Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:45, реферат
Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.
Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).
1. Финансы в рыночной экономике ……………………………….……….3
1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике …………………….….3
1.2. Сущность и функция финансов ………………………………………….4
1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой……………………………………………………………………..…6
2. Денежная система и механизмы денежного обращения ………..…..12
2.1. Денежные потоки в экономике ………………………………….….….12
2.2. Координационный центр СДС - декларация соответствия продуктов. Госрегистрация продукции Способы измерения денежной массы ……..…14
2.3. Виды денежных знаков и их выпуск в обращение ……………………..16
2.4. Механизм наличного и безналичного денежного обращения ………....19
2.5. Курс рубля и порядок его обмена на иностранную валюту…………......32
Заключение…………………………………………………………………...….33
Список используемой литературы……………………………………………..34
На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:
-
зачисление доходов на единый
счет федерального бюджета;
- распределение федеральных регулирующих
налогов;
- возврат излишне уплаченных сумм доходов;
- учет доходов и составление отчетности
о доходах.
Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:
-
разрешение на осуществление
платежа;
- осуществление платежа.
На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.
Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:
-
предоплату счетов;
- взаимозачетные операции;
- товарообменные (бартерные) операции;
- замену долга заемным обязательством
с уплатой процентов;
- задаток;
- банковскую гарантию или поручительство;
- залог;
- цессию, т. е. уступку прав требования;
- факторинг - покупку специализированной
финансовой компанией денежных требований
поставщика к покупателю и их инкассацию;
- учет векселей и др.
Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.
2. Денежная система
и механизмы денежного
Сущность денег определяется их функциями. Деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения, сохранения (накопления) стоимости. Роль денег в экономике велика и многообразна. Для характеристики этой роли следует рассмотреть денежные потоки, существующие в национальной экономике. Для упрощения анализа возьмем несколько моделей экономики, постепенно усложняя их.
Модель экономики № 1 - это простое воспроизводство: потребляется все, что производится, отсутствует расширение производства. Экономика представлена семейными хозяйствами и фирмами, производящими товары и услуги. Семейные хозяйства являются владельцами экономических ресурсов, они поставляют их на рынок и получают плату в виде доходов (прибыль, заработная плата, рента, арендная плата и т.п.), которые в совокупности образуют национальный доход страны. Фирмы закупают ресурсы, вносят плату за них, организуют производство товаров и услуг и реализуют свою продукцию на рынке. Выручка от реализации товаров и услуг идет полностью на возмещение издержек производства и реализацию товаров и услуг. Семейные хозяйства покупают товары и услуги по рыночным ценам. Круг замкнулся.
В кругообороте прослеживаются два встречных потока: поток товаров и поток денег. Причем стоимость товаров и услуг измеряется определенным количеством денег. Эта зависимость выражается уравнением обмена:
MV=PQ,
где M - масса денег в обращении; V - скорость обращения денег; P - уровень цен; Q - объем произведенных товаров и услуг.
Скорость обращения денег зависит от многих факторов: технологии совершения платежей, частоты выплаты заработной платы, издержек удержания денег в качестве актива и др. В масштабе страны произведение PQ образует валовый внутренний продукт. Из уравнения обмена следует, что
M=PQ/V=ВВП/V.
Модель
экономики № 2 - расширенное воспроизводство.
Появляются сбережения, которые инвестируются
в производство. Семейные хозяйства
сберегают денежные средства, которые
вкладывают в производство фирмы. Поэтому
возникает необходимость в
Модель экономики № 3 - экономика с государственным сектором. Государство получает от семейных хозяйств налоги, которые образуют важнейший источник доходов государственного бюджета. Фирмы тоже платят налоги государству, но в данной ситуации в качестве условия предполагалось, что владельцами всех экономических ресурсов являются только семейные хозяйства, поэтому именно они выступают в роли плательщиков налогов. В свою очередь население получает из госбюджета пенсии, пособия и т.п. Расходы государства определяются размерами государственных закупок товаров и услуг. Если расходы превышают доходы и образуется дефицит государственного бюджета, то государство прибегает к займам на финансовом рынке. Основной формой таких займов является выпуск и размещение государственных ценных бумаг.
Рассмотренные выше модели экономики представляют собой замкнутую экономическую систему.
Модель
экономики № 4 - открытая экономическая
система, т.е. система, связанная с
зарубежными странами механизмами
экспорта и импорта товаров и
услуг, финансовыми операциями. Если
экспорт товаров и услуг
В сводном виде систему денежных потоков в экономике, которая характеризует роль денег в кругообороте продуктов и доходов.
Денежная масса представляет собой совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения количества денег применяют специальные денежные показатели - денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке.
Таблица 2.1
Методика исчисления денежных агрегатов в США и РФ
США |
Российская Федерация |
М0 = Наличные деньги у населения + Остатки наличных денег в кассах юридических лиц | |
М1 = М0 + Вклады до востребования + Другие чековые вклады |
М1 = М0 + Средства юридических лиц на расчетных и текущих счетах + Вклады до востребования физических лиц в коммерческих банках |
М2 = М1 + Мелкие срочные вклады (до 100 тыс. долл.) + Бесчековые сберегательные счета + Однодневные соглашения об обратном выкупе и т.п. |
М2 = М1 + Срочные вклады населения в коммерческом банке + Срочные вклады юридических лиц |
М3 = М2 + Крупные срочные вклады + Срочные соглашения об обратном выкупе и др. |
М3 = М2 + Сертификаты коммерческих банков + Облигации свободно обращающихся займов и др. |
L = М3 + Коммерческие бумаги,
казначейские векселя, |
В РФ используются также денежный агрегат М2Х - "широкие деньги", который равен сумме М2 и всей сумме местных депозитов в иностранной валюте.
Использование денежных агрегатов зависит от цели, с которой они рассчитываются. Если нужно определить количество денег, находящихся вне коммерческих банков, то используется показатель М0, для измерения количества платежных средств - М1, для измерения функции денег как средства накопления - М2.
Денежная система - это организация денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством. Она включает в себя следующие элементы:
-
название денежной единицы;
- виды денежных знаков, порядок их выпуска
и характер обеспечения;
- регулирование денежного обращения;
- организация наличного и безналичного
платежных оборотов;
- курс национальной валюты, порядок ее
обмена на иностранную валюту.
Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. В России два вида денежных знаков - банкноты и монеты. поручень купить Их подделка преследуется по закону. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Эмиссия - это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная и безналичная.
Принципы эмиссии:
-
принцип номинала;
- принцип необязательности обеспечения
(не устанавливается официальное соотношение
между рублем и золотом или другими драгоценными
металлами);
- принцип монополии и уникальности (эмиссия
наличных денег, организация их обращения
и изъятия на территории РФ осуществляется
исключительно банком России);
- принцип безусловной обязательности
(рубль является единственным законным
платежным средством на территории РФ);
- принцип неограниченной обмениваемости
(не допускаются какие-либо ограничения
по суммам или субъектам обмена; при обмене
банкнот и монеты на денежные знаки нового
образца срок их изъятия из обращения
не может быть менее одного года и более
пяти лет);
- принцип правового регулирования (решение
о выпуске денег в обращение и изъятие
их из обращения принимает совет директоров
Банка России).
Функции Банка России по эмиссии денег:
-
прогнозирование и организация
производства, перевозки и хранения
банкнот и монеты;
- создание резервных фондов банкнот и
монеты;
- утверждение правил хранения, перевозки
и инкассации наличных денег для кредитных
организаций;
- установление признаков платежеспособности
денежных знаков, порядка замены поврежденных
денежных знаков и их уничтожение;
- определение порядка ведения кассовых
операций.
С 1 января 1998 г. в 1000 раз изменилась нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен. Причины деноминации заключались в необходимости сокращения издержек на печатание денег. К тому же следует добавить и то, что употребление цен со многими нулями вызывало определенные неудобства.
Деноминация денежных знаков была произведена путем постепенной замены денежных знаков через нормальные каналы денежного обращения (банки, места реализации каналов и услуг). Основной принцип деноминации - недопущение каких-либо потерь для владельцев денег. В 1998 г. Банком России выпущены в обращение новые банковские билеты номиналом в 5, 10, 50, 100, 500 руб. и металлические монеты с номиналом в 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5 руб. При этом сохранился прежний внешний вид денежных знаков с нарицательной стоимостью, уменьшенной в 1000 раз.
В пропорции 1000 : 1 пересчитаны все цены на товары и услуги, счета в банках, балансы юридических и физических лиц и другие обязательства и требования в денежной оценке.
Инфляция - это обесценение денег, падение их покупательной способности в результате роста цен. Инфляция вызывается денежными и неденежными факторами, к числу которых относятся:
-
эмиссия наличных денег;
- дефицит государственного бюджета;
- бегство капитала
за рубеж;
- долларизация экономики;
- неплатежи в экономике;
- искусственная нехватка денег в стране;
- использование суррогатов денег;
- низкий курс рубля;
- монополизм в экономике;
- рост издержек
производства вследствие роста
цен на сырье и энергоносители, заработной
платы и т.п.;
- диспропорции в экономике;
- инфляционные ожидания;
- теневая экономика;
- несовершенство налоговой политики.
Соотношение различных факторов, вызывающих инфляцию, характеризуется следующими данными: 45% - инфляционные ожидания, 25% - рост цен на топливо и энергоносители, 20% - рост совокупной денежной массы, 10% - прочие факторы, из них 7% - удорожание сельскохозяйственной продукции [7].
Различают инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек). В современных условиях в России преобладает инфляция издержек.
В нашей стране предпринималось несколько попыток обуздать инфляцию. При этом использовались антиинфляционные механизмы, рекомендованные Международным валютным фондом и успешно прошедшие проверку во многих странах мира. Однако эти механизмы в условиях России не сработали по многим причинам. Одна из причин заключается в том, что эти механизмы предназначались для борьбы с инфляцией спроса, в России же инфляция спроса давно уже переросла винфляцию издержек. Другая причина кроется в уникальности инфляции в РФ, выражающейся в специфике причин ее возникновения: это разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, незащищенность границ России от ближнего и дальнего зарубежья, необходимость подтягивания внутренних цен до уровня мировых и др. Обуздать инфляцию удалось только в 1996 г., когда темп инфляции составил 22% в год, в 1997 г. - 11%, на 1998г. был запланирован темп инфляции 5 - 8%. Снизить темпы инфляции удалось за счет перехода к неинфляционному типу финансирования дефицита государственного бюджета, который включал в себя следующие меры: