Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть цели и направления фискальной политики;

- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;

- рассмотреть виды фискальной политики;

- проанализировать эффективность фискальной политики;

- выяснить состояние фискальной политики в России в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Фискальная политика, её сущность и механизм функционирования. 4

2. Фискальная политика и её использование в практике государственного регулирования. 7

3.Особенности фискальной политики в РБ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

     Управление  государственным долгом продолжает осуществляться главным образом  исходя из бюджетных потребностей и  необходимости финансовой поддержки  нерентабельных отраслей без надлежащего  учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные  инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных  долговых инструментов. Управление долгом практически не сопряжено с управлением  государственными активами. В управлении государственным имуществом отсутствует  комплексность и подходы, опирающиеся  на оценку эффективности.

     Все перечисленные проблемы требуют  серьезной реформы бюджетного законодательства с ориентацией в перспективе  на подготовку и принятие по аналогии с Российской Федерацией Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

     В соответствии с общепринятой практикой  эффективной организации бюджетного процесса, основными целями этой реформы  являются:

     Обеспечение стабильности и предсказуемости  бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого  выполнения финансовых обязательств государства  и концентрации ресурсов бюджета  на решении ключевых задач при  одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;

     Прозрачность  бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых  бюджетных фондов;

     Создание  эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;

     Снижение  долговой нагрузки на экономику и  переход к новым принципам  управления государственным долгом и активами;

     Реформа межбюджетных отношений на основе более  четкого разграничения расходных  и налоговых полномочий между  республиканским и местными бюджетами  и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

     Для достижения этих целей потребуется  поэтапная реализация комплекса  мер как в части совершенствования  бюджетного законодательства, так и  конкретных решений текущей бюджетно-налоговой  политики.

     На  первом же этапе следует провести инвентаризацию и оценку эффективности  бюджетных расходов и обязательств, включая государственные целевые  программы, внести необходимые уточнения  в действующую бюджетную классификацию  и правила ее применения. Инвентаризация должна затронуть все категории  расходов и обязательств бюджета, все  уровни распоряжения бюджетными средствами. На ее основе будет возможна оценка эффективности бюджетных расходов. Необходимо поэтапно ликвидировать  необоснованные бюджетные субсидии, создающие неравные условия конкуренции  и снижающие потенциал экономического роста, и сконцентрировать финансовые ресурсы на выполнении основных функций  государства – повысить бюджетные  расходы на социальные программы, здравоохранение, культуру, судебную систему, правоохранительную деятельность и оборону.

     Формирование  бюджетов должно строится исключительно  на основе оценки эффективности расходов (в противовес методу «от достигнутого»), в полном соответствии  с полномочиями различных уровней власти. Планирование бюджетных расходов будет значительно  облегчено в результате приведения обязательств государства в соответствие с его ресурсами, и основной задачей  станет не выбор портфеля финансируемых  обязательств, а пересмотр структуры  расходов, вытекающий из приоритетов  государственной политики, степени  и форм участия государства в  экономике.

     Необходимо  продолжать совершенствование внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных лимитов расходов, оперативный  выбор источников финансирования дефицита, уточнение процедур использования  дополнительных бюджетных доходов.

     Совершенствование процедур бюджетного учета и контроля включает меры по развитию методологической работы и внедрению на практике всех принципов бюджетной классификации  в полном объеме на всех уровнях  бюджетной системы. Необходимо также  исключить пересечение контрольных  функций в системе контрольно-ревизионных  органов.

     В максимально короткие сроки должно быть завершено формирование казначейской системы исполнения бюджета на республиканском  и местном уровнях.

     В целях повышения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур следует  ввести требование обязательной публикации бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы, обеспечив для этого методологическую базу. Процедуры государственных  закупок товаров и услуг также  должны стать максимально открытыми. Как можно в более сжатые сроки  должна быть завершена консолидация в бюджетах  всех уровней расходов внебюджетных и целевых бюджетных  фондов. В частности, необходимо поэтапно упразднить внебюджетные инновационные  фонды, а также местные и республиканские  целевые бюджетные фонды, построенные  на отчислениях с выручки от реализации товаров и услуг, с переводом  соответствующих расходов в консолидированный  бюджет на общей основе с полным казначейским контролем.

     При разработке стратегии и практических действий по снижению долговой нагрузки на экономику следует исходить не только из структуры погашения и  обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых макроэкономических тенденций, а также из необходимости  развития внутренних финансовых рынков.

     Реформирование  бюджетной и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой  политики, которая, тем не менее, имеет  свою логику, принципы и методы разработки

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, фискальная  политика, проводимая правительством,  обязана отвечать основным принципам  построения налоговой  системы российского  государства  и регулировать экономические  взаимоотношения  внутри федерации.  Кроме  того, реализация фискальной  политики должна учитывать  три важнейшие  функции  государственного управления  налогообложением:

     Обеспечение финансирования государственных  расходов, то есть прямая  функция налогов.

     Поддержание социального равновесия  путем  изменения соотношения между  доходами отдельных групп с целью  сглаживания  неравенства между  ними, недопущения  резкого расслоения общества (социальная  функция).

     Государственное  антициклическое и противоинфляционное,  секторальное,  отраслевое и региональное  регулирование экономики (собственно  регулирующая  функция).

     Фискальная  политика может быть дискреционной  и встроенных стабилизаторов Дискреционная  фискальная  политика, как и политика, основанная  на использовании встроенных стабилизаторов,  также имеет  ряд своих недостатков.  Помимо очевидных политических трудностей,  связанных с длительным обсуждением  в  Государственной Думе относительно  принятия закона об изменении ставок  налогов,  существует еще один недостаток:  возражение против временного снижения  налогов  для борьбы со спадом проистекает  из того политического факта, что  в  демократическом  обществе может  быть трудно снова повысить  налоги после  преодоления спада.

     Подводя итог, хотелось бы особенно  отметить, что в любом случае  государство,  имея возможность применять все  элементы  финансовой политики,  обладает мощнейшим  инструментом, позволяющим весьма эффективно  бороться с любыми  трудностями, которые  бы не постигли переходную российскую  экономику. Важно лишь  со знанием дела  использовать имеющиеся  средства, последовательно  и правильно  продвигаться по пути укрепления  экономики  и возрождения государства.

       Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты.

       Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты фискальной политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями.

       Фискальная политика - это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями со стороны правительства для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

       Правительство прибегает к стимулирующей фискальной политике, которая проявляется в смещении кривой совокупного спроса вправо, для поощрения расходов и увеличения реального объема производства. Эта политика предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или сочетание обеих мер.

       Сдерживающая фискальная политика, которая проявляется в смещении кривой совокупного спроса влево, направлена на борьбу с инфляцией спроса. Она предполагает сокращение государственных расходов, повышение налогов или сочетание обеих мер.

       Основными инструментами фискальной политики служат налоги и госрасходы.

       Вмешательство государства в экономику с целью ее регулирования осуществляется в двух формах фискальной политики – дискреционной и недискреционной (автоматической). Первая – дискреционная форма фискальной политики – основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции.

       Фискальная политика, при которой автоматически изменяются налоговые поступления или госрасходы вслед за изменением НП и НД, называется недискреционной.

       Между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике существует огромная разница.

       Временные разрывы и политические проблемы осложняют фискальную политику.

       Эффект вытеснения показывает, что стимулирующая фискальная политика может увеличить процентную ставку и сократить инвестиционные расходы.

       Фискальная политика может быть ослаблена эффектом чистого экспорта, который проявляется через изменение: а) процентной ставки; б) стоимости доллара на мировом рынке; в) величины экспорта и импорта.

       С самого начала экономических реформ в РБ правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм. Ответной реакцией явилось огромное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации было не в состоянии собрать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений. Стало быть, теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета. 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М., Юрайт, 2005.
  2. Бункина М.К. Национальная экономика, М., Логос, 2003.
  3. Балацкий Е. В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования.-2000.-№5.
  4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика, М., Дело, 2002.
  5. Коршунов В.В. Взаимосвязь производных способов присвоения и налогообложения в переходной экономике. // Финансы и кредит. -2003.
  6. Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – Т.1.-13-е изд. – М., Инфра-М., 2003.
  7. Носова С.С. Экономическая теория – М., Владос, 2000.
  8. Тарасевич Л.С. Макроэкономика, М., Юрайт, 2003.
  9. Экономика / под ред. Е.Н. Лобачевой. – М., Экзамен, 2003.
  10. Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева – М., Владос, 2001.
  11. Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2002 г. № 166-Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год»
  12. Закон Республики Беларусь ”О республиканском бюджете на 2009 год“
  13. Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)»
  14. Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119“
  15. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2008.
  16. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 2008-365с.
  17. Заяц Н. , Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, - №1, - 2008-412с.
  18. Змачинская Г.Н.  Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н. Змачинская, А.В. Козляков – Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2008-222с.

Информация о работе Фискальная политика