Финансовые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:45, реферат

Описание работы

Актуальностью темы исследования является: во-первых, финансовое правовоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований; во-вторых, финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правовоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая является средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства; в-третьих, финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим.

Содержание

Введение 2
1. Сущность финансовых правоотношений 4
2. Виды финансовых правоотношений 9
3. Особенности финансовых правоотношений 14
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 20

Работа содержит 1 файл

фин право 600.docx

— 40.24 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

1. Сущность финансовых правоотношений 4

2. Виды финансовых правоотношений 9

3. Особенности финансовых правоотношений 14

Заключение 18

Список использованной литературы и источников 20 

 

     Введение

     Для достижения целей, поставленных государством в процессе финансовой деятельности, необходима правовая урегулированность значительной части возникающих при этом отношений. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

     В настоящее время в науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

     Общим в определениях финансового правоотношения является указание на сферу их возникновения, наличие у его участников соответствующих  юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами финансового  права. Как и любое другое правоотношение, эти отношения возникают между  определёнными субъектами и отличаются многообразием видов. Каждый вид  имеет содержание, раскрывающееся через  соответствующие юридические права  и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, вид  финансового правоотношения имеет  специфические признаки, обусловленные  особенностью сферы их возникновения. Финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями, ибо они возникают только по поводу денежных средств.

     Актуальностью темы исследования является: во-первых, финансовое правовоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований; во-вторых, финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правовоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая является средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства; в-третьих, финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим.

     Данная  контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы и источников.

 

     

  1. Сущность  финансовых правоотношений

     Субъекты  финансового права исполняют  финансовые обязанности и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финансовые правоотношения.

     Финансовое  правоотношения является разновидностью правового отношения, поэтому ему  присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правовоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, а значит, есть результат действия правовой нормы» или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак  подчеркивает, что правоотношение в  своей сущности обусловлено государственной  волей, интересами государства. 
Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования.1

     Во-первых, финансовое правовоотношение возникает  и развивается исключительно  в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных  образований.

     Во-вторых, финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в  связи с чем оно должно рассматриваться  как публично-правовое отношение. Это  определено тем, что финансовое правовоотношение возникает на основе нормы финансового  права, которая, как уже отмечалось, является средством реализации интересов  всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также  интересов самого государства.

     В-третьих, финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим. Е.А. Ровинский отмечал: «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они  являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». Как уже отмечалось, финансовая деятельность государства и муниципальных образований складывается из собственно финансовых и нефинансовых с экономической точки зрения отношений. Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований непосредственно определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений, а точнее, той частью экономических отношений, которая имеет стоимостную форму. В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д. Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по установлению форм мобилизации денежных средств и т.д.), то они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований собственно финансовых отношений в режиме современной экономической ситуации. Так, представительный орган власти утверждает бюджет, закладывая туда те нормативы, которые в той или иной мере, но сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики. Исходя из единства отношений, а значит, и правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований следует, что все они, в сущности, являются отношениями экономическими.2

     Таким образом, финансовые правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

     Субъектами  финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.3

     Финансовое  правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.

     Правовая  урегулированность этих отношений  необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.4

     Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства  возникают также отношения, не нуждающиеся  в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

     Финансовые  правоотношения отличаются тем, что:

     а) они возникают в процессе финансовой деятельности государства;

     б) одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный  орган государственной власти;

     в) они всегда возникают по поводу денег  — денежного платежа в доход  государства, государственного расхода  и т.п.

     Эти три отличительные черты, рассматриваемые  в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

     Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства  и имеют целью наказание правонарушителей, а не формирование фондов денежных средств. Поэтому данные отношения  регулируются не финансовым правом, а  административным.

     В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:

     1) государственно-властный и

     2) имущественный.

     Финансовая  деятельность основывается на государственных  актах. В то же время мобилизация  и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. В связи с этим финансовые правоотношения являются властно-имущественными.

     Властно-имущественный  характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация  и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную  собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с  финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств в доход государства.5

 

  1. Виды  финансовых правоотношений

     Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

     Наиболее  полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы:

  • бюджетные,
  • налоговые,  
  • по поводу организации финансов государственных предприятий,
  • организации страхового дела и т.д.

     Такие виды финансовых правоотношений соответствуют  систематизации норм финансового права  по этому же признаку.

     Во  всех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие  субъекты, а также граждане.

     Государство становится субъектом финансовых правоотношений в том случае, когда оно регулирует финансовые отношения между Российской Федерацией и республиками, между  Федерацией и ее субъектами, между  субъектами РФ и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях  государство выступает в лице высших и местных органов власти, компетенция которых в области  финансов установлена Конституцией РФ и конституциями республик, а  также законодательными и другими  нормативными актами.6

Информация о работе Финансовые правоотношения