Финансовые аспекты корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:05, доклад

Описание работы

Корпоративные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и составляют ее основу. Под термином корпоративные финансы понимается управление движением капитала в рамках определенной компании. Слово «корпоративный» указывает на корпоративную форму правления. Корпоративные финансы - это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных ресурсов предприятий-участников, входящих в корпорацию, и их использованием на выполнение обязательств перед предприятиями - участниками корпорации, финансово-кредитной системы и государством, а также на обеспечение функционирования как отдельных участников, так и корпорации в целом.

Содержание

1. Сущность корпоративных финансов
2. Основные финансовые инструменты корпоративного управления
3. Общие требования и финансовые отчетности корпорации. Консолиди-рованная отчетность.
4. Управление стоимостью и эффективностью компании
5. Управление финансовыми рисками корпорации

Работа содержит 1 файл

Корпоративные финансы.doc

— 216.09 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА ИМЕНИ М. УЛУГБЕКА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Макроэкономическая специальность 
 
 
 
 

«ДОКЛАД» 
 
 
 
 
 
 

    По предмету: «Корпоративное управление»

На тему: «ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ» 
 
 
 
 
 
 

              Выполнили магистранты 1 курса

              Направления «Макроэкономика»:

              Рахманов Б. и Чуйкин И. 
               
               
               
               

Ташкент - 2011

 

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

План:

1. Сущность корпоративных финансов

2. Основные финансовые инструменты корпоративного управления

3. Общие требования и финансовые отчетности корпорации. Консолиди-рованная отчетность.

4. Управление стоимостью и эффективностью компании

5. Управление финансовыми рисками корпорации

    1. Сущность корпоративных финансов

    Корпоративные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и составляют ее основу. Под термином корпоративные финансы понимается управление движением капитала в рамках определенной компании. Слово «корпоративный» указывает на корпоративную форму правления. Корпоративные финансы - это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных ресурсов предприятий-участников, входящих в корпорацию, и их использованием на выполнение обязательств перед предприятиями - участниками корпорации, финансово-кредитной системы и государством, а также на обеспечение функционирования как отдельных участников, так и корпорации в целом.

    Финансовые отношения возникают у корпорации (акционерного общества) со следующими субъектами хозяйствования:

  1. С учредителями - при формировании уставного капитала;
  2. С акционерами - при выплате им процентов и дивидендов по эмиссионным ценным бумагам, а также при выкупе собственных акций с целью их досрочного погашения;
  3. С кредиторами - при погашении займов и обязательств;
  4. С банками - при получении и погашении ссуд и процентов по ним;
  5. С негосударственными финансовыми посредниками, например, со страховщиками, инвестиционными компаниями и фондами, фондовыми биржами - при осуществлении профильных операций;
  6. С дочерними и зависимыми обществами - при возмещении им убытков, причиненных основным обществом и при покупке акций зависимых обществ;
  7. С государством - по налогам и сборам в бюджетную систему, взносам во внебюджетные фонды, при финансировании из бюджета отдельных видов расходов: капитальных вложений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и т.д.

    Капитал корпорации классифицируется по различным признакам1:

  • по принадлежности выделяют: собственный и заемный;
  • по целям использования - производственный, ссудный и спекулятивный;
  • по формам инвестирования - капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного капитала корпорации;
  • по объектам инвестирования - основной и оборотный;
  • по формам собственности - государственный, частный и смешенный;
  • по организационно-правовым формам деятельности различают -акционерный и складочный (паевый);
  • по характеру участия в производственном процессе -функционирующий и нефункционирующий;
  • по характеру использования собственниками - потребляемый и накапливаемый (реинвестируемый);

    * по источникам привлечения - отечественный и иностранный.

    Процесс оптимизации структуры капитала осуществляется в следующей последовательности:

  1. Анализ состава капитала в динамике за ряд периодов (кварталов, лет), а также тенденции изменений его структуры. В процессе анализа рассматриваются такие параметры как коэффициенты финансовой независимости, задолженности, соотношения между долгосрочными и краткосрочными обязательствами. Далее изучаются показатели оборачиваемости и рентабельности активов и собственного капитала.
  2. Оценка основных факторов, определяющих структуру капитала. К ним относятся:
  • отраслевые особенности хозяйственной деятельности;
  • стадия жизненного цикла компании;
  • конъюнктура товарного и финансового рынков;
  • уровень прибыльности текущей деятельности;
  • налоговая нагрузка на компанию;
  • степень концентрации акционерного капитала.

    С учетом перечисленных факторов, управление структурой капитала предполагает решение двух задач:

  • установление оптимальных пропорций использования собственного и заемного капитала;
  • обеспечение в случае необходимости привлечения дополнительного внутреннего или внешнего капитала.
  1. Оптимизация структуры капитала по критерию доходности 
    собственного капитала. Успех управления корпоративными финансами 
    зависит от стратегии и тактики управления самой корпорацией. 
    Финансовая стратегия должна вписываться в общую стратегию 
    корпорации и быть адекватной ей по целям и задачам.
     

 

Рис. 1. Общая стратегия управления корпорацией.

    Развитие корпорации напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и, прежде всего, ее кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание сложных корпоративных структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент должен учитывать следующие принципы финансовой политики:

  • консолидация структурных подразделений корпорации в отношении налогов;
  • создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния и ускорения процесса диверсификации;
  • централизация участия в капитале других предприятий;
  • проведение единой политики и контроля за соблюдением миссии организации в целом.

    2. Основные финансовые инструменты корпоративного управления

    Ключевой ценной бумагой, посредством которой распределяется собственность корпорации, а значит и власть, является акция. Кроме того, акция - не только ключевой инструмент изменения отношений собственности, но и источник инвестиций. Акции могут выпускать только акционерные общества.

    Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении АО и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

    Существует номинальная стоимость акций (первичная стоимость при выпуске акций) и курсовая стоимость акций (определяется под воздействием закона спроса и предложения на рынке ценных бумаг и окончательно формируется на фондовой бирже после котировки).

    Курсовая стоимость зависит от следующих факторов:

  • Категории и типы акций. Обыкновенные акции обычно ценятся на рынке выше, чем привилегированные, так как дают право голоса на общем собрании акционеров.
  • Экономическое состояние акционерного общества и его способность выплачивать дивиденды (для этого рассчитывается показатель «рост стоимости активов общества»).
  • Общая экономическая ситуация в отрасли.
  • Инфляционные тенденции. Чем выше инфляция, тем более возрастает курсовая цена акций.
  • Норма ссудного процента. Покупка акций будет иметь смысл, если доход, полученный от вложений средств окажется не меньше, чем от вложения денег на банковский депозит.

    Градация пакетов акций по степени влияния в корпорации выглядит следующим образом:

  1. Пакет 75% акций + 1 акция дает возможность его владельцу принимать решение по всем ключевым вопросам деятельности акционерного общества (изменение устава, реорганизация и ликвидация общества, заключение любых крупных сделок, т.е. по вопросам, требующим одобрения квалифицированного большинства в % голосов ОСА).
  2. Классический контрольный пакет 50% + 1 акция, позволяет проводить общее собрание акционеров, принимать многие важные решения на общем собрании акционеров, за исключением вопросов связанных с изменением устава, реорганизацией и ликвидацией общества, заключения любых крупных сделок.
  3. Пакет 30% + 1 акция (блокирующий), дает возможность созыва ОСА, взамен не состоявшегося, блокировать все ключевые вопросы, связанные с управлением акционерным обществом (изменение устава, реорганизация и ликвидация общества, заключение любых крупных сделок, т.е. по вопросам, требующим одобрения квалифицированного большинства в % голосов ОСА).
  4. Блокирующий пакет 25% + 1 акция дает все возможности предыдущего пакета, за исключением права требовать созыва нового ОСА взамен несостоявшегося.
  5. Пакет 10% акций позволяет его владельцу требовать созыва внеочередного собрания акционеров, ознакомление со списком участников ОСА, требование проверки финансово-хозяйственной деятельности общества.
  6. Пакет 2% акций позволяет владельцу внести два предложения в повестку дня ОСА и выдвинуть кандидата в совет директоров и в ревизионную комиссию общества.

    7. Пакет 1% акций дает право на ознакомление с информацией, содержащейся в реестре акционеров общества, обратиться в суд с иском к члену совета директоров о возмещении убытков, причиненных обществу его виновными действиями (бездействием).

    3. Общие требования и финансовые отчетности корпорации. Консолидированная отчетность.

    Необходимость составления консолидированной отчетности появляется при создании интегрированной корпоративной структуры, участники которой связаны друг с другом взаимным участием в капитале, либо иным образом. Наличие консолидированной отчетности позволяет повысить финансовую и социально-экономическую управляемость корпоративной структуры, иметь объективную картину деятельности в целом.

    При использования понятия консолидированный учет и отчетность исходят из того, что речь идет об интеграции показателей деятельности хозяйствующих субъектов, содержащихся в:

  • балансе;
  • отчете о прибылях и убытках;
  • отчете о движении фондов.

    Сущность консолидированной отчетности корпорации заключается в том, что она не является отчетностью юридически самостоятельного хозяйствующего субъекта и имеет явно выраженную аналитическую направленность. Цель консолидации отчетности - получить общее представление о деятельности хозяйствующих субъектов в рамках объединения (корпорации). В процессе консолидации исключаются любые внутригрупповые финансово-хозяйственные операции, показываются лишь активы и пассивы, доходы и расходы от операций с третьими лицами.

    Информация финансово-экономического характера необходима:

  • в целях определения роли и места корпорации в экономическом развитии государства и региона, в частности: выявлении степени совпадения интересов республиканских, местных органов управления и корпорации в реализации экономических программ развития.
  • для внутреннего потребления корпорацией с целью выработки общей эффективной корпоративной стратегии развития, повышения управляемости ее участниками, проведения скоординированной финансово-экономической политики.
  • для информирования широкой общественности, существующих и потенциальных инвесторов о деятельности данной корпорации, позволяющей им судить о суммах, времени, рисках, связанных с ожидаемыми доходами, а так же о хозяйственных ресурсах корпорации, ее обязательствах, составе средств и источников, причинах их изменений.

    Таким образом, консолидированная финансовая отчетность содержит информацию, характеризующую деятельность группы хозяйствующих субъектов, действующих в рамках единой экономической стратегии и участвующих в капитале друг друга.

    Для удобства формирования и последующего анализа финансовой отчетности компании, за рубежом была разработана и составлена система стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В России она называется Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Основной целью которых, является структуризация финансовой отчетности, которая позволяла бы сравнивать документацию различных компаний.

    Требования консолидированной отчетности:

  • Периодичность отчетности - финансовые отчеты должны подготавливаться периодически, через равные промежутки времени.
  • Полнота охвата - в свои финансовые документы корпорация должна включать все расходы, осуществление которых было необходимо для получения доходов, указанных в отчетности.
  • Консерватизм - в ситуации, когда неопределенность измерения порождает равновероятные размеры прибыли, корпорация должна сообщать в отчете наименьшую цифру. При этом корпорация должна стремиться предвидеть все расходы и не сообщать о доходах без тщательного обоснования.
  • Ясность - информация, содержащаяся в отчетах, должна быть изложена на таком уровне, чтобы ее мог воспринять читатель со средним уровнем понимания проблем бизнеса.
  • Существенность - отчеты должны содержать информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на пользователей.
  • Надежность - предоставляемая информация должна быть полной и достоверной.
  • Преемственность - корпорация должна стремиться использовать сопоставимые методы финансовых расчетов, так чтобы обеспечивалась возможность сравнения отчетных данных на различные периоды времени.

Информация о работе Финансовые аспекты корпоративного управления