Формирование и функционирование муниципального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы работы обусловлена, во-первых, ролью, которую играет муниципальное хозяйство в жизнеобеспечении населения локальных территорий, формируя фактически основные сферы его жизнедеятельности на первичном территориальном уровне. Во-вторых, муниципальное хозяйство является экономической базой местного самоуправления. В-третьих, муниципальное хозяйство мобилизует и использует ресурсно-производственный и социальный потенциал первичных территориальных структур – муниципальных образований. В-четвертых, муниципальное хозяйство имеет важное значение в организации отраслей социальной сферы. На современном этапе развития российской экономики требуется анализ и обобщение опыта, накопленного за годы реформ, муниципальным хозяйством в условиях неотработанных правовых норм, неотрегулированности экономических отношений, игнорирования социальных приоритетов. Они должны послужить базой выработки перспективных подходов к формированию структуры и условий функционирования муниципального хозяйства.

Содержание

Введение 3
1. Муниципальное хозяйство в экономической системе местного самоуправления 5
1.1. Муниципальное хозяйство: сущность и основные черты 5
1.2. Структура муниципального хозяйства 7
2. Основные модели муниципального хозяйства 10
2.1. Типы муниципальных образований в системе местного самоуправления 10
2.2. Система муниципального обслуживания 12
3. Ресурсы муниципального образования 20
3.1. Классификация ресурсов муниципального образования 20
3.2. Эффективность использования ресурсов муниципального образования 25
4. Эффективное развитие муниципального хозяйства 28
4.1. Сущность, цели и результаты развития муниципального хозяйства 28
4.2. Социально-экономическое развитие муниципального образования 31
Заключение 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Экономика мун сектора.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

      Создание  эффективной системы использования  ресурсов муниципального хозяйства  требует в первую очередь решения  следующих основных задач:

  • разработка системы местных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы экономического развития и распоряжения муниципальной собственностью;
  • оптимизация структур управления муниципальным хозяйством;
  • полная инвентаризация объектов муниципального хозяйства;
  • классификация активов по критериям (приоритетным, функциональным, стоимостным и др.);
  • создание системы мониторинга использования ресурсов муниципального хозяйства;
  • выработка стратегии в отношении использования ресурсов муниципального образования;
  • реализация (продажа), консервация неэффективных в социальном и коммерческом отношении ресурсов;
  • разработка программы эффективного использования муниципальных ресурсов как составляющей комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • использование рыночных технологий, механизмов и инструментов при работе с ресурсами муниципального хозяйства;
  • широкое участие и привлечение инвестиционных проектов, имеющих цель развитие муниципального образования.

      Для осуществления экономической и  хозяйственной деятельности местного самоуправления необходимы все вышеперечисленные ресурсы, технологии и механизмы.

 

4. Эффективное развитие  муниципального хозяйства

4.1. Сущность, цели и  результаты развития  муниципального хозяйства

 

      Экономическое развитие - последовательная, проходящая определенные стадии деятельность для  достижения частных и групповых интересов путем эффективного управления имеющимися ресурсами.

      Экономическое развитие предполагает: a остановку целей;

  • определение состава участников, характера и порядка их взаимодействия;
  • оценку сложившейся ситуации и возможных последствий принимаемых решений;
  • поиск новых комбинаций имеющихся ресурсов и возможностей вовлечения новых ресурсов.

      Для того чтобы муниципальное образование  успешно решало стоящие перед  ним задачи, необходимо осуществление  особых видов управленческой деятельности, которые обособились под воздействием закона общественного разделения труда. Это функции самоуправления, которые представляют собой обособленные направления деятельности по обеспечению регулирования социально-экономического развития территориального образования. Обособление функций обусловливается разделением и специализацией труда в самоуправлении, так же как и в сфере управления в целом. А это означает их динамичную модификацию и углубление.

      Здесь возможно проведение аналогий с функциями  управления. Поэтому мы рассматриваем в системе местного самоуправления следующие функции: целепологание, организация, стимулирование, координация, контроль и учет.

      Рассмотрим  методы, с помощью которых возможна реализация вышеуказанных функций  самоуправления.

  1. Функция «целепологание» предусматривает выявление целей субъектов самоуправления: от самых общих до конкретных и частных. Необходима выработка целевых установок в отраслевом резерве по направлениям социально-бытовой инфраструктуры: жилье, здравоохранение, образование, культура, искусство, спорт, физкультура, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Важно обеспечить также территориальный резерв: вертикаль «город - район - микрорайон», «район - микрорайон» (для городов с районным делением, в которых район является муниципальным образованием). Это позволит комплексно оценить потребности конкретных жителей конкретных микрорайонов. Известно, что в одном административно-территориальном районе могут присутствовать микрорайоны с развитой производственной и социальной инфраструктурой и микрорайоны-новостройки, где такая инфраструктура отсутствует.
  2. Функция «организация» при осуществлении местного самоуправления требует формирования системы органов, которые являлись бы подотчетными населению района и обеспечивали бы разработку стратегии, способствующей повышению уровня жизни населения и решению текущих задач жизнеобеспечения17.

      Под организацией понимается процесс распределения  работы среди сотрудников, их групп  или подразделений и т. п., а  также координация их действий. Организация есть нечто большее, чем простая сумма ее составляющих. Распределение работы в принципе означает создание формальной структуры органов самоуправления. Наряду с формальной складывается и неформальная структура.

      В настоящее время наиболее организованными в достижении своих целей оказываются представители высокодоходных слоев населения. Организационные формы, необходимые для их обслуживания, при достижении поставленных целей интенсивно развиваются: это и соответствующие риэлтерские фирмы по приобретению недвижимости, предприятия по обслуживанию, ориентированные на элитное потребление, и т. д.

      3. Функции «стимулирование» и «координация» могут быть реализованы в системе самоуправления на основе бюджетного регулирования и привлечения средств населения.

      Исторически сложилась определенная система  финансирования социальной сферы. В  основном использовались два источника  финансирования: это средства бюджетов и средства населения. При этом ряд  отраслей, таких как образование, здравоохранение, полностью находился на бюджетном финансировании.

      Другие  отрасли (например, торговля, общественное питание, общественный транспорт) свои текущие затраты покрывали из средств населения. Однако дополнительные инвестиции в развитие даже этих отраслей осуществлялись из бюджета.

      В современных условиях ограниченности ресурсов, и, прежде всего, бюджетных, задача заключается не только в оптимизации использования бюджета, но и в поиске дополнительных источников финансовых ресурсов для решения социальных проблем в муниципальном образовании.

      4. Функции «контроль и учет» при организации самоуправления населения в условиях обеспечения реализации всех выше-указанных методов и форм наполняются реальным содержанием. Население может и должно выполнять контрольные функции, заключающиеся, во-первых, в контроле за реализацией антикризисной программы социального развития района и микрорайонов; во-вторых, в контроле за целевым использованием средств районного бюджета, инвесторов и привлеченных средств населения и, в-третьих, в контроле за созданием и функционированием системы социальной защиты18.

      Развитие  муниципального хозяйства в науке  подразделяется на два типа: эндогенное и экзогенное (в зависимости от того, куда идут и как распространяются импульсы и волны развития).

      Под эндогенным развитием понимается развитие, вызываемое внутренними причинами; экзогенное развитие - это развитие под воздействием внешних причин. Также выделяют интенсивный и экстенсивный типы развития муниципального хозяйства, ускоренный и замедленный.

      В рыночной экономике деятельность местного правительства не связана прямо с повышением эффективности производства и прибыльности предприятий. Функции местного правительства – удовлетворение социальных потребностей населения, повышение качества жизни. Экономика лишь одно из средств реализации социальных интересов. Социальная ориентация четко просматривается даже в экономических целях местных правительств, главными и из которых являются:

  • экономическая стабильность через создание условий для удовлетворения потребностей в факторах производства;
  • создание широкой экономической базы занятости населения19.

4.2. Социально-экономическое развитие муниципального образования

 

      Для наиболее эффективного регулирования  социально-экономического развития муниципального образования следует использовать современные технологии и механизмы развития муниципального хозяйства. В системе муниципального хозяйства можно задействовать следующие механизмы и технологии дополнительного ресурсного обеспечения муниципального образования.

  1. Средства самообложения граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования указанных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).
  2. Выравнивание, которое осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений.
  3. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
  4. Привлечение иных средств финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития. В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд софинансирования социальных расходов.
  5. Муниципальные заимствования. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг.
  6. Создание межмуниципальных хозяйственных обществ. Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
  7. Образование некоммерческих организаций муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
  8. Использование временной финансовой администрации. Она создается для преодоления признаков устойчивой неплатежеспособности муниципальных образований.

      Целевая комплексная программа социально-экономического развития муниципального хозяйства - это  адресный документ, в котором сбалансирован  по ресурсам, исполнителям и срокам завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем. Целевая комплексная программа характеризуется четко выраженными конечными результатами в виде набора программных показателей, определяемых исходя из целевых нормативов.

      Программа развития муниципального образования  позволяет, во-первых, увязать действия участников производственного процесса независимо от их ведомственной подчиненности, а во-вторых, учесть технические, материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

      Вследствие  этого разработка комплексных программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетания отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров в развитии территории муниципального образования.

      Следует отметить, что программы взаимосвязаны  между собой. В частности, социально-экономические выступают целевыми, а научно-технические и производственно-технологические – обеспечивающими условия реализации целевых программ.

      Основное  содержание долгосрочной программы  составляет наиболее значимая цель, а  также характеристики комплекса мероприятий, ресурсов, используемых для ее достижения.

      Разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом  комплексные целевые программы  являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного плана-прогноза, а  программы выступают как предплановые документы. Целевая программа муниципального образования не может быть реализована без взаимодействия с системой государственного регулирования и государственных ресурсов.

      Все функции муниципального хозяйства  должны быть связаны не только с  прогнозированием, программированием и с косвенным регулированием, но и с долгосрочным индикативным планированием.

 

Заключение

 

      Изучение  социально-экономических проблем  развития муниципальной экономики должно быть системным и непрерывным, взаимоувязанным с исследованиями других уровней территориального, межтерриториального, общественного развития на современном этапе противоречивого становления рыночных отношений в России. Многое нужно переосмыслить в сети действия системы отраслевых и муниципальных интересов и выбора наиболее приемлемых путей их сочетания, следует обобщать первый опыт воздействия рождающихся рыночных отношений на формирование городской инфраструктуры, новой разработки требует система стратегического планирования развития муниципальных ареалов – приоритеты и последовательность осуществления программ, правовое и организационное обеспечение их разработки и реализации.

Информация о работе Формирование и функционирование муниципального хозяйства