Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:17, курсовая работа
Цель работы выявить сущность культуры как важного условия развития человека.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
выявить сущность, значение и функции культуры;
рассмотреть Культура как основа формирования личности;
проанализировать влияние культуры на социальное развитие;
оценить культуру как форму самореализации человека.
А.Н.Леонтьев подчёркивал
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид. На формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы, творчества.
Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это
процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую.
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет
сравнивать с иными биологическими видами, адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.
Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.
У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать
собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и "несомой", между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».
Наука
не установила никаких количественных
границ. До глубокой старости человек
меняет взгляды на жизнь,
привычки, вкусы, правила поведения. Процесс
социализации объясняет то, каким
образом человек из существа биологического
превращается в существо социальное,
общественное, становиться личностью.
4. Влияние культуры на социальное развитие
Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества.
Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.
Другими
словами, каждое общество развивает
один или несколько базисных личностных
типов, которые соответствуют культуре
этого общества. Такие личностные
образцы усваиваются, как правило,
с детства. У равнинных индейцев
Южной Америки социально
Однако
в сложных обществах очень
трудно найти общепринятый тип личности
из-за наличия в них большого числа
субкультур. Наше общество имеет много
структурных подразделений: регионы,
национальности, род занятий, возрастные
категории и др. Каждое из этих подразделений
имеет тенденцию к созданию собственной
субкультуры с определенными
личностными образцами. Эти образцы
смешиваются с личностными
5. Культура как форма самореализации человека
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
З.
Фрейд был одним из первых, кто
попытался увидеть в
Немало
страниц посвящает
Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием “второй человеческой природе”, которая включает в себя:
а) трудовой способ
б) наличие сознания;
в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми – общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал “общественным животным”. Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.
Удовлетворяя
базовую потребность в
Вот
почему, говоря о всесторонней и
гармонически развитой личности, нужно
подчеркивать не только богатство и
всесторонность её способностей, но и
(что не менее важно) богатство
и многообразие потребностей, в удовлетворении
которых осуществляется всесторонняя
самореализация человека.
Заключение
Итак, можем сделать следующие выводы. Человек сам является культурной ценностью, и самую важную часть этой ценности составляют его творческие возможности, «весь механизм реализации замыслов и планов: от вовлеченных в творческий процесс природных задатков до самых утонченных возвышенных эстетических идеалов и "диких" научных абстракций, от эмоциональных переживаний, рвущихся выразиться до сложнейших знаковых систем. И естественно, что адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов». Тем самым в культуре смыкается как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей.
Роль культуры, как способа реализации творческих возможностей человека разнообразно. Культура не только приглашает личность творить. Она же и накладывает на нее ограничения.
Эти
ограничения распространяются не только
на социум, но и на природу. Культурные
запреты защищают общество от разрушительных
и деструктивных действий антисоциальных
элементов, поклонников животного эгоизма,
грубой физической силы, фашизма и расизма.
Но опасно и отсутствие культурных ограничений
в попытках управления силами природы.
Экологический кризис, переживаемый ныне
человечеством, в определенной мере –
результат отсутствия общечеловеческих
норм, предписывающих определенный
порядок в отношении общества к природе.
Культура как способ реализации творческих
возможностей человека не может не включать
в себя понимания ценности природы как
среды обитания людей, как незыблемой
основой культурного развития общества.
Список
использованной литературы
1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992г.
2. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. 1992г.
2. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие - М., Гардарики, 2000г.
3. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 2001г.
4. Костина А.В. Культурология: учебное пособие 3 изд., М.,2008г.
5. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для ВУЗов - 3 изд., М.,; Академический проект, 2001г.
6. Культурология. Под редакцией Радугина А.А., Москва, "Центр", 1997г., с. 304
7. Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982г. N 10.
8. Свасьян К. А. Человек как творец культуры // Вопросы философии. 1987г. N 6.
9. Философия культуры. Ответственный редактор Мжвениерадзе В. В.М., 1987г.
Информация о работе Финансовая устойчивость региона на примере РБ