Форфейтирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Сегодня большие возможности для российских предприятий открывают мировые рынки. Внедриться и работать на них можно, предлагая не только продукт и сервис, соответствующий принятым стандартам, но и условия оплаты. Западные компании в борьбе за новые рынки широко используют финансовые инструменты, позволяющие предоставлять покупателям длительные отсрочки платежа. Одним из таких методов является форфейтинг.

Работа содержит 1 файл

Форфейтирование.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический  университет имени М.Т. Калашникова»

Глазовский инженерно-экономический  институт (филиал)

(ГИЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

 

Кафедра  «Бухгалтерский учет и аудит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по учебной дисциплине: «Банковское кредитование»

 

на тему: «Форфейтирование»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

4 курса, гр.9221              ______________________________ Н.А. Урсегова

(подпись)

 

Проверила         _____________________________________ Н.Н. Шаркунова

(оценка, подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Глазов 2012

 

Введение

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Сегодня большие возможности для российских предприятий открывают мировые рынки. Внедриться и работать на них можно, предлагая не только продукт и сервис, соответствующий принятым стандартам, но и условия оплаты. Западные компании в борьбе за новые рынки широко используют финансовые инструменты, позволяющие предоставлять покупателям длительные отсрочки платежа. Одним из таких методов является форфейтинг.

Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок форфейтинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, форфейтинг является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования форфейтингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность форфейтингового механизма. И, наконец, в-третьих, с помощью форфейтинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики.

 

 

1. Особенности и виды форфейтинга

Возникновение форфейтинга  началось после II мировой войны. Некоторое  количество коммерческих банков Цюриха, которые имели очень богатый опыт по финансированию международной торговли, начали применять данный способ для того, чтобы финансировать закупки зерна странами Западной Европы в Соединенные Штаты Америки. В те времена поставка продукции, а также конкуренция между многими поставщиками столь выросли, что покупатели были вынуждены требовать увеличить сроки предоставляемых кредитов до 180 дней, вместо 90 привычных. Кроме этого, изменилась структура мировой торговли в сторону товаров дорогостоящих со сравнительно немалым сроком производства. Следовательно, произошло повышение роли кредита в международном экономическом обмене, его развитии. Поставщикам стало необходимо искать новые способы финансирования собственных сделок.

В процессе падения барьеров в международной торговле и во многих африканских, азиатских, и даже латиноамериканских странах люди стали еще более подвижными, активными на мировых рынках, западноевропейским бизнесменам стало еще труднее предоставлять кредитные средства за счет своих источников, вследствие чего поставщикам пришлось применять новейшие способы финансирования собственных сделок. Главные европейские институты финансов взяли на себя многие обязательства по уплате за поставки, которые уже произведены, и обеспечили нужное финансирование экспортерам с Запада.

Сначала форфейтирование  проводилось банками, но с увеличением  количества операций «а-форфе» начали формироваться специализированные институты.

Форфейтинг в РФ появился с начала шестидесятых годов двадцатого столетия. В этот период времени экономики государств Центральной и восточной Европы испытывали большую потребность в товарах Запада, а также технологиях, но при этом у них не было необходимого количества твердой валюты для поддержания такого импорта. Производители, которые расположены на Западе, в том числе Западной Германии, очень ожидали, чтобы их рынки расширились на так именуемый коммунистический блок. Они были готовы обеспечивать финансирование на временной промежуток до 5 лет под импорт производственных средств в данные страны. Необходимо отметить, что в период существования СССР внешнеторговые контракты нередко реализовывались при помощи форфейтинговой схемы.

В настоящее время как такового форфейтингового рынка в Российской Федерации нет, поскольку банки пока не имеют желания и опыта работать по схемам форфейтинга, особенно в случае среднесрочных рисков. Более того, банки и не могут выступать в роли форфейтеров, поскольку существует ряд законодательных ограничений. Тем не менее, банки серьезно подходят к данному виду деятельности, и некоторые из них ведут большую работу в данном направлении.

 Главные игроки – London Forfaiting Company, которая имеет представительство в г. Москве, германский банк WestLB, у него в РФ есть дочерний банк - «ВестЛБ Восток», а также Промсвязьбанк, выступавший в МФА (Международной Форфейтинговой Ассоциации), основанной в 1999г и к текущему отрезку времени соединяет более чем 140 членов, большее количество из них – крупнейшие мировые банки.

Основной задачей МФА  является оказание помощи в процессе по унификации международных правил осуществления операций форфейтинга и формирование информационной благоприятной среды для различных участников сделок (внешнеторговых).

Форфейтинг (в переводе с франц. a forfai - общей суммой, целиком) означает покупку у экспортера форфейтером требований (денежных) к импортеру (дисконтирование), обычно, гарантированных коммерческим банком импортера и следующих из поставки различных товаров либо реализации услуг без какого-либо права обратного требования (регресса) к экспортеру. Таким образом, форфейтер (тот, кто покупает долг) берет на себя обязательства об отказе (форфейтинге) от обращения регрессивного требования к кредитору при неосуществимости приобретения удовлетворения у должника. Приобретение оборотного обязательства (покупка) совершается со скидкой.

Долговое обязательство, которое выкупается, как правило, оформляется в типах обязательств, регулируемых нормативными международными документами и несущих в себе безусловное, полное, всецело переводимое  обязательство, безотзывное с подтверждением коммерческого банка либо государственной структуры, в стране, где находится местоположение импортера.

Безрегрессное и безусловное  обязательство подразумевает следующее:

  • обязательство перестает быть связанным с качеством товара, который поставляется или фактом поставки;
  • безрегрессность подразумевает неисполнимость для форфейтера требования о погашении задолженности покупателя.

В данном случае на форфейтера передаются все риски по сделке - валютные, страновые, процентные, риски по банкротству авалиста/гаранта. Стоимость финансирования, а также риски в этой операции отвечают кредитному рейтингу, оценке степени странового риска, кредитного риска для импортера либо его гаранта на международном рынке. Дисконтированная ставка показывает стоимость (цену) заимствования для покупателя, а также страны покупателя на финансовом международном рынке.

Форфейтингом интересуются многие, но он ориентирован в большей  части на импортера. Заинтересованность экспортера заключается в том, чтобы продать (или сбыть) свой товар, услугу или работу, а заинтересованность импортера заключается в приобретении товара, услуги или работы в рассрочку. Также в нынешней конкурентной обстановке импортер, находящийся в стране «развивающегося» рынка выберет того поставщика, которые предлагает более удобную и простую для импортера схему по финансированию.

Коммерческий банк импортера  выступает гарантом платежа (или  эмитентом аккредитива), а также  получает соответствующее вознаграждение за это, в этом и заключается его интерес. Коммерческий банк экспортера, как правило, проводит предэкспортное финансирование в привязке к форфейтинговой сделке.

 

 

2. Механизм форфейтинговых операций

Форфейтинг - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности взыскания суммы долга с должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой. 

Отличительными признаками операции являются:

- наличие прямого обязательства  банка должника в форме ранее  авалированного им простого или  переводного векселя, а также  банковской гарантии;

- сумма сделки должна составлять не менее 500 тыс. долларов США;

- срок рассрочки платежа должен  быть не менее 90 дней, до 2-5 лет,  в зависимости от уровня платежеспособности  страны (в некоторых случаях до 9 лет);

- возможность продажи долговых  обязательств на вторичном рынке,  т.е. банк, купивший вексель у поставщика товара, имеет возможность переуступить данный вексель другому банку и т.д.;

- векселя, как правило, выписываются  полугодовыми сроками погашения,  при этом возможна переуступка  каждого из векселей;

- сделка не предполагает возможность регресса на последнего продавца, т.е. векселедержатель может обратиться за оплатой суммы векселя только к векселедателю или авалисту (гаранту) по каждому конкретному векселю. 

Механизм форфейтинговых операций

1.                Подписание контракта.

2.                Отгрузка товара.

3.                Выпуск простого векселя или акцепт переводного векселя экспортера.

4.                Аваль векселя.

5.                Передача векселя с копиями коммерческих и отгрузочных документов форфейтеру.

6.                Передача векселя и копий документов Банку.

7.                Подтверждение достоверности векселя Банком-гарантом.

8.                Платеж Банка форфейтеру за вычетом дисконта.

9.                Платеж форфейтера экспортеру.

10.            Предоставление векселя к оплате в Банк-гарант по наступлении срока платежа.

11.     Платеж по векселю.

На начальном этапе проведения форфейтинговых операций российские банки испытывают следующие трудности: со стороны иностранных форфейтинговых компаний чаще всего поступают предложения о покупке векселей/ тратт, плательщиком по которым является российская фирма, и содержащих аваль какого-либо российского банка. При этом большинство подобных банков-авалистов не относятся к категории банков первоклассной надежности, в связи с чем покупка авалированных ими векселей/ тратт, особенно на значительные суммы, во многих случаях рискованна. Однако по мере укрепления российской банковской системы рынок форфейтинговых операций будет активизироваться.

Форфейтинг обладает существенными  достоинствами,  что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами.

Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Кроме  векселей крайне редко объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме аккредитива. Это объясняется сложностью операции, заключающейся, прежде всего в том, что в случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры. Между тем форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения сделки, а также простоту документооборота.

С точки зрения форфейтера принципиальное неудобство операций с  аккредитивом заключается в следующем. Дело в том, что этот участник операции предполагает, что возмещение будет осуществляться периодически и приблизительно равными долями. Это удобно и ему, и остальным участникам - должнику и гаранту. Однако если частичные погашения по векселям могут быть оформлены отдельными документами, каждый из которых легко обращается при желании форфейтера продать их, то по аккредитивам все объединяется в единый документ в пользу бенефициара, и этот документ зачастую не может быть продан без специального разрешения должника, что значительно усложняет всю операцию.

В последние годы развитие форфейтинговых услуг в странах  с развитой рыночной экономикой шло по следующим основным направлениям:

1) Вторичный рынок и инвестиции в форфейтинговые активы

Информация о работе Форфейтирование