Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении сущности фискальной политики, ее роль в регулировании экономики.
Прежде чем начать работу поставим необходимые задачи для достижения цели. Для достижения цели в данной курсовой работе необходимо выполнить следующие задачи, которые сводятся к изучению и анализу:
•сущности фискальной политики, ее целей;
•видов и инструментов фискальной политики;
•роли фискальной политики в экономическом регулировании.
Введение 3
1. Теоретические аспекты фискальной политики 5
1.1 Фискальная политика 5
1.2 Цели фискальной политики 7
1.3 Виды фискальной политики 8
1.3.1. Дискреционная фискальная политика 8
1.3.2. Экспансионистская фискальная политика 9
1.3.3 Рестрикционная фискальная политика 10
1.3.4 Автоматическая фискальная политика 10
2. Анализ влияния фискальной политики РФ на государственный бюджет 12
Заключение 26
Список литературы 28
Налогово-бюджетная политика подразделяется на два вида: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).
Дискреционная
налогово-бюджетная политика - это
сознательное манипулирование
Все эти меры оказывают
Итак,
дискреционная стимулирующая
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.[3, стр. 67]
Сдерживающая
бюджетно-налоговая политика (фискальная
рестрикция) имеет своей целью
ограничение циклического подъема
экономики и предполагает снижение
госрасходов G, увеличение налогов Т или
комбинирование этих мер. В краткосрочной
перспективе эти меры позволяют снизить
инфляцию спроса ценой роста безработицы
и спада производства. В более долгом периоде
растущий налоговый клин может послужить
основой для спада совокупного предложения
и развертывания механизма стагфляции,
особенно в том случае, когда сокращение
государственных расходов осуществляется
пропорционально по всем статьям бюджета
и не создается приоритетов в пользу государственных
инвестиций в инфраструктуру рынка труда.
Затяжная стагфляция на фоне неэффективного
управления государственными расходами
создает предпосылки для разрушения экономического
потенциала, что нередко встречается в
экономиках переходного периода, в том
числе и в России.[4, стр. 112]
Недискреционная
налогово-бюджетная политика - это
автоматические изменения в уровне налоговых
поступлений, независимые от принятия
решений правительством. Ведь законодательный
орган определяет только ставки налогов,
а не размер налоговых поступлений. Автоматическая
налогово-бюджетная политика является
результатом действия автоматических,
или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов
в экономике, которые уменьшают реакцию
реального ВВП на изменения совокупного
спроса. Главные из них - пособия по безработице
и прогрессивное налогообложение. На рис.1.
можно увидеть механизм действия такого
встроенного стабилизатора, как прогрессивное
налогообложение.
Рис.
1. Налоговое бремя и встроенные стабилизаторы.
Наклон ломаной кривой Т на каждом из ее участков зависит от ставки налога (t). Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле: Y * t = Т. Например, если доход (Y) составляет 500 млрд. долл., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд. долл. При более высоком уровне дохода повышается и налоговая ставка и кривая Т становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается и кривая Т принимает более пологий вид.
По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодательной властью на определенный период). В целом подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.
Напротив, во время бума (подъема) в экономике налоговые поступления автоматически возрастают - все из-за той же прогрессивности налогообложения. Налоговый пресс усиливается, и тем самым сдерживается экономический подъем. Да и автоматически уменьшаются пособия по безработице. Следовательно, «размах качелей» (то есть колебаний совокупного спроса), как и в случае со спадом, оказывается меньшим. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетные профициты бороться с перегревом экономики, с инфляцией.
Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискреционной, или автоматической, налогово-бюджетной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики западных стран.[6, стр. 86]
И все-таки надо подчеркнуть, что встроенные
стабилизаторы не могут вообще на 100% предотвратить
нежелательные колебания совокупного
спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону
повышения). Но они способны уменьшить
размах колебаний, по некоторым оценкам,
приблизительно на 1/3.
Так как основным показателем эффективности применения фискальной политики является государственный бюджет, то стоит рассмотреть влияние различных инструментов фискальной политики на этот показатель.
Сделав необходимые комментарии, перейдем, собственно, к классификации доходов бюджета по признаку искажающих – неискажающих налогов. Подробная классификация искажающих и неискажающих налогов приведена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация доходов
Теоретическая классификация | Бюджетная классификация |
Неискажающие доходы | Налог на добавленную
стоимость (внутренние товары);
Акцизы (внутренние товары); Прочие налоги на товары и услуги; Налог на совокупный доход; Платежи за пользование природными ресурсами; Экспортные пошлины; Доходы бюджетных фондов; Доходы внебюджетных (несоциальных) фондов характера |
Искажающие доходы | Налог на доходы
физических лиц;
Налог на прибыль организаций; Налоги на фонд оплаты труда, Прочие налоги на доход; Налоги на имущество; Доходы внебюджетные социальных фондов. |
Прочие доходы | Импортные пошлины;
Налог на добавленную стоимость на импортируемые товары; Акцизы на импортируемые товары; Прочие налоги; Неналоговые доходы. |
На графике (рис. 2) представлена динамика структуры доходов бюджета в разрезе искажающих/неискажающих налогов, в процентах в суммарным доходам бюджета расширенного правительства.
Рисунок 2. Динамика структуры доходов бюджета в разрезе искажающих/неискажающих налогов, в % в суммарным доходам.
В целом можно отметить, что доля искажающих налогов равномерно сокращалась с уровня 55% до 42% от общих доходов на протяжении 2000-2005 годов. Начиная с 2001 г. указанный показатель колебался около значения 42-44%. Анализируя структуру искажающих налогов можно отметить, что наибольшие колебания продемонстрировал налог на прибыль предприятий. При этом в поведении этого налога прослеживается три периода. Первый период охватывал временной отрезок с 1999 г. До 2000 г. на протяжении которого доля налога последовательно снижалась. Основной причиной этого являлось общее снижение экономической активности и экономический кризис 1999 г. Начиная с 2000 г. одновременно с возобновлением экономического роста финансовое состояние предприятий улучшилось, и за три года доля налога на прибыль выросла в полтора раза. В 2001 г. произошло существенное реформирование налогообложения прибыли. Ставка налога была снижена с 35% до 24%, одновременно был сокращен ряд льгот, в частности 50% льгота на инвестиционные расходы. В результате доля налога на прибыль в доходах бюджета снизилась до минимума.
Обратная
ситуация наблюдалась в области
налогообложения доходов
В таблице 2 представлена общая доля искажающих налогов в общем объеме бюджета расширенного правительства в России, кроме того выделены основные виды этих налогов. Как мы уже отмечали выше основными составляющими данных налогов являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций и совокупные взносы в фонды социального обеспечения (в настоящее время в РФ действуют Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования. До 2001 г. функционировал также фонд занятости).
Таблица 2.
Доля искажающих налогов в суммарных доходах бюджета РФ, в %.
Искажающие налоги, из них: | Налог на прибыль организаций | НДФЛ | Социальные платежи и взносы | |
1997 | 54,6 | 21,6 | 6,7 | 22,2 |
1998 | 51,2 | 13,4 | 7,8 | 23,5 |
1999 | 49,1 | 11,2 | 8,3 | 23,2 |
2000 | 47,7 | 10,9 | 8,0 | 23,6 |
2001 | 44,9 | 13,3 | 7,1 | 21,2 |
2002 | 42,4 | 14,2 | 6,2 | 19,7 |
2003 | 44,1 | 15,0 | 7,4 | 19,0 |
2004 | 42,7 | 11,2 | 8,7 | 20,7 |
2005 | 43,8 | 10,7 | 9,3 | 21,0 |
Источник: Министерство Финансов РФ
Теперь
рассмотрим результаты регрессионного
анализа взаимосвязи между
GDPGR = 56.33 - 1.15*DIST
(4.46) (-4.
Adjusted R-squared = 0.68
Durbin-Watson stat = 2.61
В скобках указано значение t-статистики