Фондовые биржи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:20, шпаргалка

Описание работы

ответы на билеты по экономике для института МИФИ
Вопрос № 45
Мировая валютнаЯ система
Этапы развития мировой валютной системы
В каждой стране существует своя национальная денежная система; та ее часть, в рамках которой формируются валютные курсы и осуществляются международные платежи называется валютной системой.
Национальная валютная система – это форма организации валютных отношений данной страны, определяемая национальным законодательством.
На базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система.

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы по экономике.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

   установлении  цен, советские предприятия-монополисты  не имели  возможности

   осуществлять   монополистические   злоупотребления,   хотя   это   широко

   наблюдается  в западных странах.

2.  Деятельность  советских  предприятий-монополистов  не  вызывала   многих

   описанных   выше  последствий  монополизации,  а  именно:  не  наблюдалось

   недопроизводства  товара,  завышения  цен  и  предприятия   не   получали

   монопольных  прибылей.

3.  Капиталистические   монополии   возникли   преимущественно   "снизу",   в

   результате  конкурентной борьбы, а социалистические  насаждались "сверху" и

   действовали  в неестественных условиях.

4.   Монополистом  в  капиталистических  странах   чаще   всего   становилось

   предприятие-лидер,  который  использует   передовые   технологии,   имеет

   значительный  научно-технический  и   производственный   потенциал.   При

   социализме  монополии зачастую  появлялись  при  отсталой  технологической

   базе.

5. Капиталистические  монополии, участвуя в международном   разделении  труда,

   вынуждены   для   повышение   конкурентоспособности   улучшать   качество

   продукции,  равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на

   внутреннем  рынке,  социалистические  ограничивались  в   лучшем   случае

   региональными  рамками (например, СЭВ).

6.  Такое   последствие  монополизации,  как  х-неэффективность   проявлялось

   исключительно  сильно.  Свидетельствами  этого  в  СССР  были  завышенные

   издержки  (в   частности,   энерго-   и   материалоёмкость,   существенно

   превышавшие  мировой уровень), низкое качество  продукции замедленный  темп

   её обновления. Особенно большому  объёму  х-монополизации  способствовали

   следующие  обстоятельства:

      . Стоимостные показатели, такие,  как уровень издержек и даже  прибыль,

        зачастую не являлись главными  для советских предприятий. Если  завод

        выполнял план, то его руководство мало  заботилось  о  прибыльности

        предприятия  как  таковой,   что   стимулировало   расточительность

        производства.

      . Позиции монополистов  укрепляла   общая  дефицитность  экономики.  В

        условия фактического отсутствия  выбора у покупателя ответственность

        монополиста сходила почти на  нет.

      . Советская экономика была значительно  более изолирована от  внешнего

        мира, чем большинство рыночных, таким образом  монопольные   позиции

        предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов.  Из-за

        этого сильно страдали качество  и новизна продукции. 

      В  результате  начала  рыночных  реформ  в  России,  монополистические

тенденции резко  усилились. Это усиление было во многом  связано  с  распадом

СССР и с  ослаблением экономических связей с бывшими  союзными  республиками.

К  прежним  монополистам  добавились  новые,  а   именно   предприятия,   не

являвшиеся единственными  производителями в рамках СССР, на ставшие  таковыми

на сократившейся  территории.

      Стало ясно, что необходимо разрабатывать  антимонопольную политику.

     Методы  антимонопольной политики в России 
 

      Пожалуй, самыми важными  из  всех  мер  антимонопольной   политики  для

России  оказались  ограничительные  меры.  Они  предусмотрены   законом   "О

конкуренции"  и  применяются   антимонопольным   органом   к   хозяйствующим

субъектам, которые  нарушают антимонопольное  законодательство.  Это  запреты

на  монополистическую  деятельность  и  недобросовестную   конкуренцию,  на

действия  органов  власти  и  управления,   которые   могут   неблагоприятно

сказаться на развитии конкуренции.

      Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются  на  запреты,

направленные  против соглашений, ограничивающих  конкуренцию,  и  запреты на

злоупотребление   предприятиями   своим   доминирующим   положением.   Такие

злоупотребления  являются   наиболее   типичным   (более   60%)   нарушением

антимонопольного  законодательства[11].

      Довольно  часто   встречаются   такие   нарушения,   как   навязывание

контрагенту    невыгодных    условий    договора,    несоблюдение    порядка

ценообразования,  согласованные  действия   предприятий,   направленные   на

ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что  свыше  трети

предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке,  завышают  цены  на

товары и услуги[12].

      Так же закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно

низкие  цены,  изымать  товар  из  обращения с тем,  чтобы создавать или

поддерживать  дефицит  или  повышать  цену,  навязывать  контрагенту  условия

договора, невыгодные для  него  или  не  относящиеся  к  предмету  договора,

включать в  договор дискриминирующие условия, которые  ставят  контрагента  в

неравное положение  по  сравнению  с  другими  предприятиями,  препятствовать

выходу  на  рынок  (или  уходу  с  него)  другим   предприятиям,   побуждать

контрагента отказываться от заключения договоров с  отдельными  покупателями

(заказчиками),  несмотря  на  то,  что  есть  возможность   произвести   или

поставить нужный товар.

      Для того, чтобы важность этого  запрета  стала  полностью   понятной,  я

сочла необходимым  уточнить,  что  такое  монопольно  высокая  и  монопольно

низкая цены.

          Монопольно высокая цена –  это цена,  устанавливаемая   доминирующим

на рынке данного  товара  хозяйствующим  субъектом  (производителем),  чтобы

компенсировать  необоснованные  затраты,   вызванные   недостаточно   полным

использованием  производственных мощностей, и (или)  получить  дополнительную

прибыль за счет снижения качества товара.

          Монопольно  низкая  цена  –   это   цена   приобретаемого   товара,

установленная доминирующим на  рынке  данного  товара  покупателем  с  целью

получить дополнительную прибыль и  (или)  компенсировать  за  счет  продавца

свои  необоснованные  затраты.  То  есть  цена,  сознательно   установленная

доминирующим  на рынке данного товара продавцом  на уровне, приносящем  убытки

от продажи, для  того чтобы вытеснить конкурентов с рынка[13].

          Этот запрет на установление  монопольных  цен,  по  моему   мнению,

действует довольно стабильно, хотя и  здесь  немало  проблем.  В  частности,

"Временные  методические рекомендации по  выявлению  монопольных  цен"  от  21

апреля 1994 г. предлагают одновременно  использовать  концепцию  ограничения

прибыли  и  концепцию  сравнения  рынка[14].  Применение  первой   концепции

осложняется тем, что производственные  затраты  необходимо  устанавливать  с

учетом того, что производственные мощности  могут быть  исчерпаны.  Но  при

общем спаде  производства в России это нереально. Так же  нереально  выяснить

действительную  себестоимость,  прибыль  и  рентабельность   предприятия   в

условиях   господства   бартера    и    неучтённой    наличности.    Поэтому

предпочтительной  оказывается концепция сравнения  рынков,  в  рамках  которой

антимонопольному  ведомству не нужно  проверять  производственные  показатели

предприятия-монополиста,  достаточно  на  основе  внешних  факторов  выявить

монопольно высокие  или монопольно низкие цены.

      Сейчас в России чаще практикуются  монопольно высокие цены, а в  странах

с развитой  конкуренцией  -  монопольно  низкие,  иногда  даже  демпинговые.

Российский   монополизм   проявляет    свое    антиконкурентное    поведение

преимущественно в отношениях  с  потребителями  или  поставщиками,  а  не  с

конкурентами.  Но  по  мере  развития  конкуренции  повышается   вероятность

применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные  компании  благодаря

перекрестному субсидированию  за  счет  прибыльности  одних  секторов  могут

занижать цены на продукцию других и тем  самым  блокировать  конкурентов.  В

этой  части  особенно   необходимо   контролировать   финансово-промышленные

группы.

      Так же  российское  антимонопольное законодательство  стремиться   к

запрету  заключения  соглашений,  ограничивающих  конкуренцию,  а  к   таким

относятся:

     1. соглашения, препятствующие входу  других предприятий на рынок;

     2. отказы от  заключения  договоров  с  определёнными  продавцами  или

        покупателями;

     3. соглашения  по  разделу  рынка   по  территориальному  принципу  или

        ассортименту реализуемой  продукции;

     4. ценовые соглашения.

       Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и

на  злоупотребление  доминирующим  положением  для  борьбы  с   ограничением

конкуренции  применяется  контроль  за  экономической   концентрацией.   Она

возникает в  результате создания, реорганизации  или  слияния  предприятий  и

объединений  или  когда  появляется  возможность  для   группы   организаций

проводить на рынке  согласованную политику.

      Согласно  закону  "О  конкуренции   и   ограничении   монополистической

деятельности  на товарных рынках", если предприятие  достигает  определенного

порога по объему операций, оно обязано  получить  согласие  антимонопольного

органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его  о  них

(последующий  контроль).

      Предварительно контролируются:

    .   создание,  слияние   и   присоединение   коммерческих   организаций,

      объединений, союзов и ассоциаций, если их активы  превышают  100  тыс.

      МРОТ[15];

Информация о работе Фондовые биржи