Финансовое планирование на предприятии

Автор: Лев Немейский, 07 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – рассмотреть понятие планирования, организацию планирования, методы и принципы планирования, а также виды финансовых планов на предприятиях.

Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

Содержание

Введение 3


Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях


1.1. Сущность финансового планирования на предприятии 5

1.2. Цели планирования 8

1.3. Организация и методы планирования 10

1.4. Процесс планирования 15


Глава 2. Виды финансового планирования


2.1. Перспективное финансовое планирование 17

2.2. Годовое финансовое планирование 19

2.3. Оперативные финансовые планы 24


Заключение 30

Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать)
 

     Годовой финансовый план должен разрабатываться  в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета республики (май – июнь года, предшествующего планируемому).

     На  втором этапе (в ноябре – декабре  года, предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчеты с учетом основных показателей плана экономического и социального развития народнохозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимание следует принять сведения о росте средней заработной платы и минимальном ее уровне, изменения индексов цен на материальные и топливно-энергитические ресурсы, а также изменения налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства.

     В процессе реализации финансовых планов может неоднократно возникать необходимость  в уточнении финансовых расчетов по причинам, зависящим как от самого предприятия, так и в силу действия внешних факторов.

     Финансовый  план разрабатывается, обсуждается  и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации  труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям предприятия, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом предприятия решать финансовые вопросы.

     Финансовый  план с расчетами к нему или  выписка из финансового плана  о размере финансовых ресурсов и  платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения предприятия. Эта  информация первоначально используется в процессе составления бюджета региона. В последующем на ее основе ведется учет и контроль за фактическим поступлением средств в бюджет.

     По  решению вышестоящего органа финансовый план может предоставляться ассоциации, концерну, отраслевому министерству для согласования и обобщения плановых заданий и выработки финансовой политики.

     В ряде случаев (при получении кредитов, открытии финансирования по капвложениям) финансовый план с расчетами необходимо предоставить кредитному учреждению для  обоснования состава и размера  собственных финансовых ресурсов, необходимости привлечения заемных средств.

     Для составления финансового плана  используются следующие источники  информации: 

    • бухгалтерский баланс за 2 – 3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю  дату составления отчета;
    • данные об объеме производства;
    • смета затрат на производство или свод общих расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
    • сметы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы (детсад, дом культуры и т. д.);
    • данные об объемах капитальных вложений;
    • сведения о движении основных фондов и оборотных средств;
    • отпускных цен;
    • анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;
    • лимиты расходов по отдельным статьям затрат, например, на фирменную одежду, командировочные и др.;
    • нормы амортизационных отчислений;
    • нормативы собственных оборотных средств, платежей в бюджет и отчислений в централизованные фонды государства.
 

     Формой  финансового плана на предприятии  служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела; 

    1. Доходы  и поступления средств;
    2. Расходы и отчисления;
    3. Взаимоотношения с бюджетом (платежи в бюджет, ассигнования из бюджета).
 

     Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса  расчетов доходов и поступлений  средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет; а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку самого финансового плана как сводного документа.

     Расчеты выполняются по определенным формам. Формы рекомендуется согласовывать с органами, которым они будут предоставлены (отраслевое министерство, ассоциация, концерн, местный орган власти, финансовые и налоговые формы).

     Состав  показателей, их детализация по каждому  разделу финансового плана могут  быть разными, т. е. укрупненными или детальными, а также в зависимости от пользователей информации. Финансовый план, составляемый для нужд самого предприятия, рекомендуется заполнять с полной расшифровкой доходов, расходов и отчислений.

     Документ, для передачи тому или иному органу управления, может (если нет специальных требований к заполнению) составляться по упрощенной форме, в которой отражается лишь важнейшие виды доходов, направление средств и платежей в бюджет, источником уплаты которых является прибыль.

     Расчеты по планированию отдельных источников доходов и расходов выполняются на основании соответствующих методик, правил и принципов. Выполненные расчеты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путем составления шахматной таблицы. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учетом их целевого использования и очередности по статьям затрат. Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет, штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств, а в оставшейся части оборотных средств – на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.

     Возможный вариант шахматной таблицы приведен в табл. 3.2.2. [10, с. 234]

Табл. 3.2.2. Проверочная таблица  к балансу доходов  и расходов
 
Направление средств

     Источники покрытия

Общая прибыль амортизация Прирост устойчивых пассивов прочие всего
1. Налог  на прибыль          
2. Отчисления  в фонд накопления          
3. Отчисления  в фонд потребления          
4. Резервный  фонд          
5. Прочие  расходы          
Всего          
 

     Составление «шахматки» начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия. После этого выполняется балансировка на уровне отдельных статей доходов и расходов предприятия и проверяются ее результаты. Последние предполагают равенство итогов по каждой статье затрат сумме источников финансирования; в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия (направления средств) в планируемом году. При достижении баланса доходов и расходов следует перейти к заполнению финансового плана предприятия.

     Заполнение  финансового плана предполагает разноску показателей «шахматки» по соответствующим разделом финансового  плана, подсчет итогов по разделам и расчет следующих четырех проверочных показателей: 

    • превышение  доходов над расходами;
    • превышение расходов над доходами;
    • превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;
    • превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.
 

       Финансовый план считается правильно  составленным, если величина превышения  доходов над расходами равна  сумме превышения платежей в  бюджет над ассигнованиями в  бюджете, в размер превышения  расходов над доходами – величине  превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. В реальной жизни должна соблюдаться одна из пар балансирующих между собой показателей. [10, с. 230] 
 
 
 

     2.3. Оперативные финансовые  планы 

     В целях контроля за поступлением фактической  выручки на расчетный счет и расходованием  наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. [9, с. 251]

     Оперативный план необходим для обеспечения  финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.

     Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. [11, с.179]

     Платежный календарь – основной оперативный  финансовый план. Он является самым  эффективным и надежным инструментом управления денежными потоками предприятия. [10, с. 235]

     Основной  целью разработки платежного календаря  является установление конкретных сроков поступления денежных средств и  платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

     Период  планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики  деятельности и экономической сообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.

     Установленной формой платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе двух разделов: 

    • предстоящие расходы и платежи;
    • предстоящие поступления денежных средств.
 

     В первом разделе указываются все  расходы и платежи, проходящие через  расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи по заработной плате, поставщикам, отчисления в централизованные бюджетные и внебюджетные фонды, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции, суммы погашения банковских кредитов и процентов по ним, расходы на выплату дивидендов, на социальные нужды коллектива и все другие затраты.

     Во  втором разделе указываются планируемые  источники покрытия затрат: переходящие  остатки на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном счете, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и иных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, поступление дебиторской задолженности покупателей, ассигнования из бюджета, ссуды банков, бюджетные ссуды и займы, займы и финансовая помощь других субъектов хозяйствования, прочие доходы и поступления.

     В платежном календаре денежные расходы  и поступления средств должны быть сбалансированы. Если на предстоящий  период поступления средств превышают  расходы, то в платежном календаре планируется излишек средств. Это положительное сальдо выразится в росте переходящего остатка денег на расчетном счете (или кредитовом сальдо на спецссудном или на контокоррентном счете). По экономическому содержанию излишек средств в одном периоде выступает в качестве денежных сбережений для последующего периода. В зависимости от периода планирования и своей величины преходящий остаток может стать источником приращения доходов предприятия, например, в виде процента по банковским депозитам или дохода по банковскому векселю.

     Если  планируемые расходы превышают  ожидаемое поступление средств (вместе с переходящими остатками), то в платежном  календаре отражается недостаток денежных средств. В таком случае необходимо изыскать дополнительные источники средств или перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период. Решения должны быть приняты оперативно.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии