Финансовые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:45, реферат

Описание работы

Актуальностью темы исследования является: во-первых, финансовое правовоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований; во-вторых, финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правовоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая является средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства; в-третьих, финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим.

Содержание

Введение 2
1. Сущность финансовых правоотношений 4
2. Виды финансовых правоотношений 9
3. Особенности финансовых правоотношений 14
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 20

Работа содержит 1 файл

фин право 600.docx

— 40.24 Кб (Скачать)

     Кроме того, как субъект финансового  права государство выступает  через специальные управомочные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие его интересы.

     Финансовый  орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений — государственный  орган, хозяйствующий субъект или  гражданин.

     Учреждения  и организации, состоящие на бюджетном  финансировании, также являются участниками  финансовых правоотношений. Субъектами здесь выступают распорядители  кредитов, которые несут ответственность  за правильное расходование бюджетных  средств в меру фактических потребностей, за учет и отчетность расходуемых  по смете средств.

     Субъектами  финансового права являются и  отдельные граждане, физические лица. Основным признаком правосубъектности  гражданина в финансовых правоотношениях  является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или  имущества на территории Российской Федерации). Дополнительными признаками, особенно в налоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство. В зависимости от характера  правоотношения определяются права  и обязанности гражданина как  его субъекта.

     Отношения, возникающие в связи с выпуском, реализацией и погашением государственного займа, регулируются на основе общих  положений финансового права, предусматривающих  добровольное участие гражданина в  качестве кредитора государства.

     Субъектами  правоотношений наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранцы, проживающие и работающие в Российской Федерации или имеющие  на ее территории законом разрешенные  источники доходов, если особыми  соглашениями они не освобождаются  от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами.7

     Основанием  возникновения, изменения и прекращения  финансовых правоотношений являются юридические  факты, т.е. предусмотренные нормами  финансового права действия или  события, вызывающие возникновение, изменение  или прекращение у отдельных  юридических или физических лиц  финансовых прав и обязанностей.

     Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового  нормативного или индивидуального  юридического акта. Таким нормативным  актом в области финансовой деятельности государства является закон о  федеральном бюджете, который принимается  ежегодно. Индивидуальным нормативным  актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости  уплатить какой-либо налог.

     Как событие может рассматриваться  увеличение числа иждивенцев в семье, что сказывается на уменьшении налога на физических лиц, т.е. данное событие  ведет к изменению финансово-правового  отношения.

     Изменение финансовых правоотношений не может  быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи  с изменением предусмотренных в  нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера  бюджетных ассигнований вызывает изменение  данного правоотношения.

     Прекращение финансовых правоотношений наступает  во многих случаях. Наиболее часто встречаются  следующие:

     — погашение финансового обязательства  в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного  платежа).

     — выполнение задания по государственным  доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

     — использование выданных бюджетных  ассигнований;

     — осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам  и т.д.

     Прекращение правоотношений по налогам с населения  происходит по достижении определенного  возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию  и т.д.8

     В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового  права, выделяемых в зависимости  от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут  быть материальными и процессуальными.

     В материальных финансовых правоотношениях  реализуются права и обязанности  субъектов по получению, распределению  и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы  выражены в конкретном размере или  определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

     В процессуальных финансовых правоотношениях  выражается юридическая форма, в  которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

     Между процессуальными и материальными  финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.9

 

  1. Особенности финансовых правоотношений

     Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность:

  • финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований;
  • при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.10

     Урегулированные нормами финансового права отношения  процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение финансовых ресурсов.

     Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает  государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование  и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений — предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.11

     Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические  черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения. Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для финансовых правоотношений. Договор им, как правило, не свойствен. Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.

     Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

     Действия  — это юридические факты, которые  являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.12

     На  основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

     При неисполнении участниками финансовых правоотношений в своих обязанностей возникают правоотношения, связанные  с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную  сумму налогового платежа в государственный  или местный бюджет, прекращение  финансирования при использовании  средств не по целевому назначению и др.).

     События — это обстоятельства, не зависящие  от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма  может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.13

 

     

     Заключение

     При изучении, анализе и исследовании темы «Финансовые правоотношения и  их особенности» мы пришли к нижеследующим  выводам.

     Финансовые  правоотношения — это один из видов  общественных отношений, которые возникают  в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми  нормами.

     Субъектами  финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том  числе иностранные, и лица без  гражданства), юридические лица (и  организации, не наделенные правами  юридического лица), государственные  образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.

     Особенности финансовых правоотношений:

  • они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств;
  • одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

     Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии  четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. К юридическим фактам в финансовом праве относятся:

     1) действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им;

     2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).

Информация о работе Финансовые правоотношения