Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:11, курсовая работа
Целью данной работы является определить какие организационно-правовые виды фирм являются наиболее успешными на сегодняшний день в России и провести их характеристический обзор. Для определения роли фирм как одного из базовых субъектов современной экономики рассмотреть, какие формы организации фирм существуют, выяснить их цели и задачи, провести анализ научно-экономической литературы, сравнить различное многообразие видов фирм в современной экономике.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Фирма. Структура, цели и задачи …..…………………………… 4
1.1. Понятия цели и функции фирмы …………………………………….. 4
1.2. Цели создания фирмы ………………….……………………………… 7
1.3. Концепции теории фирмы…………………………………………….. 8
1.3.1. Технологическая концепция………………………………… 8
1.3.2. Менеджеристская концепция…………………………………. 9
1.3.3. Институциональная теория фирмы…………………………... 10
1.3.4. Эволюционная концепция фирмы…………………………… 10
1.3.5. Теория игр……………………………………………………… 10
1.4. Система ценностей фирмы…………………………………………… 11
Глава 2. Организационные формы фирм … ………………………………. 12
2.1. Организационно правовая форма………………………………………. 12
2.1.1. Хозяйственные товарищества и общества……………………. 13
2.1.2. Производственные кооперативы………………………………..16
2.1.3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия..17
2.1.4. Некоммерческие организации…………………………………..17
2.1.5. Индивидуальный предприниматель или ПБОЮЛ…………… 18
2.2.Организационно – экономическая форма……………………………….19
2.2.1. Классификация по формам собственности…………………….19
2.2.2.Классификация фирм по виду и характеру деятельности……..22
2.2.3. Классификация фирм по капиталу и контролю……………......23
2.2.4. Классификация фирм по сфере деятельности………………….24
Глава 3. Преимущества некоторых форм создания фирм ………………….25
3.1. Сравнение ООО и ЗАО………………………………………………….. 25
3.2. Сравнение ИП и юридического лица (ООО и ЗАО)…………………… 26
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 30
И так далее.
Если владелец фирмы или нанятые им управляющие решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточно не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцам прибыли.
Такова логика деятельности фирмы в рыночной экономике (независимо от того, являются ли они частными или государственными). В командной системе нет фирм, принадлежащих частным лицам: здесь существует только государственные предприятия, все аспекты, деятельности которых предопределяются заданиями Госплана или министерств. Выполнение этих заданий становится главной целью предприятия (именно за это поощряются и руководство предприятия, и его персонал), а прибыль превращается в нечто сугубо второстепенное.
С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, соединяя факторы производства, решают задачи производства более рационально, чем отдельный человек.
Кроме того производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.
1.3. Концепции теории фирмы
Следует отметить, что в экономической теории существует несколько фундаментальных и прикладных концепций теории фирмы.
1.3.1. Технологическая концепция
Согласно классикам английской политической экономии А. Смиту и Д. Рикардо фирма рассматривается как определенный шаг на пути технического прогресса человечества, обеспечивающего рост производительности труда. Хорошо известен пример А.Смита с «булавочной мануфактурой». До тех пор, пока булавки производились одним человеком с начала и до конца (индивидуальное производство), производительность труда была невысокой. С возникновением разделения труда, на котором базируется организация мануфактурного производства, «сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций...», и производительность мануфактуры составила более двенадцати фунтов булавок в день.
Исследование природы фирмы в классической традиции продолжил А.Маршалл. Прежде всего, он ввел понятие «организация производства» как особый фактор, обеспечивающий рост производительности труда в обществе. Развивая концепцию Смита о роли разделения труда и специализации как основы фирмы, Маршалл приводит новые аргументы в пользу значимости машинного производства как стимула бурного развития фирмы — организации, занимающейся крупномасштабным производством. Маршалл
продолжает развивать технологи
Анализируя различные формы организации производства, Маршалл ставит своей целью показать управленческую структуру разных форм бизнеса. Таким образом, он отходит от сугубо теоретического анализа фирмы в сторону науки об управлении. Такой управленческий подход позволяет Маршаллу выделить специфическую черту фирмы, а именно: предпринимательские способности как ресурс производства. Под предпринимательскими способностями Маршалл понимает склонность человека к поиску новых вариантов производства и организации производства, к определенному риску в осуществлении неизвестных.
Продолжение и развитие классической теории фирмы наблюдается у Дж. Хикса. У Хикса проявляется наиболее отчетливо представление о том, что теория фирмы - это теория капитала, его формирования и распределения.
Следует особо отметить вклад в неоклассическую теорию фирмы Джоан Робинсон. Робинсон анализирует главным образом фирму, действующую в условиях несовершенной конкуренции, что расширяет возможности анализа по сравнению со случаем чисто конкурентного рынка и позволяет выявить новые характеристики фирмы как экономического агента. Робинсон признает многообразие поведенческой активности фирм. Это не только конкуренция и монополия, как считалось до этого, но и разные другие варианты рыночной власти - конкуренция между производителями дифференцированного продукта и ценовая дискриминация. С тех пор утверждается представление о том, что конкуренция может существовать и при наличии у фирм рыночной власти, что собственно и означает термин "несовершенная конкуренция".
Продолжает традицию Робинсон в исследовании разнообразия типов поведения фирмы Э. Чемберлин(монополистическая конкуренция).
К сторонникам неоклассической теории фирмы можно отнести Йозефа Шумпетера.
1.3.2. Менеджеристская концепция
Вильям Баумоль рассматривал менеджеральную теорию фирмы. Эта концепция исходит из предпосылок, что:
. оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;
. цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.
Более высокие темпы роста, как показывает Робин Маррис достигаются фирмой, управляемой менеджерами, за счет и в ущерб совокупной прибыли.
В классическом и неоклассическом направлениях фирма трактовалась как неотъемлемая часть рынка, как элемент его структуры. Таким образом, технологическая концепция не делала выбора между фирмой и рынком, и то и другое - это равноправные стороны действительности.
1.3.3. Институциональная теория фирмы
Согласно институциональной
концепции, фирма противопоставляется
рынку как внутреннее производство
внешнему. В институциональной теории
фирма рассматривается как
Согласно Р. Коузу, основная причина, по которой в экономике существуют фирмы, - это наличие и величина трансакционных издержек, так что фирма существует для минимизации трансакционных издержек - издержек по осуществлению деловых операций.
Вильямсон выдвигает концепцию "иерархической фирмы" -консервативной организации, закрепившейся на каком-либо участке товарного рынка (отрасли) и продолжающую эксплуатировать старые преимущества путем инвестиций в минимизацию издержек.
1.3.4. Эволюционная концепция фирмы
1.3.5. Теория игр
Теория игр принимает наличие фирм как некую данность, с которой приходится иметь дело, и исходит из того, что в эпоху всеобщей зависимости фирмы ведут себя стратегически. Это новое положение, отличающее теорию игр и от технологической, и от институциональной парадигмы.
Стратегическое поведение означает, что каждая фирма, принимая то или иное решение, знает, что ее действия могут отразиться на том, какой вариант выберет конкурент и партнер. Поэтому и действует соответствующим образом, проигрывая вначале разные результаты развития ситуации.
1.4. Система ценностей на фирме
Чтобы избежать убытков и упадка фирмы необходимо создать систему ценностей на фирме, которые будут, является функциями фирмы.
Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности, такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции. При этом особое место отводится созданию фирмой определенной ценности для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности.
Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.
Основной инструмент фирмы в создании системы ценностей – это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использование конкурентного преимущества предприятия.
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, прежде всего за счет максимализации прибыли. Цель максимализации денежной прибыли является, безусловно, определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует, достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.
В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимализация валовой выручки:
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденции развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИРМ
2.1. Организационно - правовая форма
Фирма является, самостоятельным субъектом, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений. Но любое решение, касающееся деятельности фирмы, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды.
Внутренняя среда фирмы – это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.
Внешняя среда фирмы – это экономическая, правовая и социальная среда, в которой фирма работает, являясь частью национального хозяйства. Внешняя среда фирмы может быть схематически представлена следующим образом:
Рынки Государственное Рынки
ресурсов регулирование продукции
ФИРМА
Макроэкономическая
ситуация
Предпринимательский сектор
национального хозяйства обычно
насчитывает огромное количество фирм,
которые для целей
В числе организационно-правовой формы различают следующие виды предприятий:
2.1.1. Хозяйственные товарищества и общества
Рассмотрим прежде всего хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий(фирм).
Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участия два или более партнера. Важное преимущество товарищества - возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно – правовой формы в том, что каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.