Фирма. Жизненный цикл фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность, где ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и типы фирм 5
1.1.Понятие фирмы, ее отличительные черты 5
1.2.Типы фирм 8
2. Жизненный цикл фирмы 17
2.1.Возникновение фирмы 17
2.2.Становление фирмы 21
2.3.Развитие фирмы 22
2.4.Умирание фирмы (или переход в новое качество) 25
2.5.Фаза жизненного цикла - динамика производства 26
3.Цели и стратегии фирм в современной экономике 29
Заключение 32
Список используемой литературы: 34

Работа содержит 1 файл

жизненный цикл фирмы_курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

В данном разделе нас  интересует общая постановка проблемы и общий подход к ее решению. Принципиальным в этой связи представляется, что «основной строительный материал» организаций, переходящих в новое качество (развивающихся), - это капитал. Необходимое уточнение - собственный капитал, который у современных крупнейших концернов составляет миллиарды долларов, что, безусловно, открывает самые широкие возможности для фирмы.

2.5.Фаза жизненного цикла - динамика производства

Фазы жизненного цикла  фирмы можно описывать и при  помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Не решение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.

Даже самые  успешные фирмы, «живущие» долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их «жизни». Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).

Приведем  пример. В 1992 году крупнейшие компании Запада понесли такие убытки: «General Motors» - 23, 498 млрд. дол., «Ford Motors» - 7,385 млрд. дол., «IBM» - 4,965 млрд. дол., «IRI» (Италия) - 3,811 млрд. дол., «Nissan» (Япония) - 448 млн. дол. (только в 1999 году данная корпорация после нескольких лет убытков приняла решение продать более трети своих акций, французскому концерну «Reno»), «Philips» (Нидерланды) - 511 млн. дол. Но это - элита мирового бизнеса, т. к. перечисленные компании входили в 1992 году в число 30 крупнейших мировых производителей.

Уже в 1994 году данные компании имели следующие прибыли: «General Motors» - 4,9 млрд. дол., «Ford Motors» - 5,3 млрд. дол., «IBM» - 3,0 млрд. дол., «Philips» - 1,168 млрд. дол. Убытки вновь имели «IRI» - 1,095 млрд. дол. и «Nissan» - 1,671 млрд. дол. В настоящий момент все эти компании функционируют, большинство достаточно успешно. Исключение, как уже говорилось, составляет итальянская «IRI», которая по-прежнему опирается на «государственное плечо».

Еще более содержательный материал - списки крупнейших американских компаний, которые составляют основу для расчета индекса “Доу - Джонса” (30 наиболее успешных на данный момент компаний) за последние 100 лет.

В списке 1996 года не было ни одной компании, которая бы присутствовала в нем до этого года в течение ста предыдущих лет. По убыванию срока пребывания (в годах):

  1. General Electric - 93,
  2. Texas Co. - 79,
  3. Westinghouse Electric - 75,
  4. General Motors - 72 ...

 

3.Цели и стратегии фирм в современной экономике

Цель жизнедеятельности  фирмы реализуется в ее стратегии. Стратегия понимается в широком смысле, т.е. как сознательное, целенаправленное поведение фирмы и в краткосрочном и в долгосрочном периодах. Формируя стратегию, фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь поведение своих конкурентов, а также спрос и действия правительства. Фирма активно воздействует на спрос, формируя потребительские предпочтения. Фирма воздействует на правительство, добиваясь желаемого регулирования налогообложения, таможенных пошлин и квот, выделения субсидий, принятия антимонопольных законов и исключений из них. Фирма становится активным участником формирования отраслевой, микроэкономической, а зачастую и макроэкономической политики государства. В данном случае параметры поведения фирмы - цена, качество и количество выпускаемого товара, закупки ресурсов, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчика и - выступают как факторы стратегического поведения фирмы, с помощью которых она реализует свои цели.

Всякая предпринимательская  деятельность имеет своей целью  получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:

  1. деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;
  2. фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление  о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы  является получение максимальной прибыли, было бы не совсем правильным.

Многообразием возможных положений отдельных  фирм на рынке определяется различная  нацеленность их функционирования. Это  может быть желание выжить при  определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Существуют  подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров.

Предполагается, что фирма стремится функционировать  на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск - реакция на невыполнение тех или  иных целевых установок для внутрифирменных  подразделений; исследовательский  поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере  взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический - связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли).

В самом общем  плане цели деятельности фирмы представлены в таблице №1, в зависимости от типа общественной группы.

 

 

 

Таблица №1

Цели фирмы.

Общественная группа

Ожидаемые результаты деятельности фирмы

Общество в целом

Экономический рост

Поступления от налогов

Уравнивание власти

Уравнивание доходов

Сохранение окружающей среды и природных ресурсов

Местная община

Благосостояние общины

Рост доходов

Держатели акций

Рост стоимости акций

Кредиторы

Стабильность доходов и возврат кредита в оговоренные сроки

Потребители

Справедливые цены

Обеспечение выбора

Удовлетворение потребностей

Управляющие

Рост доходов

Профессиональный интерес

Работники наемного труда

Занятость

Уровень оплаты

Условия труда и отдыха

Удовлетворение от работы


 

Создание фирмы тесно  связано с предпринимательской  деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или  менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального  уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной, правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.

 

Заключение

Подводя итоги вышеизложенного,  можно сделать следующие выводы.

Фирма, как субъект  рыночных отношений, является ключевым звеном. Это объясняется тем, что  в современной экономике фирмы  производят основной объем товаров и услуг. Функционирование фирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские способности -  это экономический ресурс, в состав которого следует включать, прежде всего,  предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

Фирмы представляют собой  самостоятельные, хозяйственные  единицы, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, и прежде всего за счет максимизации прибыли.

Фирмы, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру  деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу. Для фирм в рыночной экономике характерно множество форм собственности. Наиболее развитой формой является АО и ООО, наиболее устойчивое – полное товарищество, наиболее безопасной – коммандитное товарищество, наиболее замкнутой – ЗАО, наиболее открытой – ОАО.

Фирма  - это реально  существующее, но приходящее и «смертное» образование, которое функционирует не просто во времени, а в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут «сжиматься» и «растягиваться» в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).

Модель жизненного цикла любой фирмы имеет следующий вид: зарождение и становление организации, развитие, подразумевающее заполнение выбранного рынка, зрелость, заключающаяся в удержании захваченной части рынка, и старение, сопровождающееся вытеснением с рынка конкурентами или исчезновением рынка. Кривая жизненного цикла  характеризует основную тенденцию изменений (исторического развития) фирмы. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития фирмы, совершенствовании ее структуры и системы управления.

Основными факторами, влияющими  на средний срок жизни  фирмы являются: размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие.

Единой стратегии для  всех фирм не существует. Каждая фирма  уникальна в своем роде, поэтому  и процесс выработки стратегии  для каждой фирмы свой, т.к. зависит  от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.  

 

Список  используемой литературы:

  1. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
  2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е издание перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2005. – 672 с.
  3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005. – 576 с.
  4. Добрынина А.И. Экономическая теория.  - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Питер-Ком, 1999. - 544с
  5. Экономика предприятия: Учебник для вузов/под ред. профессора В.Я.Горфинкеля, профессора В.А.Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.-718с.
  6. Глухов В.В.  Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие.-С.-Пб.: Специальная литература, 1995.
  7. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 1996.- 224с.
  8. Акулов В.Б. «Теория организации», Петрозаводск 2002г.
  9. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: Инфра-М, 2001г.

Казань, 2009г.

 


Информация о работе Фирма. Жизненный цикл фирмы