Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа
Цель: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Фискальная политика……………………………………………………5
1.1 Цели, направления и методы фискальной политики государства………….5
1.2 Типы фискальной политики……………………………………………………7
1.3 Проблемы проведения фискальной политики, ее сочетание с денежной и налоговой политикой………………………………………………………………9
Глава 2. Фискальная политика в РФ……………………………………………..13
2.1. Особенности фискальной политики в РФ…………………………………...13
2.2. Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги……………………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………….28
Налоговая политика - часть фискальной
экономической политики, проявляющаяся
в установлении видов налогов, объектов
налогообложения, налоговых ставок,
условий взимания налогов, налоговых
льгот. Все эти параметры государство
регулирует так, чтобы поступление
денежных средств за счет уплаты налогов
обеспечивало финансирование госбюджета.
Но при этом приходится встречаться
с главным противоречием
Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения. Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
- административные задержки;
- пристрастие
к стимулирующим мерам (
Глава 2. Фискальная политика в Российской федерации
2.1. Особенности фискальной политики в РФ
Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведением крупных мер по социальной защите населения и т.д.
Переход к рыночной экономике изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.
Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой системы России развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны экономике развитых рыночных стран.
В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.
Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения и количественного увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и территориального управления, реализуемые в логической последовательности.
К этим мерам относятся:
- обеспечение
стабильного налогового
- отказ от неоправданной множественности налогов, число которых только в России с учетом местных налогов приблизилось к 100;
-устранение имеющейся дискриминации в дифференциации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;
-установление низких налогов на производителей и «удешевление» кредита;
-усиление целенаправленности налоговой системы. В условиях спада производства важно поставить в привилегированное положение предприятия (фирмы), реально увеличивающие объемы производства и осуществляющие инвестирование средств в его рост. Сделать это можно разными способами, например, освободив от налогов часть прибыли, полученной от увеличения объема реализации в сопоставимых ценах. Желательно также полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемую на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;
- придание
действенного и конкретного
Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая система должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В тоже время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивная активность, инфляция.
Такова общая концепция перестройки налоговой системы переходной экономики в направлении безусловного экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.
В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
Функции налогообложения в обеспечении инвестирования не абстрактны. Они выполняют задачи ресурсно-денежного обеспечения этого процесса по разработанным программам. Это связи прямого характера.
В свою очередь, экономический рост и расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и обратное увеличенное поступление ресурсов. Это обратные связи в общей экономической динамике.
Изменение налоговых ставок незамедлительно сказывается на мотивации экономических собственников. Претензии государства на чрезмерную долю конечного продукта могут не только ослабить, но и подорвать мотивацию экономических агентов к хозяйственной деятельности вообще. Налоги представляют собой субъективное «вторжение» в реальные процессы трансформации собственности, ускоряя либо замедляя «способ работы над продуктом». Так высокие налоговые ставки с началом либеральных реформ в России объективно не позволили должным образом развиться малому бизнесу, да и крупные предприятия испытывали экономический «дискомфорт» от проводимой государством воинствующей фискальной рестрикции.
Названная фискальная рестрикция стала одной из веских причин возникновения и бурного развития в нелегальных хозяйственных структурах. Именно это можно наблюдать в современной российской экономике, где сниженные налоговые ставки не дали ожидаемого результата и не вывели из «тени» большинство хозяйственных структур.
Скрытые формы присвоения благ оказывают обратное влияние на фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя принятие соответствующих решений. Например, современная преимущественно экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее, именно в них можно видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной России.
На протяжении всего периода реформ допущен ряд фундаментальных ошибок в формировании налоговой стратегии государства. Оказались не учтены особенности объекта реформирования - экономики России. В качестве теоретической базы было ошибочно избрано некое подобие монетаризма, искаженное до неузнаваемости в применении к российской действительности. Можно утверждать, что реально монетаристская политика так и не проводилась (стоит отметить хотя бы административно проведенную «либерализацию» цен и постоянно нарастающий вал налогов).
Вхождение российской
экономики в фазу рыночных отношений
отмечено резким усилением инфляционных
тенденций. Многократный рост цен выдвинул
в число первоочередных задач
разработку и реализацию антиинфляционных
мер как основы формирования благоприятного
производственного и
Таким образом, становление финансовой системы в России происходило в обстановке, которая лишала возможности создавать ее исходя из перспективных задач реформирования экономики, а не сиюминутной целесообразности. Искать конструктивный выход из этой ситуации очень сложно, поскольку бюджетный кризис делает крайне трудной задачу снижения налогового бремени. Однако в сложившихся условиях и высокие налоговые ставки не могут решить проблему дефицита бюджетных средств, а способны лишь окончательно подорвать финансовые стимулы предприятий.
2. 2. Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги
Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.
Государственные
расходы, во-первых, вызваны самим
фактом наличия государства. Во-вторых,
государственные расходы служат
воспроизводству экономических
и социальных отношений, существующих
в конкретном государстве в конкретное
время. В-третьих, основным источником
образования государственных
Государственные расходы делятся на четыре основных группы:
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.
По роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы:
По целевому назначению государственные расходы делятся на:
По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.
По источникам
государственные расходы