Автор: Лев Немейский, 07 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа
Цель данной курсовой – рассмотреть понятие планирования, организацию планирования, методы и принципы планирования, а также виды финансовых планов на предприятиях.
Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.
Введение 3
Глава 1. Финансовое планирование на предприятиях
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии 5
1.2. Цели планирования 8
1.3. Организация и методы планирования 10
1.4. Процесс планирования 15
Глава 2. Виды финансового планирования
2.1. Перспективное финансовое планирование 17
2.2. Годовое финансовое планирование 19
2.3. Оперативные финансовые планы 24
Заключение 30
Список литературы 32
При
использовании экономико-
При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.
Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.
Построение
моделей состоит из ряда этапов:
Обоснованность
выбранных моделей проверяется
путем расчета
_ ∑ ( у – ух )2
где у и ух – фактическое и расчетное значение искомого показателя соответственно; п – число наблюдений.
Коэффициент вариации (Кп) представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому значению отчетного показателя (например, прибыли):
_
± Z 100
Кп = у
_
_ ∑ У ,
У
= m
где m – число периодов.
Коэффициент вариации показывает, что если отклонение расчетных показателей от фактических незначительно, то модель пригодна для планирования. Для предприятий актуальными являются два направления финансового планирования: стратегические и текущие.
Современные
предприятия составляют различные
виды финансовых планов: годовые финансовые
планы, валютные, кассовые, кредитные
планы движения денежных средств, платежные
календари и др. [10, с. 224]
1.4.
Процесс планирования
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [9, с. 236]
Они
имеют важное значение для финансового
планирования, так как содержат данные
для анализа и расчёта
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [4, с. 278]
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается
процесс финансового
Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Планирование
и моделирование дальнейшей деятельности,
конечно же, носит несколько абстрактный
характер из-за непредсказуемости ряда
внешних факторов, но дает возможность
учесть те изменения, которые не всегда
очевидны на первый взгляд.
Глава 2. Виды финансового планирования
2.1.
Перспективное (стратегическое)
финансовое планирование
В условиях рыночных отношений предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. [12, с. 32 ]
Планирование развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [7, с. 83]
Перспективное, стратегическое финансовое планирование представляет собой исследование и разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе в течение 3 – 5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.
Стратегическим
планом предприятия некоторые ученые
считают бизнес-план. Назначение бизнес-плана
состоит в том, чтобы помочь предпринимателям
и экономистам решить четыре основные
задачи:
Бизнес-план состоит из ряда разделов: характеристика продукта, оценка рынка сбыта; конкуренция; стратегия маркетинга; план производства; организационный план; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; резюме.
Финансовый аспект бизнес-плана представлен в разделе «Финансовый план» и разделе «Стратегия финансирования».
Девятый
раздел обобщает в стоимостной форме
материал предыдущих разделов. Он включает:
В девятом разделе излагается план получения средств для создания или развития предприятия: общий объем средств для реализации данного проекта, их источники, окупаемость проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал.
Составление финансовых расчетов как части бизнес-плана затруднено ввиду отсутствия единых методических подходов к их составлению.
В
современных условиях сложно говорить
о стратегическом финансовом планировании
на предприятиях, речь скорее может идти
о финансовом прогнозировании, т. е. разработке
вероятного представления о предельных
и желательных состояниях объекта в будущем.
Это может быть прогнозирование финансового
положения предприятия, отдельных показателей
– прибыли, доходы от ценных бумаг и др.
[10, с. 229]
2.2.
Годовое финансовое
планирование
Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов предприятия, или его бюджет.
Форма годового финансового плана (расчетный баланс доходов и расходов) приведена в таблице 3.2.1. [10, с. 231]
Наименование показателей | Отчетный период |
Планируемый период | ||
уточненный
план |
ожидаемое
исполнение |
в ценах отчетного периода | в ценах планового периода | |
1. Доходы и поступления | ||||
1. Общая прибыль | ||||
2. Амортизация | ||||
3. Прирост устойчивых пассивов | ||||
Всего доходов и поступлений | ||||
2. Расходы и отчисления | ||||
1. Производственное развитие (фонд накопления) | ||||
2. Социальное развитие (фонд потребления) | ||||
3. Резервный фонд | ||||
4. Другие расходы | ||||
Всего расходов и отчислений | ||||
Превышение доходов над расходами | ||||
3. Платежи в бюджет | ||||
1. Налог на прибыль | ||||
2. Налог на доходы | ||||
3. Налог на недвижимость | ||||
4. Другие налоги | ||||
Всего платежей в бюджет | ||||
Превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета | ||||
4. Ассигнования из бюджета | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
Всего ассигнований из бюджета | ||||
Превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет |