Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:48, курсовая работа
Актуальность выбранной темы работы обусловлена, во-первых, ролью, которую играет муниципальное хозяйство в жизнеобеспечении населения локальных территорий, формируя фактически основные сферы его жизнедеятельности на первичном территориальном уровне. Во-вторых, муниципальное хозяйство является экономической базой местного самоуправления. В-третьих, муниципальное хозяйство мобилизует и использует ресурсно-производственный и социальный потенциал первичных территориальных структур – муниципальных образований. В-четвертых, муниципальное хозяйство имеет важное значение в организации отраслей социальной сферы. На современном этапе развития российской экономики требуется анализ и обобщение опыта, накопленного за годы реформ, муниципальным хозяйством в условиях неотработанных правовых норм, неотрегулированности экономических отношений, игнорирования социальных приоритетов. Они должны послужить базой выработки перспективных подходов к формированию структуры и условий функционирования муниципального хозяйства.
Введение 3
1. Муниципальное хозяйство в экономической системе местного самоуправления 5
1.1. Муниципальное хозяйство: сущность и основные черты 5
1.2. Структура муниципального хозяйства 7
2. Основные модели муниципального хозяйства 10
2.1. Типы муниципальных образований в системе местного самоуправления 10
2.2. Система муниципального обслуживания 12
3. Ресурсы муниципального образования 20
3.1. Классификация ресурсов муниципального образования 20
3.2. Эффективность использования ресурсов муниципального образования 25
4. Эффективное развитие муниципального хозяйства 28
4.1. Сущность, цели и результаты развития муниципального хозяйства 28
4.2. Социально-экономическое развитие муниципального образования 31
Заключение 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:
Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство, когда местное самоуправление становится по существу собственником предприятия, предполагается при муниципализации, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием.
В настоящее время реализуются следующие модели муниципального хозяйства.
Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых), от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.
Проблема
донесения товаров и услуг
населению приобретает в
Выделяются 4 типа товаров и услуг:
Основных участников процесса донесения товаров и услуг принято разделять:
Потребитель,
производитель и распорядитель
связаны между собой
1.
Муниципальная услуга. Муниципальное
образование выступает как
10. Самообслуживание.
Три
последних механизма (8-10) прямого
отношения к муниципальному хозяйству
не имеют. На практике используются также
смешанные и частичные
Рассмотрим деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ. Она направлена, прежде всего, на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий прав граждан.
ЖКХ является наиболее бюджетоемкой, социально значимой и проблемной сферой деятельности органов местного самоуправления.
Местная
власть, создавая конкурентную среду
в системе ЖКХ, должна опираться
на комплексные целевые
Говоря об экономическом развитии малых предприятий в сфере ЖКХ, органам местного самоуправления важно осуществлять следующие мероприятия:
В становлении малого бизнеса в сфере ЖКХ можно использовать зарубежный опыт. Например:
Не менее актуальным является определение критериев, позволяющих выявлять, где есть необходимость формирования новой или сохранения существующей системы управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг, какая из них более отвечает современным требованиям. На наш взгляд, главными критериями должны стать эффективность и рентабельность работы, качество оказываемых услуг, степень удовлетворения потребностей населения.
Можно выделить ряд дополнительных критериев поддержки малых предприятий в сфере ЖКХ:
Однако
определения критериев
Какой из механизмов лучше - зависит от конкретных обстоятельств, от конкретного муниципального образования. Приведем сравнительные характеристики различных механизмов, позволяющих органу местного самоуправления сделать выбор в пользу какого-либо из них (табл. 1).
Из таблицы следует, что механизмы контракта, рынка или гарантии могут успешно работать только там, где имеется много производителей, из которых можно выбирать.
Независимо от модели муниципального хозяйства, в муниципальном образовании в той или иной мере используются все механизмы донесения товаров и услуг. Отметим здесь, что при муниципально-рентной модели основным механизмом является муниципальная услуга, а при коммунальной модели наибольшую роль приобретает контракт.
Рассмотрим,
как работает тот или иной механизм
при решении вопросов местного значения
– при донесении соответствующей услуги
населению муниципального образования
(табл. 2). Можно сделать вывод, что муниципальное
хозяйство должно стремиться быть эффективным.
Таблица 1
Характеристика
различных механизмов донесения
товаров и услуг10
|
Информация о работе Формирование и функционирование муниципального хозяйства