Фирма. Жизненный цикл фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность, где ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и типы фирм 5
1.1.Понятие фирмы, ее отличительные черты 5
1.2.Типы фирм 8
2. Жизненный цикл фирмы 17
2.1.Возникновение фирмы 17
2.2.Становление фирмы 21
2.3.Развитие фирмы 22
2.4.Умирание фирмы (или переход в новое качество) 25
2.5.Фаза жизненного цикла - динамика производства 26
3.Цели и стратегии фирм в современной экономике 29
Заключение 32
Список используемой литературы: 34

Работа содержит 1 файл

жизненный цикл фирмы_курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 

 

Институт экономики, управления и права (г.Казань)

Экономический факультет

 

Кафедра «Экономической теории»

 

 

 

 

 

 

 «Фирма. Жизненный цикл фирмы»

(Курсовая работа)

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1-го курса

Горбунов Дмитрий Иванович


 

Рецензент:

к.э.н., ст. преподаватель

Сергеев Дмитрий Алексеевич


Оглавление

 

 

Введение

 

На протяжении последних  полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность, где ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В условиях рыночных отношений  центр экономической  деятельности перемещается  к основному  звену всей экономики – фирме. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Именно на  уровне фирмы создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент. Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночных отношений выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Поведение фирмы на рынке  имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников  фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Почему существуют фирмы, каковы ее типы, что определяет число фирм и их специализацию? Основываясь на мировой опыт и примеры развитых стран, можно прийти к выводу,  что большинство людей в этих странах заняты в фирмах, что большая часть производства осуществляется фирмами, и эффективность всей экономической системы в очень большой степени  зависит от того, что происходит внутри этих экономических молекул.

Цель данной курсовой работы заключается в попытке объяснить сущность фирмы и рассмотреть различные ее типы. Аргументировать целесообразность применения модели жизненных циклов, как инструмента управления изменениями на предприятиях и провести анализ различных видов жизненных циклов, исследовав их взаимосвязи на соответствующих уровнях управления экономикой. Определить  роль фирмы как субъекта современной экономики, а также выявить основные аспекты взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами, ее цели  и стратегии в современной рыночной экономике.

Первая глава посвящена  рассмотрению фирмы как одного из инструментов реализации рыночной экономики, а также описанию различных типов фирмы. Во второй - проводится анализ различных  видов жизненных циклов и исследование их взаимосвязи  на соответствующих уровнях управления экономикой. В третьей главе рассматриваются цели и стратегии фирм в современной экономике, в соответствии с которыми организованы и функционируют практически все современные предприятия в условиях рыночной экономики.

 

1.Сущность и типы фирм

1.1.Понятие фирмы, ее отличительные черты

В микроэкономическом анализе  главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. В экономической теории термины «фирма» и «предприятие» рассматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предприятий, но тогда они будут выступать как составные части этой фирмы.

Фирма как один из основных институтов современной экономической  системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом.

Фирма - это институциональное  образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую и иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственником. Существуют государственные и частные фирмы. Предпринимательская фирма - фирма, находящаяся в собственности предпринимателя, который покупает на рынке все необходимые факторы производства. Естественно, целью такой фирмы является максимизация прибыли собственника, - остаточного дохода после осуществления всех платежей владельцам факторов. Основные формы организации бизнеса в современной рыночной экономике - это корпорация (акционерное общество), индивидуальная фирма и товарищество.

Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов состоит в том, что она:

    • представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу; 
    • является самостоятельным юридически независимым экономическим агентом;
    • выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг. Фирма служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования;
    • существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками - прибыли. Прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы - либо как главная цель, либо как один из значимых критериев ее поведения.

Таким образом, характерными чертами фирмы являются: организационное и технико-производственное единство, экономическая обособленность и экономическая самостоятельность. Первое означает, что хозяйственная деятельность фирмы осуществляется коллективом работников, связанных разделением и кооперацией труда, едиными экономическими интересами. Суть второго в том, что фирма свою хозяйственную деятельность осуществляет, используя комплекс средств производства, составляющий единую технологию.

Экономическая обособленность - это обособление ресурсов фирмы и их самостоятельное движение в процессе воспроизводства; возмещение затрат на производственно-хозяйственную деятельность за счет собственных средств фирмы; наличие локальной цели хозяйствования, отличительной от целей звеньев экономики и общества в целом. Экономическая самостоятельность - это возможность определять, что производить, как и для кого. Уровень экономической самостоятельности зависит от его места в системе отношений собственности, какие функции присвоения (владение, распоряжение, пользование) реализуют субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на данной фирме.

Существуют три основных подхода к определению фирмы, каждый из которых ставит во главу угла разные стороны деятельности фирмы.

Так как роль фирм в  экономике состоит в производстве товаров и услуг, технологический  подход к фирме является одним  из центральных в теории рынков. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском (МЭВ) для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста монопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).

Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной  фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов), с другой.

Согласно контрактной  концепции, фирма представляет собой  совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются формальными договорами - контрактами.

Фирма, представляя собой  совокупность внутренних и внешних  контрактов, сталкивается с двумя  типами затрат на обеспечение их выполнения. Это трансакционные издержки (от слова  «трансакция» - сделка, операция, контракт) и издержки контроля. Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов, в противоположность затратам, связанным с внутренними контрактами - издержками контроля. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.

Необходимо отметить, что фирма не только подчиняется  экономическим отношениям, но и сама формирует их. Точка зрения на фирму  как на активный субъект рынка составляет основу стратегического подхода к фирме.

1.2.Типы фирм

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенным являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности  фирмы подразделяются на:

  • частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, в которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая).
  • Государственные - это чисто государственные фирмы, в которых капитал и управление принадлежат государству.

По размерам фирмы  делятся на малые, средние и крупные.

Формы предпринимательства  можно подразделить на организационно – правовые и организационно – экономические.

В числе организационно – правового разделения  различают следующие виды фирм:

  1. хозяйственные товарищества и общества;
  2. производственные кооперативы;
  3. государственные и муниципальные  унитарные предприятия;
  4. некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);
  5. индивидуальные предприниматели.

Остановимся более подробно на  каждом из названных видов  фирм.

  1. Хозяйственные товарищества и общества

Рассмотрим, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий (фирм).

Товарищество, представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае,  когда в организации фирмы решают принять участия два или более партнера. Важное преимущество товарищества  - возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри фирмы на основе знаний  и умений каждого  из партнеров.

Подобно единоличному (частному) владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается  письменное соглашение, причем бюрократические  процедуры необременительны

Недостатки данной организационно – правовой формы в том, что каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже  если они не согласны с этими действиями. Еще одним недостатком является то, что срок деятельности партнерства непредсказуем. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.

Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищества (товарищество с ограниченной ответственностью)

Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ним и договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществам.

Управление деятельностью  полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как  правило, каждый участник полного товарищества солидарно несет субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, то есть всем своим имуществом,  включая личное. 

Информация о работе Фирма. Жизненный цикл фирмы