Фискальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении сущности фискальной политики, ее роль в регулировании экономики.

Прежде чем начать работу поставим необходимые задачи для достижения цели. Для достижения цели в данной курсовой работе необходимо выполнить следующие задачи, которые сводятся к изучению и анализу:

•сущности фискальной политики, ее целей;
•видов и инструментов фискальной политики;
•роли фискальной политики в экономическом регулировании.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты фискальной политики 5
1.1 Фискальная политика 5
1.2 Цели фискальной политики 7
1.3 Виды фискальной политики 8
1.3.1. Дискреционная фискальная политика 8
1.3.2. Экспансионистская фискальная политика 9
1.3.3 Рестрикционная фискальная политика 10
1.3.4 Автоматическая фискальная политика 10
2. Анализ влияния фискальной политики РФ на государственный бюджет 12
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

    Таблица 5

    Характер  и направление влияния структуры  доходов и расходов бюджета на экономический рост в РФ.

  Влияние на ВВП Статистическая  значимость Направление влияния
Искажающие  налоги Отрицательное Сильная Прямое
Нескажающие налоги Положительное Очень слабая Не выявлено
Продуктивные  расходы Положительное Сильная Прямое слабое
Непродуктивные  расходы  Отрицательное Слабая Не выявлено
 

    Основными задачами данного исследования были, во-первых, анализ качественной картины  эффективности проводимой в России на протяжении переходного периода бюджетно-налоговой политики. Во-вторых, на основе эмпирических данных проведение оценки влияния бюджетно-налоговой политики на экономическую ситуацию в России. В частности в задачи исследования входила проверка гипотезы о положительной связи между продуктивными расходами и темпами роста ВВП, а также гипотезы об отрицательной связи между искажающими налогами и темпами роста ВВП.

    Для достижения первой цели авторами были проведены оценки эффективности  бюджетно-налоговой политики с точки зрения ее влияния на экономический рост на основании соответствующих положений теории эндогенного роста. В частности была использована классификация бюджета, предложенная в работах Барро по анализу взаимосвязи бюджета и экономического роста, предполагающая выделение искажающих/ неискажающих доходов и продуктивных/непродуктивных расходов. Была проведена адаптация указанной классификации для российских условий.

    Из-за отсутствия данных по исполнению бюджета  РФ в необходимой для наших  целей степени детализации до 1997 г. временные рамки исследования были ограничены периодом 1997-2005 гг. В качестве критерия эффективности проведения бюджетно-налоговой политики рассматривалась структура продуктивных/ непродуктивных расходов и искажающих/неискажающих доходов бюджета. Были сделаны следующие выводы. В целом эффективность проводимой бюджетно-налоговой политики с точки зрения ее влияния на экономический рост за рассматриваемый период возросла. Так с одной стороны доля продуктивных расходов бюджета демонстрировала положительную динамику на протяжении всего анализируемого временного периода. С другой стороны доля искажающих налогов в доходах бюджета существенно снижалась до 2000 г., а в последние годы указанная доля практически не менялась.

    Кроме качественной картины эффективности проводимой бюджетно-налоговой политики с точки зрения теории эндогенного роста в работе были проведен анализ непосредственного влияния структуры доходной и расходной части бюджета расширенного правительства. Другими словами, на основе эмпирических данных была проверена связь между темпами роста экономики России и структурой доходов и расходов бюджета, сгруппированных в соответствии с упомянутой выше классификацией. Результаты регрессионного анализа позволяют сделать вывод о возможности применения основных выводов теории эндогенного роста в части влияния фискальной политики на экономическое развитие. Так, в работе были получены статистически значимые результаты положительного влияния объема продуктивных расходов на темпы роста экономики, а также отрицательного влияния объема искажающих налогов на экономический рост. Таким образом, можно рекомендовать к использованию основные положения теории эндогенного роста в части влияния бюджетно-налоговой политики на экономическое развитие при разработке и проведении экономической политики в России. 

 

Заключение

 

      Налоговая политика - наиболее активный рычаг  государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

      С самого начала построения налоговой  системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

      Основной  целью российской налоговой политики была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

      Основной  недостаток налоговой политики России состоит в том, что она ориентирована  на устранение дефицитности бюджета  изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

      Налоговая политика должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

      Реформирование  действующей налоговой системы  должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых  условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

 

Список литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) // Справочная система Гарант
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Справочная система Гарант
  3. Акуленок Д. Н. Налоговый портфельное. - М.: Сомитек, 2003.
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2003.
  5. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы//Финансы. - 2005. - №2. - С.22-26.
  6. Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  7. Евстигнеев Н. Н. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М.-2004.
  8. Игнатов Р. В. Налоговая система. - Спб.: Нева, 2004.
  9. Ильин А.В. Российская налоговая система//Финансы, 2005. - №1. - С. 31-34.      Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах.// Финансы. - 2004. - №7. - С.21-25.
  10. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.-2005.- N 1с.6
  11. Задорнов М.М. «Бюджет жесткий, но реальный»// Финансы.- 2006.- N 3с.3
  12. Ивантер А. «На пол пути к оживлению» // Эксперт – 2006. - №46.с.10
  13. Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг.», «Вопросы экономики» №2, 2004
  14. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист» №1, 2006
  15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ,2005
  16. «Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики», «Банковское дело» №6, 2007
  17. Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс- Академия», 2005 год
  18. Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С,2005 г
ФИНАНСОВАЯ  АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РФ
ОТЗЫВ

на  курсовую работу студента 

Факультет: Открытого образования Группа: 09102 ДФ-02     

Ф.И.О. студента: ФЕОФАНОВОЙ Светланы Евгеньевны

Тема: «Фискальная политика государства» 

Качественные  характеристики работы Макс. балл Факт. балл
I. Оценка  работы по формальным критериям: 30  
1. Соблюдение  сроков сдачи работы по этапам написания 4  
2. Внешний вид  работы и правильность оформления титульного листа 2  
3. Наличие правильно  оформленного плана, в том числе: 6  
 
  • наличие внутренней рубрикации глав и параграфов
2  
 
  • указание  страниц в плане работы и их нумерация в тексте
2  
4. Правильность  цитирования, в том числе: 10  
 
  •  наличие  в тексте сносок и гиперссылок
2  
 
  •  правильность  оформления списка литературы
4  
 
  •  использование  иностранной литературы в тексте  работы и в списке литературы
3  
5. Наглядность и  качество иллюстративного материала, 8  
  в том числе  наличие и качество приложений  4  
II. Оценка  работы по содержанию: 70  
1. Качество введения, в том числе: 12  
 
  •  актуальность  проблематики
4  
 
  •  указание  задач исследования
3  
 
  •  указание  методов исследования
2  
2. Логическая  структура работы, в том числе:
  • отражение структуры работы в плане
10

2

 
 
  •  глубина  рубрикации
  • сбалансированность разделов
2

2

 
 
  •  логическая  связь между разделами
3  
3. Соответствие  содержания работы заявленной теме 3  
4. Соответствие  содержания разделов их названию 2  
5. Степень самостоятельности  в изложении 13  
6. Наличие элементов  научной новизны 3  
7. Практическая  ценность работы, 5  
  в том числе  связь работы с российской проблематикой    
8. Умение делать выводы 10  
9. Качество заключения 7  
10. Знание новейшей литературы 5  
III. Наличие ошибок принципиального характера   –35  
 

Предварительная оценка за курсовую работу_______________________________________

«____»_____________200___г.   Преподаватель ___________________ (Ф.И.О., подпись)

Информация о работе Фискальная политика государства