Финансово-промышленная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:30, реферат

Описание работы

В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).
ФПГ - хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 36.95 Кб (Скачать)

В экономике любой  страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными  компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

ФПГ - хозяйственное  объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное  с целью ведения совместной скоординированной  деятельности.

ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. Иными словами, ФПГ представляет собой финансово-индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей. В ФПГ развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации:

перекрестного владения акциями и представительствования в руководящих органах компаний - ФПГ обычно контролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчиков и потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ  можно отнести следующие:

1) интеграция входящих  в них звеньев не только  через объединение финансовых  ресурсов и капиталов, но также  и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую  политику;

2) наличие общей  стратегии;

3) добровольное участие  и сохранение юридической самостоятельности  участников;

4) структура ФПГ  позволяет решать многие вопросы  (в том числе проблемы, связанные  с безопасностью) с меньшими  издержками, чем на других крупных  предприятиях и в объединениях.

ФПГ могут возникать  на основе крупнейших промышленных или  торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к  ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных  или банковских организаций.

Появление и возрастание  роли ФПГ в российской экономике  является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики  определяют специфику формирования ФПГ.

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:

  • потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;
  • ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;
  • наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;
  • необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

Кроме того, ФПГ часто  рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо  они имеют реальную базу развертывания  диверсификации производства, располагают  большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных  регионах страны.

ФПГ формируют смешанную  экономику, поскольку в них могут  участвовать и государственные  предприятия, стартовое участие  последних наряду с членством  ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ  необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.

Формирование ФПГ  в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и  акционирования, изменения структуры  инвестиций, увеличения доли предприятий  негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и  их интеграции для мобилизации ресурсов.

Одновременно усилилась  ориентация отраслевых органов управления и наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.

Процесс формирования ФПГ идет в России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются в добровольном порядке на основе договорного процесса и рыночных форм консолидации пакетов акций, а также директивным путем в случае объединения «казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительное тщательное проектирование всех взаимосвязей в таких группах, целей их деятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансового и промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике. Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, в котором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе больших промышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становления рыночных отношений.

Еще один путь связан с возможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур, созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл».

Универсальной схемы  формирования ФПГ нет, но можно отметить ряд общих закономерностей. К  их числу относятся:

  • широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
  • целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
  • долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
  • высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;
  • селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
  • совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.

Правовой основой  формирования ФПГ в России являются Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г., постановление Правительства  РФ «О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ» от 23 мая 1994 г. и  «О реестре ФПГ и требованиях  к составу их проектов» от 19 июня 1994 г. Государственная поддержка формирования и развития ФПГ осуществляется в соответствии с Программой содействия формированию ФПГ различных министерств и ведомств, утвержденной Правительством РФ в январе 1995 г.

Примерами уже созданных  ФПГ в Российской Федерации могут  служить ФПГ: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь» и др. Примером создания ФПГ в рамках СНГ может служить ФПГ «Нижегородский автомобиль», объединившая в своем составе 39 юридических лиц: предприятия, банки, научные организации и страховые компании. Поданным Минэкономики, в начале 1998 г. было зарегистрировано 75 ФПГ и 10 находились в стадии регистрации. Большая часть формирующихся ФПГ предпочитает функционировать без официального статуса (т.е. без государственной регистрации в реестре финансово-промышленных групп). Так, например, в число официально признанных ФПГ не вошли концерн «Газпром», интегрированные нефтяные компании, группы банков «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Мост», «Российский кредит» и многие другие, имеющие важнейшие признаки ФПГ.

Российские ФПГ  лишь начинают выходить на мировую  сцену, и пока их капитал не может  сравниться с капиталом зарубежных ФПГ.

В процессе формирования ФПГ в России сталкиваются с целым  рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные группы представляют собой  механическое объединение технологически малосвязанных предприятий. Часто  в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать  различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения  ФПГ, вопросы их государственной  поддержки.

Вместе с тем  деятельность ФПГ очень важна  для нашей экономики, так как  в результате интеграции экономических, организационных, технологических  и интеллектуальных потенциалов  их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания  инвестиционных ресурсов для новых  высокоэффективных производств.

При формировании ФПГ  следует руководствоваться рядом  объективных критериев - в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки  и т.п. В первую очередь необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые  выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных  нужд. ФПГ могут стать действенным  инструментом реализации приоритетов  структурной политики, развития перспективных  отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ- Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.

 Приоритетными областями для российских вложений выступают отрасли, связанные с разведкой, добычей, переработкой и транспортировкой топлива, объекты энергетики, черной и цветной металлургии, химической промышленности. Особой активностью в регионе выделяются крупные нефтегазовые компании ("Лукойл", "ТНК"), создавшие вертикально интегрированные транснациональные структуры, а также "Транснефть", "Газпром" и "Русал", ставшие за последние годы собственниками или совладельцами предприятий в СНГ. В последние годы заметно увеличились также инвестиции в мобильную связь и предприятия машиностроения.

Одним из наиболее привлекательных  направлений инвестирования в страны дальнего зарубежья являются прежде всего страны бывшего соцлагеря Центральной и Восточной Европы. В последние годы центр транснациональной активности смещается на страны Балканского региона, еще не достигших (в отличие от стран Центральной Европы) требуемого уровня реформирования своих экономик, достаточного для вступления в ЕС. На этом фоне производительные активы Балканских стран пользуются сравнительно невысоким спросом со стороны западных компаний, что позволяет российским компаниям с большей результативностью осуществлять свою транснациональную деятельность (особенно в Румынию, Сербию, Болгарию, Македонию и Боснию) [5].

Инвестиционная активность в данный регион приходится преимущественно  на сектор энергетики. Наиболее крупные  инвестиционные вложения осуществляются нефтегазовыми гигантами "Газпромом" и "Лукойлом", сосредоточивших свои усилия на инвестициях в переработку и реализации энергоресурсов. В последние годы заметно увеличились также инвестиции в металлургический сектор и предприятия машиностроения ("Евраз", "ОМЗ" и др.).

Популярностью среди  российских инвесторов пользуются и  богатые природными ресурсами рынки  ряда развивающихся стран. Наибольшую привлекательность представляют страны третьего мира со своими сравнительно недорогими в условиях перманентно  повышенной политической и экономической  нестабильности добывающими и перерабатывающими  активами. Крупные российские металлургические, алюминиевые и алмазодобывающие компании ("Евраз", "Русал", "Ренова", "Алроса") инвестируют средства в добычу и переработку природных ресурсов, не встречая, с одной стороны, серьезной конкуренции со стороны западных конкурентов, оценивающих такую деятельность достаточно рискованной, с другой стороны, препятствий геополитического характера от местных деловых и государственных структур[6].

В последние годы российские компании стараются активно  вкладывать свои капиталы также и  в производительные активы развитых стран. Однако, набирающая темпы транснациональная деятельность российских компаний на рынках этого странового сегмента сопряжена (в сравнении с условиями инвестирования в развивающиеся страны и страны переходной экономики) зачастую с большими трудностями. Намерения российских компаний инвестировать средства в материальный сектор экономики развитых стран все чаще встречает сопротивление со стороны местных деловых кругов, что сказывается на результативности проникновения отечественного капитала на рынки этих государств. Согласно проведенному аналитической группой M&A-Intelligence журнала "Слияния и поглощения" исследованию, только по итогам 2006 года сорвалось зарубежных сделок российских компаний в Европе и Северной Америке на сумму порядка 50 млрд. долл. США. (13 сделок), в то самое время как, например, китайским компаниям было отказано в покупке зарубежных активов только на сумму 10 млрд. долл. США (в 8 случаях), выходцам из арабских стран на сумму 18 млрд. долл. США (в 23 случаях)[7].

Наиболее значимым фактором, препятствующим результативному проникновению российского капитала на развитые рынки является негативный имидж, сформировавший в отношении наших компаний со стороны зарубежных деловых кругов. В подтверждение отмеченного можно привести, например, результаты проведенного в 2006 году британским агентством The Economist Intelligence Unit (EIU) (аналитическое подразделение группы компаний Economist) опроса более чем 300 представителей крупных компаний из Европы, Северной Америки и Азии. Результаты опроса показали, что общее впечатление о России как об источнике инвестирования в международных деловых кругах складывается не в пользу нашей страны. По мнению большинства респондентов, российский бизнес отличают не достаточная прозрачность ведения бизнеса, сомнительный источник происхождения капиталов, слабая предпринимательская этика и структура управления, невысокие стандарты качества, отсталость технологий. Значительное число респондентов также считают, что и политическое противостояние остается значимым препятствием на пути России к корпоративной экспансии в их страны[8].

К числу наиболее крупных сделок с участием российского  капитала, которые под влиянием преимущественно  вышеуказанных факторов так и  не были реализованы на практике можно, например, отнести попытку российской компании "Северсталь" в 2006 году осуществить  слияние с крупнейшей индийской  металлургической компанией "Arcelor", а также намерения в этом же году "Газпрома" приобрести контрольный пакет акций британской газораспределительной компании "Centrica". Серьезный прессинг со стороны местных деловых кругов в ходе заключения сделок испытали, в частности, "Лукойл" - при покупке сетей американских сетей заправочных станций "Getty Petroleum Marketing" (2000 г) и "Mobil" (2004 г), российский производитель шин компания "Амтел" - при покупке голландской компании "Vredestein" (2005 г), металлургическая компания "Евраз" - при поглощении американской компании "Oregon Steel Mills" (2007 г), и др[9].

Информация о работе Финансово-промышленная группа