Формирование и развитие Европейского союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Формирование и развитие Европейского союза – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется – недавно к 17 членам сообщества добавились еще 10 государств, также не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем. Растет и валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие. Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках. С точки зрения экономического развития Европейского валютного союза, на текущий момент можно выделить 7 этапов интеграции входящих в него государств:

Содержание

Содержание.………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………….3 - 4
Глава 1. Становление и особенности Европейского союза………….….5 - 19
Глава 2. Современное состояние еврозоны, перспективы развития...……………………………………………………...............……21- 30
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Формирование и развитие Европейского союз.docx

— 1.24 Мб (Скачать)

платежная система Европейской системы  Центральных банков TARGET;

система клиринговых расчетов в евро Банковской ассоциации ECU, в настоящее время  носящей название Евробанковской ассоциации (ЕВА); национальные клиринговые системы, которые выполняют функции приведения в соответствие времени рабочих часов в стране и времени отсечения межгосударственных платежей, приведения в соответствие форматов и отчетности, обеспечивают возможность отдаленного доступа к локальным платежным системам и банкам на территории ЭВС.

   TARGET. Система была поставлена на испытание в июне 1997 г. и завершена в июне 1998 г. Система TARGET (трансъевропейская автоматизированная экспресс-система брутто-расчетов в режиме реального времени – Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer - TARGET), через которую проходит около 25% всех трансграничных платежей в ЕС, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнять платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика.    Главная задача системы TARGET – сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность. 
Структура TARGET представляла собой децентрализованную платежную систему, при этом в ведении ЕЦБ оставались только наиболее общие функции. Единая система строилась из сети телекоммуникаций, связанной в конкретной стране ЕС с национальной системой, и через нее национальные кредитные учреждения получали доступ к системе TARGET для осуществления расчетов евро в режиме реального времени. Режим реального времени поддерживался всеми странами-членами ЭВС и гарантировал возможность моментальных расчетов в любой стране зоны евро. 
Национальные системы RTGS (ELS/Eil-ZV в Германии, TBF во Франции, BL-REL в Италии, TOP в Нидерландах и др.) имели структурные отличия. Например, немецкая электронная система ELS/Eil-ZV управлялась центральным банком федеральной земли и осуществляла крупные платежи в евро и немецких марках. Французская система TBF являлась централизованной системой, управляемой из Банка Франции и включающей межбанковские платежи, расчеты по операциям центрального банка, местную систему нетто-расчетов, систему брутто-платежей, платежи по ценным бумагам. Великобритания создала собственную систему CHAPS, которая проводила расчеты в евро в пределах страны и создавала условия для движения капиталов по всей территории ЕС в режиме реального времени, работая параллельно с системой RTGS в фунтах стерлингах. 
EBA. Второй важнейшей системой явилась Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association - EBA), представляющая собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходил в течение дня, а окончательный расчет – в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию экю, она объединила 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная и рентабельная система, отвечающая всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходило около трети всех трансграничных платежей в ЕС. В зависимости от видов финансовых операций замена национальных валют ЭВС евро в течение переходного периода 1999-2001 гг. являлась либо жестко привязанной ко времени, либо отдавалась на усмотрение самих предприятий. С 1 января 1999 г. на евро были переведены: а) бюджет ЕС и вся система бухгалтерского учета европейских институтов; б) облигационные займы ЕС, ЕЦБ, Европейского инвестиционного банка со сроком погашения после 1 января 1999 г., ранее номинированные в экю и в валютах, заменяемых евро, и платежи по ним; 
в) новые облигационные и иные займы стран-членов зоны евро. Основные принципы, связанные с переходом к единой валюте состояли в следующем:

1) замещение национальных валют по фиксированным курсам начиналось с 1 января 1999 года;

2) с 1 января 1999 года все ссылки в юридических документах на ЭКЮ заменялись ссылками на евро по курсу 1:1;

3) все ссылки в юридических документах на национальные денежные единицы остались действительными точно так же, как если бы они относились к евро;

4) был реализован принцип непрерывности контрактов, который заключался в том, что а) введение евро не вело к изменению каких-либо условий, зафиксированных в юридических документах, и не могло служить предлогом для одностороннего изменения или отмены этих документов; б) любые платежные обязательства, выраженные в евро или в национальных денежных единицах данной страны-участницы, могли погашаться должником в этой стране либо в евро, либо в национальной валюте;

5) с 1 января 1999 гола по 31 декабря 2001 года реализовывался принцип свободы выбора для участников сделок (национальная валюта или евро). При этом по отношению к участникам было недопустимо принуждение или запрещение со стороны государств-членов новой валютной системы. Это означало, что в новых контрактах и во всех связанных с ними документах может использоваться (по договоренности сторон) любая деноминация.

   2В течение переходного периода банкам было рекомендовано на добровольной основе освобождать от комиссионных пересчетов национальных валют ЭВС в евро и наоборот при исходящих платежах и при пересчете в евро остатков национальных валют на счетах в течение переходного периода, а также обмен национальных банкнот на евро для своих клиентов в начале 2002 г. в суммах, не превышающих их бытовые потребности. Размеры и допустимую частоту льготных обменов устанавливают сами банки, однако они обязаны заранее оповещать клиентов об избранной ими практике. Во всех случаях плата за проведение банковских операций в евро не должна отличаться от платы за такие же операции в прежних национальных валютах ЭВС. Главные компоненты ЭВС – единая валюта, получившая наименование «евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующего государства в лице центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику. Вторым, заключительным этапом третьей фазы перехода к валютному союзу ЕС стал полный переход на евро. После 31 декабря 2001 года все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран стали в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро. С 1 января 2002 года в течение срока, который каждая страна определила самостоятельно, в обращение были введены банкноты семи номиналов - 5, 10, 30, 50, 100, 200 и 500 евро, и монеты восьми номиналов - 1 и 2 евро, а также 1, 2, 5, 10, 20 и 50 евроцентов, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В течение определенного срока старые национальные банкноты и монеты еще могли обращаться наравне с евро. После представленных в таблице 2 дат евро стал единственным законным платёжным средством в соответствующих странах. 
Таким образом, к 1 января 2003 года полный переход на евро во всех странах – участницах ЕВС был завершен. Отныне, евро стал единственным законным платежным средством в странах Еврозоны. Новая валюта неожиданно быстро завоевала популярность и расположение европейцев. Руководство Европейского союза позитивно оценило этот процесс. Европейская валюта даже стала пользоваться популярностью в странах, не присоединившихся к Еврозоне. Согласно результатам опросов, проведенных в Великобритании, Дании и Швеции, доля населения, поддерживающего идею вступления своих стран в зону евро, в январе 2002 года в Дании выросла до 57,2% (против 51,9% в декабре 2003 г.), а в Швеции – до 51% (43%). Даже в Великобритании, считающейся самым упорным противником перехода на евро, 47% респондентов заявили, что за последние полгода они стали более позитивно относиться к идее введения ЕЕВ Между тем, прошло три года с момента введения евро в наличный оборот, а вышеупомянутые страны так и не изъявили желания присоединиться к ЕВС. На проведенных референдумах большинство жителей этих европейских государств все же отклонило идею замены собственных национальных денежных единиц единой ЕЕВ 
    Стоит также сказать, что с завершением перехода на единую европейскую валюту развитие и расширение как Европейского союза в целом, так и Европейского валютного союза не остановилось. Совсем недавно в Евросоюз были приняты 10 новых членов – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. План их принятия предусматривает переход некоторых из них на евро уже с 1 января 2007 года, а остальных – не позднее 2010 года. Мнение жителей новых членов ЕС также различны. К примеру, большинство жителей прибалтийских государств и правительства этих стран активно высказываются за переход на евро к 2007 году или даже раньше. Другие новые участники Евросоюза – более сдержаны и не видят себя участниками ЕВС раньше 2010 года.  Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать следующие основные выводы:

   3Валютная интеграция как экономическое явление появилась в середине XIX века, когда было образовано сразу несколько валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют.

    В мировой практике можно выделить несколько форм валютной интеграции, любая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны. В процессе валютной интеграции страны – участницы соглашения проходят несколько этапов развития валютного союза, который во многих работах предстает высшей формой валютной интеграции, однако, по мнению ряда авторов, не является «панацеей от всех бед».

    Европейские страны прошли долгий и тернистый путь к образованию европейского валютного союза. Не раз переговоры по созданию ЕВС заходили в тупик, постоянно шли споры по необходимости тех или иных действий, договоренностей. До сих пор не все страны – первоначальные участницы Европейского союза перешли на единую валюту.   Поэтому для того, чтобы оценить перспективы дальнейшего развития ЕВС, необходимо взвесить все положительные и отрицательные стороны введения евро, проанализировав экономические и социальные аспекты этого бесспорно одного из самых значимых событий начала XXI века.

   Перемещение основного мирового валютно-финансового центра из Западной Европы в США должно было найти свое отражение в устройстве мировой валютной системы. США стремились к утверждению гегемонии доллара в международных расчетах, что привело к острому соперничеству между долларом и фунтом стерлингов.

   Стабильность валютной системы была окончательно подорвана мировым экономическим кризисом. Великая депрессия 1929–1933 гг. ударила по одной из основных валют – доллару США, что привело к хаотическому перемещению капиталов и поражению валютными кризисами то одних, то других стран, вызывая девальвации, увеличение дефицита государственных бюджетов, отток золота. В результате Генуэзская валютная система утратила эластичность и стабильность. Во внутреннем обороте всех стран был прекращен размен банкнот на золото. Сохранилась только внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков США, Великобритании и Франции. Еще одним потрясением для мировой валютной системы стал экономический кризис 1937 г., вызвавший новую волну обесценения валют. К началу Второй мировой войны не осталось ни одной устойчивой валюты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современное состояние  еврозоны, перспективы развития

   Современное состояние еврозоны оставляет желать лучшего, не успев восстановиться после Мирового финансового кризиса, пришла «другая беда» связанная с дефицитом государственного долга (см.рис.1), эта проблема на прямую связанна с невыполнением Маастрихтского договора, а конкретно указанного уровня дефицита бюджета который не должен превышать 60% от ВВП.  Проблема  государственного долга стояла перед еврозоной ещё в 2004 – 2005 годах, именно в это время первые страны начали нарушать правило государственного долга, это было связанно с локальным Европейским кризисом. В связи с этим стал вопрос  о санкциях в отношении этих стран, но экономическая реальность указала на двоякость «карательных мер», да они были очень размывчато зарегламентированны в Маастрихтском договоре, наказать значило лишить возможности выйти из локального  Европейского кризиса, поскольку другого способа как повышать внешнее заимствования не было. Альтернативное решение, санкции, предполагало дальнейшего усугубления кризиса 2004-2005 годов и как следствие замедление  все еврозоны, а такое развитие событий не устраивало «локомотивов» самой еврозоны. Уже в то время некоторое экономисты предостерегали  от подобного решения и предполагали негативные последствия такого шага.

   Все выше указанные события привили к следующей проблеме еврозоны, а именно к дефициту государственного бюджета входящих в неё стран (см. рис.2), который по Маастрихтскому договору не должен превышать 3 %, это было вызвано как проблемами с государственным долгом, так и с непомерными социальными обязательствами стран еврозоны, связанными с устоявшимся уровнем жизни Европы.

   Бесспорно, ситуацию в еврозоне усложнил Мировой кризис, не давший возможности привести состояние экономик еврозоны к нормальному состоянию, особенно это отложило отпечаток на так называемой группе PIGS. PIGS – распространенное сокращение, введенное в 2008  году журналистами и экономистами для обозначения четырех стран – Португалия (P), Италия (I), Греция (G), Испания (s). Сокращения соответствует английскому слову свиньи и демонстрирует отношение к финансовой политике этих стран в еврозоне, иногда используется PIIGS, где дополнительная (I) соответствует Ирландии.

   Именно из Ирландии пришли  первые весточки о критической  ситуации с госдолгом и инвесторы,  дающие в  долг этой стране  начали подавать признаки паники, затем последовала Греция  (см. рис. 3) и эту «заразу» было уже  не остановить, единственные страны, которые на перовом этапе не  вызывали сомнений были Германия  и Франция.

   В связи с выше указанными  событиями встал вопрос о том,  как вернуть доверие рынков  и было принято решение создать Европейским фондом финансовой стабильности (ESFS) с активами в размере 200 миллиардов евро, но по мере усугубления кризиса стало понятно, что средств находящихся в этом фонде явно не достаточно для решения проблем всей еврозоны, его едвали хватало на покрытие проблем Греции и Ирландии, при этом эти страны уже стали получать денежные транши для поддержания свой экономики, но ведь долговая нагрузка становилась непомерной в таких странах как Италия и Испания, и в купе с дефолтом стран PIIGS такие же проблемы могли ожидать более крупные экономики еврозоны (см рис.4 и 5). По мере полного осознания не хватки средств в фонде финансовой стабильности, стал вопрос об увеличение этого фонда, этого было возможно достигнуть разными путями (см. рис.6). Первый путь был отброшен практически сразу, так как стран с кредитным рейтингом AAA в еврозоне оставалось не так уж много, а из крупных экономик способных вынести на себе это бремя были  только Германия и Франция, но после того как кредитный агентства заявили, что кредитный рейтинг Франции может быть пересмотрен, посути, оставалась одна Германия, которая не собиралась вытаскивать на своих плечах всю еврозону за счет средств налогоплательщиков.

   После этого было принято решения об возможном увеличение фонда ESFS в критической ситуации за счет повышения вклада всех участниц еврозоны (см. рис. 8), это увеличения заняло около месяца и потребовало одобрения от парламентов всех стран участниц еврозоны, что значительно повлияло на процентные ставки по долгам еврозоны на вторичном рынке ( см. рис.9), при этом доходность выше 7 % считалась точкой не возврата, именно после прохождения этого 7% барьера такие страны как Греция и Португалия были не в состоянии сами обслуживать свой долг и были вынуждены обратиться за помощью. В последствие было принято решения о создании ESM (European Stability Mechanism) — европейский фонд, для выкупа активов. Изначально планировался его запуск в середине 2013 года. Планируемый объем фонда — 500 млрд евро, но  запуск этого фонда был перенесен на середину 2012 года (см. рис. 10).

   По результатам саммита ЕС  прошедшего 9 декабря 2011 года была  выдвинута инициатива от Германии  и Франции о более широкой  консолидации бюджетов стран  ЕС с внесением изменений в  Маастрихтский договор. Который  в категорической форме отвергла  Великобритания, а правительства  Чехии, Венгрии и Швеции заявили,  что и необходимо проконсультироваться  с парламентами своих стран(  см. рис. 11), скорее всего у трех выше указанных странах ратификация в парламенте пройдет успешно, поэтому уже сейчас на рынках ходят слухи о заключении договора «27 минус 1» и дополнительного соглашения внутри 16 членов еврозоны.

Информация о работе Формирование и развитие Европейского союз