Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:46, курсовая работа
Формирование и развитие Европейского союза – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется – недавно к 17 членам сообщества добавились еще 10 государств, также не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем. Растет и валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие. Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках. С точки зрения экономического развития Европейского валютного союза, на текущий момент можно выделить 7 этапов интеграции входящих в него государств:
Содержание.………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………….3 - 4
Глава 1. Становление и особенности Европейского союза………….….5 - 19
Глава 2. Современное состояние еврозоны, перспективы развития...……………………………………………………...............……21- 30
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………32
Содержание
Содержание.…………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Становление и особенности Европейского союза………….….5 - 19
Глава 2. Современное
состояние еврозоны, перспективы развития...…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………32
Введение
Формирование и развитие Европейского союза – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется – недавно к 17 членам сообщества добавились еще 10 государств, также не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем. Растет и валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие. Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках. С точки зрения экономического развития Европейского валютного союза, на текущий момент можно выделить 7 этапов интеграции входящих в него государств:
1
этап – 1947-1957 годы – начало
европейской экономической
2
этап – 1957-1974 годы – создание
Европейского экономического
3
этап – 1974-1985 годы – ввод
первой европейской расчетной
единицы – ЕРЕ (European unit of account -
EUA), решение о создании
4
этап – 1985-1992 годы – разработка
и утверждение меморандума «О
создании европейского
5
этап – 1992-1999 годы – подписание Маастрихтского
договора, определение целей и путей создания
Экономического и валютного союза в Западной
Европе, создание Европейского валютного
института, разработка и реализация плана
введения евро.
6 этап – 1999-2001 годы – введение евро в безналичный оборот .
7
этап – с 2002 года по настоящее
время – введение евро в
наличный оборот, разработка и
реализация плана
Целью
моей работы является рассмотреть следующие
вопросы: становление и особенности Европейского
союза и современное состояние и перспективы
развития еврозоны.
Глава 1. Становление и особенности Европейского союза
1 Идея создания единой валюты на Европейском континенте появилась давно. Однако с особой остротой этот вопрос возник после второй мировой войны, которая нанесла серьезный удар по международной валютной системе. В середине ХХ века впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 30-е гг. вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. Поэтому в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция (впоследствии он был преобразован в Европейское валютное соглашение). В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения по углю и стали, положивший начало европейской экономической интеграции. В то же время, первые реальный предпосылки полноценного валютного сотрудничества появились с подписанием 25 марта 1957 г. Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Европейское сообщество появилось с 1 января 1958 г. и включало сначала шесть стран — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. — Греция; с 1986 г. — Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. Экономическое объединение Европы всей логикой своего развития вело к необходимости наличия единых денежных знаков, и уже в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой валюты. В декабре 1969 г. на Европейском совете в Гааге впервые цель создания Европейского валютного союза была переведена в практическую плоскость. В октябре 1970 г. появился так называемый «план Вернера», в котором была сформулирована концепция перехода к валютному союзу через необратимой взаимной конвертируемости национальных валют, полную либерализацию движения капиталов, установление неизменных валютных курсов и замену национальных валют единой европейской валютой к 1980 г. Однако «плану Вернера» не суждено было сбыться. В апреле 1975 г. была введена европейская расчетная единица – ЕРЕ (European unit of account - EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка. В 1977 г. идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д’Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсом. На сессии Европейского совета 5-6 декабря 1978 г. в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы. В итоге 13 марта 1979г. появилась европейская валютная единица – «экю» (European currency unit - ECU) и основанная на ней Европейская валютная система (ЕВС). Важной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС. В феврале 1988 г. министр иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншер представил меморандум «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка», который был поддержан тогдашнем председателем Комиссии ЕС Ж. Делором и впоследствии трансформировался в так называемый «план Делора». Он предусматривал осуществление скоординированной экономической и валютной политики стран ЕС, создание Европейского центрального банка и переход на единую европейскую валюту. Этот план в качестве интеллектуальной основы ЕВС был утвержден Европейским советом 26 июня 1989 г. в Мадриде, а его основные идеи были впоследствии закреплены в Маастрихтском договоре. Определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».
Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:
1) уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;
2) долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции;
3) национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;
4) дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;
государственный долг - не выше 60% от ВВП.
Названные критерии конвергенции как
надежное средство обеспечения стабильной
макроэкономической среды были призваны
стать объективной основой для политических
решений. Они должны строго соблюдаться
и после вступления страны в валютный
союз, а также обязательны для всех стран,
желающих в перспективе вступить в ЭВС.
Первоначально эти критерии были задуманы
как средство создания так называемого
«твердого ядра» валютного союза в лице
Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса
(без средиземноморских стран). Что касается
государств, которым не удалось достичь
требуемой степени конвергенции, Маастрихтский
договор позволял им вступить в валютный
союз в более поздние сроки, в соответствии
с дифференцированными темпами интеграции.
Вопреки первоначальным ожиданиям
реализация Маастрихтского договора и
планы формирования валютного союза сразу
подверглись весьма серьезным испытаниям
на прочность. Во-первых, в 1992-1993 гг. Европейская
валютная система испытала тяжелейший
кризис, вследствие чего национальные
валюты Испании, Португалии и Ирландии
были значительно девальвированы, а Великобритания
и Италия вообще вышли из состава ЕВС.
Для спасения ЕВС в августе 1993 г, было принято
решение увеличить допустимые пределы
колебаний курсов валют до плюс-минус
15%. Последствия кризиса удалось преодолеть
лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время
Европейская валютная система включает
все страны ЕС, кроме Великобритании и
Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно
для Брюсселя и национальных правительств
возникла проблема с ратификацией самого
Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность
ряда стран выступила против создания
Европейского союза: Великобритания категорически
отказалась участвовать в проекте ЭВС,
в Дании после двух референдумов Маастрихтский
договор не был ратифицирован в части
валютного союза, во Франции перевес сторонников
договора оказался минимальным, Норвегия
после референдума вообще отказалась
вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации
Маастрихтского договора обусловило достижение
договоренности о новой полномасштабной
встрече глав государств и правительств
через пять лет для пересмотра и внесения
изменений в первоначальный текст договора.
Тем не менее, в январе 1994 г. в соответствии
с Маастрихтским договором во Франкфурте-на-Майне
был создан Европейский валютный институт,
который впоследствии был преобразован
в Европейский центральный банк.
Важные события по созданию валютного
союза произошли в 1995 г.: в январе в состав
ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия;
в декабре на заседании Европейского совета
в Мадриде была принята программа введения
евро, которая была развита и конкретизирована
на заседании того же совета в Дублине
в декабре 1996 года. В соответствии с достигнутыми
между странами ЕС договоренностями, процесс
продвижения к валютному союзу ЕС распался
на три фазы: Подготовительная — до 1 января
1996 года, в ходе которой страны-участницы
сняли взаимные ограничения на движение
платежей и капиталов и начали стабилизацию
своих государственных финансов по критериям,
установленным ЕС как «пропускные» для
членства в валютном союзе.Организационная
— до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение
окончательной стабилизации государственных
финансов и на формирование правовой и
институциональной базы валютного союза.
Реализационная – до 1 января 2003 года,
реализация плана введения евро в безналичный,
а затем и в наличный оборот стран – участниц
соглашения с полной заменой единой валютой
национальных валют.
С целью реализации плана продвижения
к ЕВС, Европейский валютный институт
во Франкфурте, функционирующий с 1 января
1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский
центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные
решения в отношении денежной и валютной
политики: на сессии в Дублине в декабре
1996 года решено, что евро получает статус
официальной денежной единицы стран-участниц
вместо их национальных валют. Соответственно
в евро пересчитаны все частные и государственные
активы и пассивы при сохранении для субъектов
хозяйства платежных условий ранее заключенных
контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных
валютах осуществляется с точностью до
шести знаков после запятой. Паритет пересчета
экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется
подготовка к новой валюте в странах-участницах,
особенно в административных органах,
банках и других финансовых институтах.
Но вся экономическая жизнь продолжает
существовать на основе национальных
валют.
Поскольку создание валютного
союза потребовало срочного решения проблемы
реформирования европейских институтов
и расширения ЕС, в марте 1996 г. в Турине
был дан старт Межправительственной конференции
по пересмотру всей «европейской конструкции»,
в том числе Маастрихтского договора.
В результате ее работы в июне 1997 г. на
амстердамском саммите ЕС были утверждены
основные элементы валютной политики
ЕС, в том числе нового механизма обменных
курсов (МОК-2), приняты программные документы
- "Повестка дня-2000'', в которой определены
основные направления развития ЕС и его
политики в наступающем веке, и «Пакт стабильности
и роста», открывший путь к введению евро
1 января 1999 г. «Пакт стабильности и роста»
впервые предусматривал введение штрафных
санкций против государств-членов в случае
нарушения ими нормативов государственного
бюджета. В соответствии с этим документом,
в случае если участник ЭВС превышает
установленный в Маастрихтском договоре
лимит дефицита бюджета (3% от ВВП), то Европейский
совет в течение трех месяцев принимает
рекомендации в адрес этой страны. В течение
следующих четырех месяцев эти рекомендации
должны быть реализованы, в противном
случае по истечении трехмесячного срока
к стране-нарушительнице применяются
санкции: беспроцентный депозит в размере
0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным
дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным
лимитом. Через два года, если положение
не улучшится, депозит автоматически обращается
в штраф. В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский
договор, который стал очередным этапом
фактического превращения ЕС в общеевропейскую
организацию. В конце 1997 г. Совет министров
экономики и финансов стран ЕС (ЭКОФИН)
утвердил дату введения в наличное обращение
банкнот и монет евро (1 января 2002 г.), а
Европейский совет принял решение о создании
нового важного института валютного союза
- Совета министров экономики и финансов
стран ЭВС (Совет евро-11). В марте 1998 г. Комиссия
ЕС представила доклад о результатах выполнения
странами Европейского союза критериев
конвергенции Маастрихтского договора
и на его основе рекомендовала к вступлению
в валютный союз одиннадцать стран (все
страны ЕС, кроме Великобритании, Дании,
Швеции и Греции). В целом рекомендуемые
страны в 1997 г. имели хорошие экономические
показатели: средний уровень инфляции
и долгосрочные кредитные ставки достигли
рекордно низкого уровня - соответственно
1,6 и 5,9%, дефицит бюджета - 2,5%, валюты девяти
стран колебались в течение предшествующих
двух лете пределах плюс-минус 2,25%. Наблюдалось
заметное сближение долгосрочных уровней
доходности ценных бумаг, что отражало
не только умеренность инфляционных ожиданий
в государствах ЕС, но и прогресс в оздоровлении
государственных финансов. Исключение
составил государственный долг - в среднем
75% ВВП против 60% по Маастрихту. Однако
Комиссия ЕС посчитала возможным использовать
содержащуюся в статье 104с Маастрихтского
договора оговорку, согласно которой норматив
может считаться выполненным, если величина
государственного долга по отношению
к ВВП устойчиво снижается. На внеочередном
саммите ЕС в Брюсселе 2 мая 1998 г. была произведена
необратимая фиксация обменных курсов
валют стран-участниц, утверждены руководители
Европейского центрального банка и определены
участники валютного союза, в состав которого
с 1 января 1999 г. вошли одиннадцать государств
Европейского союза: Германия, Франция,
Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия,
Ирландия, Италия, Испания, Португалия,
Финляндия. Помимо указанных стран, зона
евро с согласия официальных властей была
распространена также на ряд автономных
заморских департаментов (для Франции)
- это острова Мартиника и Гваделупа, Реюньон,
Сен-Пьер и Микелон; к евро привязали валюты
Коморских островов и Новой Каледонии,
а также таких государств, как Монако,
Андорра, Сан-Марино и Ватикан. По политическим
мотивам воздержались от участия в валютном
союзе с 1999г. три страны ЕС – Великобритания,
Дания и Швеция. Что касается Греции, эта
страна не смогла выполнить критерии конвергенции,
но объявила о своем стремлении войти
в ЭВС в январе 2001 г. Несмотря на то, что
необратимая фиксация курсов валют по
отношению друг к другу была произведена
в мае 1998 г., паритеты между ними были установлены
только 31 Закляну прямо сейчас.На 30 дней.декабря
1998 г. , поскольку необходимо было обеспечить
совпадение между первой котировкой курса
евро и последним курсом экю на финансовых
рынках по завершении года. До этого момента
три валюты, остававшиеся вне зоны евро,
но входившие в корзину экю (английский
фунт стерлингов, датская крона и греческая
драхма), могли оказывать влияние на курс
экю. После расчета по специальной формуле
был установлен курс национальных денежных
единиц к евро, который с этого моменту
превратился в самостоятельную валюту,
Европейский экономический и валютный
союз стал свершившимся фактом. План введения
евро, отвечающий требованиям реализма,
выполнимости, гибкости для бизнеса и
населения в целом, включает три последовательных
этапа:
первый этап (1 января 1999 г. - не позднее 1января 2002 г,): переход к евро банковского и финансового секторов, выпуск новых государственных займов в евро, начало производства банкнот евро;
второй этап (не позднее 1 января 2002 г. - не позднее 1 июля 2002 г.): окончательный переход к евро в системе государственного управления, ввод в обращение банкнот и монет евро, причем в течение первых 6 месяцев в качестве валюты, равноправной с национальной;
третий этап (не позднее 1 июля 2002 г.): евро становится единственным законным средством расчетов на всей территории стран-членов ЭВС.
Продолжительность переходного периода в три года обусловлена необходимостью подготовить общественность, банковские системы и технические средства, предприятия розничной торговли и государственного сектора. При этом предполагалось, что при досрочном завершении подготовительных мер на начальных этапах и накоплении критической массы новой валюты последующие этапы могут быть сокращены. Например, период параллельного обращения наличного евро с национальными валютами ЭВС оказалось возможным сократить с шести до двух месяцев. С 1 января 1999 г. евро вошел в практику безналичных банковских расчетов. В соответствии с межправительственными соглашениями стран ЕС в отношении использования евро в период между 1999 и 2002 годами не существовало терминов «принуждение» или «запрещение», поскольку национальные валюты стали взаимозаменяемыми, фактически, замещая евро, любой банковский вклад в национальной деноминации имел соответствующие суммы в евро. Некоторые европейские транснациональные корпорации, например «Сименс» и «Филипс», уже начали вести бухгалтерский учет в евро с 1999 г. Любое движение в этом направлении крупных компаний могло вынудить более мелкие предприятия последовать их примеру и даже, если предприятия не будут использовать евро для ведения внутреннего бухгалтерского учета, могла возникнуть тенденция котировки цен в евро для осуществления торговли с 1999 г. Для крупных компаний, которые всегда работали с несколькими валютами, переходный период не создал особых проблем с параллельным учетом, для малого и среднего бизнеса, привыкшего работать с одной валютой, это окажется труднее. Однако в переходный период ни одна компания не могла полностью перейти на евро, поскольку государственный сектор и потребители еще будут пользоваться национальной валютой. Для обеспечения успеха новой валюты в переходном этапе крайне важно наличие для нее эффективной технической базы платежей и расчетов. В частности, такая база будет полезной для формирования общих краткосрочных межбанковских процентных ставок по всей «зоне евро». Это предполагает, в свою очередь, создание системы, с помощью которой крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня. В момент перехода на евро, в странах Евросоюза существовало три альтернативы для осуществления международных платежей:
Информация о работе Формирование и развитие Европейского союз