуры: коллекция терракот танского времени, изображающая танцоров и танцовщиц, актеров в масках, музыкальные ансамбли, уместившиеся на верблюжьих горбах. Лица многих из этих артистов принадлежат представителям народов Средней Азии. На степных росписях, сохранившихся в парадных залах
Пенджикента, Варахши, Топрак-Калы и в городах Восточного Туркестана, изображены музыканты, актеры. Прекрасная деревянная скульптура танцовщицы найдена в Пенджикенте. Глиняная маска артиста X—IX вв. — при раскопках сырдарьинско-го города Кедера.
Информация о работе Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП)