Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:30, реферат
В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).
ФПГ - хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.
Останавливаясь на
количественных аспектах развития прямого
инвестирования в зарубежный материальный
сектор следует отметить, что масштабность
этого процесса для России во многом
будет зависеть не только от активности
уже сформировавшихся преимущественно
в базовых и сырьевых отраслях
экономики пула крупных транснациональных
компаний, но и от ускорения динамики
зарождения и укрепления подобных компаний
в других (менее зависимых от влияния
внешних благоприятных
Согласно прогнозу EIU, в ближайшие несколько лет основная часть российских инвестиций в зарубежные производительные активы будет направляться в страны Африки, Восточной и Западной Европы. В отраслевом разрезе инвестиции в зарубежный материальный сектор сырьевых и базовых отраслей российской экономики будут продолжать превалировать в общей их массе, тем не менее, их удельный вес в структуре вывозимых прямых инвестиций несколько снизится (примерно до 60%) за счет оживления транснациональной деятельности прочими секторами экономики. На покупку активов в энергетическом секторе зарубежной экономики будет приходится 34% общего объема транснациональных вложений российских компаний, в металлургический и горнодобывающий сектора будет направлено - 23%[10].
С учетом этого все
более актуальным становится вопрос
определения роли и места государства
в процессе осуществления
Как показывает зарубежная практика, эффективная реализация такого подхода должна базироваться на действенной системе государственного содействия транснациональной деятельности российского частного капитала за рубежом и предполагать наличие широкого набора инструментов поддержки - от информационного и дипломатического сопровождения российских инвестиций до финансового содействия этому процессу (в форме кредитования, субсидирования процентных ставок, страхования от политических рисков и др.).
С этой целью было
бы полезным создать и отдельное
структурное подразделение, например,
агентство по содействию инвестиций
за рубежом (возможно, совместить функции
поддержки инвестиций с функциями
стимулирования экспорта товаров и
услуг на базе планируемого к созданию
в стране агентства по содействию
экспорту), основными задачами которого
бы являлись осуществление
Очевидно, что финансово
обеспеченные и достаточно опытные
крупные российские компании (прежде
всего сырьевого и базового сектора
экономики) в большей степени
нуждаются в господдержке в виде
дипломатического лоббирования их интересов
за рубежом (особенно на рынках развитых
государств). Как уже было отмечено
выше, главный сдерживающий фактор
для них - это проблема негативного
имиджа, в определенной степени сформировавшегося
за рубежом в виду неосведомленности
и ложных стереотипов о современном
российском бизнесе. Между тем, целенаправленная
информационная компания и дипломатическое
сопровождение инвестиционных проектов
за рубежом со стороны государства
должны неразрывно сопровождаться и
активными действиями высшего руководства
самих компаний, особенно по части
проведения четких структурных реформ
и внедрения международных
В тоже время в
отношении зарождающихся в
1) проектам, увеличивающим
обеспеченность национальной
2) проектам, способствующим
экспорту национальных
3) приобретению активов,
позволяющих использовать в
4) слияниям и поглощениям,
повышающим
Государственная идеология содействия проникновению российского капитала в зарубежные производительные активы должна также предусматривать более активное использование потенциала российских загранпредставительств.
Важное место должно
отводиться взаимодействию государства
с рядом способствующих усилению
транснациональных потоков
Не менее значимая роль в содействии проникновению российского капитала в зарубежный материальный сектор должна принадлежать деятельности государства по извлечению большей выгоды от членства в страновых интеграционных объединениях, предполагающих возможность выхода на более высокий уровень интеграции - создание свободного рынка передвижения товарных и капитальных потоков (например, ЕврАзЭС, ЕЭП и др.).
Работа по расширению практики применения механизма урегулирования задолженности государств-должников перед Россией через механизм конверсии их долгов в собственность и инвестиции также должна являться составной частью государственной политики по продвижению российского капитала в зарубежный материальный сектор[13].
По мере развития рыночных
реформ интеграция российской
экономики в систему мирового
хозяйства становится все
Говоря о платежном балансе, необходимо отметить, что хотя основой данных об объемах внешней торговли служит таможенная статистика, общеизвестно, что ее данные не учитывают значительную часть импорта. Это происходит, в частности, из-за сложностей оценки объемов так называемой неорганизованной торговли (официально не охватываемой таможенной статистикой). Оценка объемов этого импорта может быть получена косвенным путем на основе статистики о реализации импортированных товаров—общем объеме розничного товарооборота на вещевых и прочих рынках. Расчеты Государственного комитета по статистике показывают, что в 1995-96 г. г. эта величина составляла около 20%-22% от официально регистрируемого импорта. [43См. "О статистике внешней торговли и оценке тенденций в динамике платежного баланса Российской Федерации": информационно-аналитический бюллетень, №5, апрель 1997 г. , стр. 2])
К другой
группе проблем регистрации
Расчеты,
выполненные специалистами
С другой стороны, государственные органы, публикующие статистику внешней торговли также осуществляют дооценку официальных показателей, причем поправка Центрального Банка на нерегистрируемый импорт является наиболее существенной— около 55%. Таблица 5
Внешняя
торговля Российской Федерации в 1995-97
г. г. (млрд. долл. )
Экспорт
Импорт
Данные ГТК
Оценка Госкомстата
Оценка ЦБ РФ
Данные ГТК
Оценка Госкомстата
Оценка ЦБ РФ
1995 год
78, 4
81, 1
81, 6
46, 7
61, 0
60, 1
1996 год
84, 9
89, 1
90, 4
46, 6
62, 3
67, 4
1997 год
84, 8
87, 4
....
52, 5
67, 6
....
Источники: Публикации ГТК, Госкомстата, Платежные балансы РФ Как видно из таблицы 5, импорт товаров по данным Центробанка в 1996 году был выше импорта, публикуемого Госкомстатом, почти на 5 млрд. долл. За 9 месяцев 1997 года расхождение составило 2. 5 миллиарда. Можно предположить, что в платежном балансе за 4 квартал поправка ЦБ на нерегистрируемый импорт будет также выше поправки Госкомстата. Если, как и в предыдущие периоды, ее величина составит 0, 8 млрд. долл. , то суммарное расхождение за год окажется весьма значительным— порядка 3, 3 млрд. долл.
Проблема
отражения в официальных
Несмотря на то, что фактическое сокращение сальдо по текущим операциям, возможно, сокращается меньшими темпами, чем содержащиеся в публикациях Банка России показатели, указанное сокращение тем не менее происходит. Для настоящей работы представляет интерес изучение причин этого процесса. Если рассматривать его комплексно, то следует отметить прежде всего усилившееся давление на курс рубля, который принято связывать только с последствиями финансового кризиса в Юго-Восточной Азии, выражающимися в оттоке средств нерезидентов с российского фондового рынка.