Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа
Цель: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Фискальная политика……………………………………………………5
1.1 Цели, направления и методы фискальной политики государства………….5
1.2 Типы фискальной политики……………………………………………………7
1.3 Проблемы проведения фискальной политики, ее сочетание с денежной и налоговой политикой………………………………………………………………9
Глава 2. Фискальная политика в РФ……………………………………………..13
2.1. Особенности фискальной политики в РФ…………………………………...13
2.2. Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги……………………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………….28
Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов – создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности.
В настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями.
1. Финансирование отраслей инфраструктуры.
2. Финансирование
новых отраслей, имеющих стратегическое
назначение: атомной промышленности,
освоения космоса, некоторых
3. Финансирование
убыточных отраслей. К таким отраслям
относится добыча каменного
4. Финансирование
отраслей, требующих больших
5. Финансирование
сельского хозяйства и
6. Финансирование
научно-исследовательских
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8)». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:
- утверждение
налогов – прерогатива
- налог является индивидуально безвозмездным;
- односторонний характер установления налога;
- уплата
налога как обязанность
налог взыскивается в условиях безвозвратности;
цель взимания налога – обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
Классификация налогов может быть проведена по разным критериям:
прямые налоги,
которые взимаются
- реальные
прямые налоги, уплачиваемые с
учетом не действительного, а
предполагаемого среднего
- личные
прямые налоги, взимаемые с реально
полученного дохода с учетом
фактической
косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на:
- косвенные
индивидуальные налоги, которыми
облагаются строго
- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном товары, работы, услуги (например, НДС);
- фискальные
монополии, распространяемые
- таможенные
пошлины, которыми облагаются
товары и услуги при
- федеральные
(общегосударственные), которые определяются
законодательством страны и
- региональные,
которые устанавливаются в
- местные,
которые вводятся в
- абстрактные
(общие) налоги, предназначенные
для формирования доходов
- целевые
(специальные) налоги, которые вводятся
для финансирования
- взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
- взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
- смежные,
которые уплачивают как
- срочные,
которые уплачиваются к сроку,
определенному нормативными
- периодично-календарные, которые подразделяются в свою очередь на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогов.
Фискальная
функция означает формирование государственных
доходов путем аккумулирования
в бюджете и внебюджетных фондах
денежных средств для финансирования
общественно необходимых
Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.
Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:
- неравного
обложения налогом разных сумм
доходов (использование
- применения
налоговых скидок (например, с доходов
граждан, направляемых на
- введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).
Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов физического лица.
Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.
Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.
Сторонники
кейнсианского направления
Сторонники
теории «экономики предложения» рассматривают
уменьшение налоговых ставок как
фактор увеличения совокупного предложения.
Они считают, что уменьшение налогового
бремени приводит к росту доходов:
1) населения, а, следовательно, к росту
сбережений, 2) бизнеса, а, следовательно,
к увеличению прибыльности инвестиций.
Таким образом, сокращение налогов
вызывает рост национального производства
и дохода, что, в свою очередь, не
только не уменьшает налоговые
Первоначально равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос AD1, совокупное предложение AS1) достигалось при объеме производства Q1 и уровне цен P1. Сокращение налоговых ставок с доходов населения привело к росту совокупного предложения с AD1 до AD2. При том же самом совокупном предложении это привело к росту равновесного объема ВНП и увеличению уровня цен (соответственно – Q2 и P2). Увеличение совокупного спроса при одновременном снижении налоговых ставок с доходов предпринимателей привело к росту и совокупного предложения с AS1 до AS2. Достигнуто новое равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос AD2, совокупное предложение AS2) при объеме производства Q3 и уровне цен P3.
Следует заметить, что воздействие налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика.
Заключение
Косвенные методы регулирования базируются в основном на экономическом стимулировании и опираются на товарно-денежные рычаги, воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма. Методы прямого воздействия проявляются чаще всего в форме административных рычагов.
Среди методов государственного регулирования преобладают экономические методы. Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществлять структурные преобразования производства, сглаживать региональные диспропорции, снимать остроту проблемы вынужденной безработицы.
Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности.
Политика
стабилизации предполагает использование
денежно-кредитных и фискальных
мер для максимального
Сфера применения
косвенного регулирования по мере развития
рыночной экономики значительно
расширяется, сужая возможности
прямого вмешательства
Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. Это не означает, что государство отстраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, оно внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Однако делает это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.
В мировой
экономической науке понятие
государственного регулирования рыночной
экономики связано со всей совокупностью
форм участия государства в