Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:05, лекция
В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значительной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и экономике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования.
1. Общая характеристика маржинализма. Особенности этапов «маржинальной революции».
2. Экономическая теория австрийской школы (учение К. Менгера, Ф. Визера, и О. Бем-Баверка).
3. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса. Экономическое учение А.Маршалла: предмет и метод изучения, теория стоимости (ценности) и ценообразования, теория «потребительского избытка», теория «цены равновесия», теория доходов, теория процентной ставки, концепция «эластичности спроса», концепция предельных издержек производства и репрезентативной фирмы.
Процент есть дисконт с ценности будущего предельного продукта, производимого с помощью настоящих средств производства. Бём-Баверк выделял три причины существования процента. Он был их первооткрывателем, но именно в его формулировке, которую автор горячо отстаивал, они стали предметом теоретической дискуссии. Отметим, что теория процента Бём-Баверка относится к реальным физическим благам, а не к деньгам.
Первая причина — ее можно назвать «оптимизмом» — заключается в том, что хозяйственные субъекты склонны ожидать, что в будущем ресурсы будут менее редки, чем в настоящем («различные условия удовлетворения желаний в настоящем и будущем»). Следовательно, одна единица в будущем будет оцениваться ниже, чем сегодня. Эта причина предполагает, что люди в основном оптимистичны. Конечно, это далеко не всегда так: критикуя Бём- Баверка, Викселль, в частности, отмечал, что пожилые люди склонны, напротив, оценивать будущие блага выше, чем настоящие. Но эти люди, по мнению Бём-Баверка, будут хранить деньги или блага в виде сокровища и не смогут участвовать в определении ставки процента — там должна преобладать позитивная оценка будущего.
Вторая причина состоит в том, что люди в силу своего рода «близорукости» склонны недооценивать свои будущие потребности. Эту «близорукость» он считал психологическим фактом и объяснял его недостатком воображения, слабостью воли и неопределенностью будущего, под которой понималась скоротечность человеческой жизни. Эта причина вызвала возражения у соратников Бём-Баверка по австрийской школе Менгера и Визера: они считали некорректным закладывать в теорию в качестве предпосылки нерациональное поведение хозяйственных субъектов. Кроме того, «близорукости» противостоит желание оставить наследство своим детям, а неопределенность будущего, как отмечал Маршалл, требует от людей накопления сбережений «на черный день», т.е. поведения, обратного тому, из которого исходил Бём-Баверк.
Таким образом, первые две
Третья причина, напротив, носит технический, объективный характер. Она заключается в так называемом «техническом превосходстве настоящих благ над будущими». Здесь Бём-Баверк использовал свою знаменитую идею о производительности «окольных методов производства» (Produktionsumwege), на которой основывалась его теория капитала. Классический пример относится к рыбной ловле. Человек может ловить рыбу без всяких капитальных благ, голыми руками (т.е. используя только фактор «труд»). Затратив некоторое время на изготовление капитального блага в виде удочки, он сможет значительно повысить производительность своего занятия. Наконец, еще более удлинив процесс производства и сплетя сеть, он достигнет еще лучшего результата. Короче говоря, использование капитала ведет к возрастанию окольности и длительности процесса производства, а оно, в свою очередь, повышает результативность этого процесса. Возрастание окольности производительно, потому что предполагает применение большей массы капитала относительно единицы труда. (Рассуждение Бём-Баверка исходило из того, что капиталовложения всегда удлиняют процесс производства — длительность процесса тождественна его капиталоинтенсивности, что, разумеется, верно, далеко не во всех случаях. Кроме того, измерение длительности производственного периода как показателя примененного капитала, оказалось сопряженным с головоломными сложностями). Так что капитальные блага, которые можно употребить уже сегодня, к определенному моменту в будущем станут более производительны, чем те, которые можно будет употребить лишь тогда. (Здесь Бём-Баверк приводил свой любимый пример - выращивание леса: чем старше лес, тем он производительнее.) Но для того, того, чтобы дождаться плодов окольных процессов, собственники факторов производства должны приобрести средства существования (настоящие блага), расплатившись позднее с лихвой за счет будущих благ, произведенных с помощью более производительных методов. Бём-Баверк считал, что каждая из названных им причин способна объяснить существование процента независимо от двух других причин. Однако с этим не согласились его критики, среди которых выделялись А. Маршалл, К. Викселль и И. Фишер. Они доказывали, что третья причина Бём-Баверка не является независимой: большее изобилие благ в будущем добавит ценности благам настоящим не само по себе, а в силу одной из первых двух психологических причин. В дальнейшем теория процента развивалась Викселлем, Фишером и другими исследователями в творческой полемике с концепции ей Бём-Баверка.
3.Маржинальные концепции.
Уильям Стенли Джевонс (1835—1882) в Лондонском университете изучал химию и математику, но, завершая его, увлекся политической экономией. В 1863 г. был принят для преподавания политической экономии Б колледж в Манчестере, где спустя несколько лет издал главные работы, в их числе «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки» (1874). Последние годы своей непродолжительной жизни (с 1876 по 1880 г.) работал в должности профессора политической экономии в Лондонском университете,
Меньшая популярность вплоть до конца XIX в. трудов У.Джевонса (равно как и Л.Вальраса) была вызвана главным образом математической формой самовыражения, которая все еще не воспринималась читателями, не желавшими, как бы по инерции, находить ответы по социальной проблематике в математических уравнениях и прочих средствах математики. С другой стороны, ни тот, ни другой (и, конечно, К.Менгер) не «вторгались» с помощью математических средств маржинализма в сферу производства, в том числе никто из них не строил ни кривых спроса, ни кривых предложения, хотя У.Джевонс был к этому, казалось бы, ближе других, учитывая возможность, которую давали ему построения кривых издержек производства.
Маржинально-субъективистские идеи в трудах У.Джевонса очевидны из следующего. Во-первых, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усй является, на его взгляд, сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т.е. потребления и спроса. Во-вторых, рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, У.Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а последняя, в свою очередь, зависит от товарных цен, обусловленных издержками производства. Это значит, что он не признавал самостоятельного значения издержек и предельной полезности, как это затем делали А.Маршалл и В.Парето. И, в-третьих, У.Джевонс разделял положение «классиков» о совершенной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям быть доступными друг для друга и обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. Это свидетельствует о постижении им принципов предельного анализа («законов Госсена») и дает основание считать его одним из родоначальников маржинализма.
У.Джевонс оказался в числе тех ученых, которые находясь под влиянием уттаристских идей английского философа Иеремии Бентама, интерес к которым возродился еще в середине прошлого столетия. Он полагал, что его (Бентама) убеждение об исчислении наслаждений и страданий, возможно ,приложить к экономическому подходу в осмыслении человеческого поведения. Поэтому представляется, что высказывание У.Джевонса о том, что Д.Рикардо «перевел поезд экономической науки на ложный путь», явилось бентамистской реакцией на классовую позицию своего соотечественника. Кроме того, его утверждение — «все товары в результате обмена распределяются таким образом, чтобы доставить максимум выгоды», — почти созвучно с основным постулатом И.Бентама: «Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей, страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать... Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем»37.
Леон Вальрас (1834-1930) интерес к экономической теории проявил благодаря отцу, обратившему его внимание на работы О.Курно. В этом также причина отражения в интересовавшей его политической экономии средств математического «языка» (базовым образованием Л.Вальраса была математика).
В 1870 г. он принял
предложение из Швейцарии для
работы на вновь открытой в Лозаннском
университете кафедре политической
экономии. Спустя несколько лет в
1874 г. вышел основной труд Л.Вальраса
«Элементы чистой политической экономии»,
который позволяет и его
Вместе с тем
Л.Вальрас не ограничился характеристикой
предельной полезности (считая ее основой
ценности товара), формулировкой понятии
«функция спроса» и других понятий.
Он впервые попытался применить
математическую модель для выявления
проблем существования
Экономическое учение Маршалла.
Сегодня основной труд А.Маршалла (1890) остается таким же востребованным, как и век назад. Он рекомендован для ознакомления и изучения студентам-экономистам всех специальностей и является столь же актуальным, как и бессмертный «Капитал» К.Маркса. До А.Маршалла экономика считалась исключительно наукой о богатстве, о том, как достичь оптимального уровня благосостояния. Об этом писали все его предшественники: А.Смит, Д.Рикардо, Н.Сениор. Именно благодаря Маршаллу человек впервые становится не только средством производства - но и главным объектом производства, ученый разрабатывает социальную концепцию и изучает человека как рационального субъекта, действующего в условиях рынка. У А.Маршалла человек является носителем множества характеристик, особенно пристально исследуется поведение человека как социального существа - в той части, в которой действия человека приводят к последствиям, измеряемым в денежном выражении. А.Маршалл очень много и обстоятельно писал о категории человеческого капитала как создающего стоимость, ученый предвидел переход от общества постиндустриального к экономике знаний, где именно знания, умения, навыки человека становятся производительной силой, силой, которая движет развитием прогресса во всем мире. А. Маршалл был «отцом» множества категорий в экономической науке - таких как «квазирента», «эластичность», и, собственно, понятие «экономикс» - под которым и стала в дальнейшем развиваться экономическая наука на Западе. Особой заслугой А. Маршалла является то, что он подверг синтезу концепцию предельной полезности, теорию факторов производства и издержек производства.
Чтобы оценить
заслугу А.Маршалла, следует пояснить
состояние экономической науки,
которое сложилось в последней
трети XIX в. Экономисты-теоретики
В создании компромиссной теории стоимости и цены заключается одна из заслуг "маршаллианской революции" в экономической теории.
Большинство современных
экономистов Запада, авторов экономической
литературы, в различных вариациях
разделяют маршаллианскую теорию стоимости
и цены. Характерным примером может
служить американский экономист
П. Самуэльсон, лауреат Нобелевской
премии, автор многократно
Когда А.Маршалл
только начинал свою деятельность,
Д.Рикардо и Дж.С.Милль все
Роль классиков
во влиянии на формирование теорий
А.Маршалла нельзя переоценить, не случайно
одной из первых книг, прочитанных
А.Маршаллом по политической экономии,
была книга Дж.С.Милля «
Наряду с А. Маршалом, разработчиками неоклассического направления в экономической науке, которые использовали в экономической науке методы маржиналистского анализа, являются такие видные экономисты, как Дж. Кларк, Ф.Эджуорт, И.Фишер, В.Парето, Л.Вальрас, К. Виксель, А. Пигу.
Многие современные авторы, тем не менее, для упрощения объединяют классическую и неоклассическую школы, исходя из их идейной близости в принципиальных вопросах экономического анализа: рыночный механизм хозяйствования как наиболее эффективный, а также предположении, что существуют рыночные силы, стремящиеся к поддержанию полной занятости экономических ресурсов [3, с. 37].
Само по себе понятие "экономисты-классики" ввел в научный оборот К. Маркс, имея в виду главным образом английских экономистов А. Смита и Д. Рикардо. Однако позже западные ученые стали трактовать этот термин гораздо шире, включив в состав представителей "классической школы" французского экономиста Ж.-Б. Сэя, а также английских экономистов-последователей А. Смита и Д. Рикардо.
Критерием отнесения экономистов к классической политэкономии является идея о способности рыночной системы обеспечивать общее равновесие в экономике, ее возможность — полную занятость всех производственных ресурсов.
Однако именно «Принципы экономической науки» А.Маршалла стали качественно новой вехой в развитии экономической науки. Книга подчеркнуто лишена сенсационности и категоричности. Литературный стиль ее наипростейший, без всяких красивостей. Ход рассуждений автора спокойный, ясный, редко какие абзацы труднодоступны или непонятны умному читателю, даже если он плохо разбирается в экономической науке. Совершенно отсутствуют претензии самого автора на новации или на оригинальность. Главные трудности для читателя представляют непрерывность действия экономических факторов и их взаимосвязанность, нашедшие выражение в двух девизах А.Маршалла: «Природа не делает скачков» и «Множество в единичном и единичное во множестве». Но и с учетом этих трудностей главное впечатление, которое книга производит на не обладающих экономическими знаниями читателей, особенно на тех, кто еще не продвинулся дальше книги IV, заключается в том, что они получают ясное и выразительное представление о вполне очевидных вопросах.